Анна и Казан Ануевы. Фото baikalskieogni.ru
Аромат полевых цветов и нежные воды Бугутурки. Улус Дологон был совсем недалеко от нынешнего села Корсаково… Детские воспоминания манят многих вернуться сюда, в места, где ты бегал босиком. Люди, выросшие в улусе Дологон, приезжают из Улан-Удэ, других мест, ставят палатки. И несколько дней, проведённых на малой родине, простор и пьянящий воздух дают им силы жить дальше.
В районную библиотеку пришёл запрос из Киева: «Есть ли у вас хоть какая-то информация про родину моего деда, улус Дологон - ответьте, пожалуйста. Сергей Б.»
Дологон в переводе с бурятского – «боярышник». Он утопал в зарослях цветущих кустов, раскинувшихся по берегам протоки. И в конце XIX века Дологон был довольно крупным. Известно, что в 1910 году открылась Дологонская начальная школа. Была коммуна «Красный Дологон».
Заведующая Корсаковским музеем Зоя Ананьевна Банзаракцаева считает, что в улусе жили представители трёх родов: Соормэйн Хайтал, Нохой Ураг и Ехэ Шоно. В 1932 году случилось наводнение. Дома многих семей подтопило. И дологонцы вынуждены были переезжать. Часть улусников выехала в Кижингинский район, разъехались семьи по другим местам. И в Дологоне осталось немного домов, в том числе родителей Владимира Албатаева.
Владимиру Доржиевичу 78 лет, в Дологоне он провёл детство и отрочество. И сейчас из Корсаково часто ездит туда. Вспоминает, что жили рядом с Ербаевыми, Степановыми. Дома стояли отдельными хуторами в нескольких десятках метрах друг от друга. Родители его вступили в колхоз имени Ворошилова. Пережили в Дологоне войну и трудные послевоенные годы. Держали в улусе скот, рыбачили. В 1934 году Дологонскую школу, которая была от Албатаевых через лог, восточнее дома Михеевых, перевезли в Корсаково. И дети из Дологона ходили учиться уже за несколько километров в Корсаковскую школу.
Недалеко от дома Албатаевых жили Ербаевы. Банэ Ербаев был хорошим кузнецом. Во время войны его призвали на фронт, он стал снайпером. Говорили, что Банэ учился спайперскому делу у Героя Советского Союза Жамбыла Тулаева. Дологонский солдат погиб. В улусе осталась его дочь Нина. Владимир Доржиевич посоветовал обратиться к ней.
Нине Банаевне нелегко даются воспоминания. Она сохранила его фамилию, ей очень дорога память о нём. Говорит, что в Дологоне было очень красиво летом, всё зеленело. Мама её работала в колхозе разнорабочей. В те времена надо было сдавать налог государству топлёным маслом, молоком, другими продуктами. Приходилось нелегко, но жили дологонцы дружно. Все были вместе, делились последним куском хлеба.
Есть и ещё воспоминания о Дологоне. Если Владимиру Доржиевичу и Нине Банаевне за 70, то Анне Тыпшеевне Ануевой – 90. В девичестве она Онтобоева, и сама тоже из Дологона. Вспоминает, что жили там тогда ещё Кукшиновы, Пуевы, Бортоевы, Олмоевы, Нагуслаевы.
Её отец работал в колхозе. Зимой заготавливал лес, осенью жал пшеницу, летом был на сенокосе, а иногда замещал заведующего складом. Мы спросили Анну Тыпшеевну, чем они тогда жили, чему радовались? Она ответила, что они работали и работали, а радовались – песням.
- Спойте! - робко попросили мы, совсем не надеясь на положительный результат.
Анна Тыпшеевна на секунду задумалась. Потом улыбнулась, в глазах у неё загорелся огонёк. И она запела звонким голосом бурятскую песню. Её слова можно перевести так: «Солнечный свет – хорошо. Молодые года – хорошо». Глядя на жену, распрямил плечи её супруг Казан Петрович. И семь десятков лет слетело с них в одно мгновение. И вот уже будто восемнадцатилетние – Казан и Анна, наработавшись за день, из разных улусов бегут в клуб, в Корсаково.
Молодёжь по вечерам собирается там и встаёт в большой ёхор – хоровод. Он тянется вокруг клуба, как бы опоясывает его. Парни и девушки иногда до утра танцуют ёхор, и даже тропинка образуется там, где в танце бегут они.
Анна Тыпшеевна вспоминает, как в 1944 году её, голосистую молодую девушку из Дологона, пригласили в театр Бурятской драмы в Улан-Удэ. Был конец войны, но жизнь не остановилась. Корсаковская молодёжь из всех улусов показывала свадебный обряд в национальных костюмах, со сватами, родителями невесты, жениха. Костюмы просили у родителей, бабушек. Порывшись в сундуках, женщины доставали старинные украшения: серебряные браслеты, бусы. Их умели изготовлять мастера-улусники. Обряд они показали во всей красе. Молодым артистам аплодировали.
Директор музея посёлка Энхалук Надежда Цыренова говорит, что очень красиво об улусе Дологон ей как-то рассказывал Леонтий Абазаевич Борбоев, известный шаман, замечательный рассказчик. Но его уже нет. А больше так, наверное, о Дологоне никто не расскажет…
Елена ШУШУЕВА, газета «Байкальские огни»