Общество 21 авг 2019 3177

​​На Байкале расцветает цветок шаматхи

Фото предоставлено Николаем Бадмаринчиновым

Под руководством доктора буддий­ской философии, досточтимого Геше Джампа Тинлея 21 августа завершается «Байкальский ретрит-2019» вблизи села Заречье Кабанского района, сообщает газета “Бурятия”.

По своему охвату нынешний ретрит, как и все предыдущие, является всероссий­ским. В нём участвуют члены буддийских просветительских центров, образованных с середины 1990-х годов Геше Джампа Тин­леем в более чем 20 городах России.

Всего же на первый лекционный этап ретрита, проходивший с 25 июля по 5 авгу­ста, зарегистрировали 1047 человек, из них взрослых - 900. Число участников прибли­зительно соответствует средним показате­лям последних лет.

На 2-й этап, предполагающий индиви­дуальные ретриты, зарегистрировалось 400 человек. Слово «индивидуальные» здесь употребляется, скорее, как пожела­ние. Пока же в реальности участники раз­бились на несколько групп, занимающихся по отдельности под руководством продви­нутых учеников Геше Джампа Тинлея.

Тема ретрита – «Необычная Гуру-йога – союз блаженства и пустоты». Гуру-йога – собственно, практика почитания Учителя, что является началом начал буддийского Учения.

На первом этапе в течение 10 дней участники слушали нынче лекции Геше Джампа Тинлея: 1-я – с 10 до 12 ч., 2-я – с 17 до 19 ч. В остальное время – вечерние дис­путы по темам буддийского Учения между командами разных регионов и городов. Это – три буддийские республики: Калмыкия, Тыва, Бурятия, кроме них – Агинский Бурят­ский округ, а также Москва, Санкт-Петер­бург, Новосибирск, Омск, Уфа, Красноярск, Иркутск и др.

В свободное время – концерты силами участников из разных регионов, пикники на берегу Байкала с национальной борьбой, демонстрация индийских кинофильмов.

Оздоровление ума

Оздоровление ума требует системати­ческой работы.

«Необычная Гуру-йога – союз блажен­ства и пустоты» – тема достаточно слож­ная. Реализовать полностью положения излагаемых в наставлениях Учителя тех­ник оздоровления ума, возможно, удастся единицам из участников. Но важно полу­чить отпечаток этих наставлений, чтобы исполнить их в будущих жизнях. Главное, что в этих лекциях даются детальные сущ­ностные наставления на основе коренно­го текста – комментария «Сокровищница наставлений, передаваемых из уст в ухо» Качен Еше Гьялцена, одного из величайших махасиддхов и практиков махамудры.

В 1993 году досточтимый Учитель (тог­да ещё не Геше) приехал в Россию духов­ным представителем Его Святейшества Далай-ламы с определённой миссией – со­действовать возрождению здесь буддий­ского Учения в чистом виде. Дальнейшее развитие ситуации в буддийском сообще­стве России обусловило то, что досточти­мый Учитель сосредоточил свои усилия преимущественно на духовном развитии мирян. При этом он разработал чёткую стратегию своих действий и неуклонно её осуществляет. Прежде всего, опорными пунктами своей просветительской дея­тельности досточтимый Учитель избрал буддийские республики – Калмыкию, Тыву, Бурятию, а также Москву и первое время Петербург. Далее к ним присоединились Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Ир­кутск. Сейчас число регионов и городов, где проводит свою деятельность Геше Джам­па Тинлей, перевалило за 20. Буддийские центры, образованные по его инициативе, функционируют сейчас в более чем 20 го­родах и регионах России. Они объединены в централизованную религиозную буддий­скую организацию «Дже Цонкапа», зареги­стрированную в Министерстве юстиции РФ.

На основе коренных буддийских тек­стов досточтимый Учитель составил «Мо­литву для ежедневных упражнений в ме­дитации». Она была переведена на русский язык, а также на бурятский, калмыцкий, тувинский языки. Несколько лет назад «Молитва» зазвучала и на монгольском языке.

К ясному свету!

Свои первые лекции 1994 года в трёх буддийских регионах, а также в Москве досточтимый Учитель построил в форме комментариев к упомянутой выше «Мо­литве для ежедневных упражнений в ме­дитации». На основе улан-удэнских лекций июля и сентября 1994 года видный бурят­ский философ, ныне доктор философских наук Ирина Сафроновна Урбанаева (мона­хиня Тензин Чодрон) составила и издала в Улан-Удэ в 1995 году книгу «К Ясному све­ту», популярную и поныне. Это была одна из первых книг Учителя, вышедшая в Рос­сии. Она представляла собой сжатое и до­ступное изложение содержания основных положений «Ламрима».

Значительно позже, когда поток со­знания учеников более или менее созрел, Учитель стал постепенно, в дозированных формах, передавать ученикам наставле­ния по тантре, для того чтобы они более эффективно работали над очищением сво­ей отрицательной и умножением благой кармы, или, попросту говоря, становились более добрыми и сострадательными.

Байкальские ретриты

Слово «ретрит» происходит от англий­ского слова retreat, что в некоторых зна­чениях переводится как «граница», «уход». Здесь подразумевается внешняя граница,

рекомендуется покидать. Внутренняя же граница – это позитивное состояние ума и пресечение неблагих состояний ума и нето есть граница с. Заречье, которую не благих действий. Само собой подразумева­ется отказ от алкоголя и табака. ­

Русский аналог слова «ретрит» – «за­творничество». Сходно по значению бурят­ское выражение «аглаг даяан», «аглагай бүтээл» – медитация в отдалённом месте, свободном от шума и суеты. Первый Бай­кальский ретрит состоялся летом 1996 года в Култушной Кабанского района, на старой деревянной базе отдыха Минкульта Буря­тии. Там же прошёл второй ретрит, в начале двухтысячных. Оба ретрита были трёхднев­ными, участники – почти исключительно жители Улан-Удэ. Организаторы – общи­ны «Арьяа-Баала» и «Зелёная Тара», обе основаны Геше Джампа Тинлеем. Первые ретриты всероссийского масштаба прошли в Гремячинске Прибайкальского района в 2007-2008 годах. В 2009 году ретрит прохо­дил на р. Мишиха, за г. Бабушкиным.

И, наконец, благодаря благословению Учителя, а также усилиям и связям тогдаш­него председателя общины «Зелёная Тара» Ирины Сафроновны Урбанаевой в 2010 году определилось благословенное место близ с. Заречье (в 2 км за Сухой). В хозяйствен­ном обустройстве территории большую роль сыграли опыт и благая энергия пред­седателя центра «Нара Хажод» («Ваджрай­огини») из Агинского Бурятского округа Цыден-Дамбы Нимаева. Первое время участники ретритов жили в палатках. В последующем на средства членов регио­нальных центров были построены относи­тельно благоустроенные дома: «Зелёной Тары», московский, уфимский, тувинский, калмыцкий и т.д. Следует подчеркнуть острую социальную направленность про­екта. Трёхразовое питание в столовой стоит 5600 рублей за 10 дней.

Таким образом, отсчитывая от ретрита 2007 года в Гремячинске, нынешний стал 13-м.

Монахи из Индии

Монахи Сэра Мей восхищены деятель­ностью Геше-ла. Событием для нынешнего ретрита стало участие в нём официальной делегации монастыря Сэра Мей из Индии. Высококвалифицированные геше лхарам­бы во главе с Текчен Тулку Ринпоче про­вели в Доме шаматхи Байкальского ме­дитационного центра обряд возведения и разрушения Мандалы Будды медицины, подношения песка Мандалы нагам (ду­хам-хозяевам) Байкала, освятили постро­енную здесь учениками Геше Тинлея ступу Примирения (Юндун Чодон). Члены делега­ции также принимали участие в качестве арбитров-консультантов в вечерних диспу­тах, проходивших под руководством Геше Джампа Тинлея между командами центров из разных регионов. Не в силах удержать­ся, они активно вмешивались в ход обсуж­дения в качестве третьей стороны. Таким образом, присутствующие смогли увидеть живую традицию дебатов тибетских мона­стырей. Во многом благодаря этому, мо­нахи монастыря Сэра Мей стали ближе и родней участникам ретрита.

Тем более, что досточтимый Учитель Джампа Тинлей сам выпускник этого мо­настыря. Именно там в 1995 году в присут­ствии 2000 монахов он успешно защитил степень Геше. И то, что с 2017 года уста­новились связи буддийских центров Геше Тинлея с монастырем Сэра Мей, полезно обеим сторонам, особенно ученикам до­сточтимого Учителя.

На закрытии общего этапа ретрита 4 августа Текчен Ринпоче с присущей ему непосредственностью изложил свои впе­чатления от знакомства с деятельностью буддийских центров, основанных Геше Тин­леем.

- Я произношу эти слова не от себя лич­но, а в качестве представителя монастыря Сера Мей. Я вижу результат работы, кото­рую Геше Тинлей по поручению Его Свя­тейшество Далай-ламы вёл в России в те­чение многих лет. Сохранить учение Будды можно благодаря обучению и медитации, и Геше Тинлей уделяет много внимания буддийскому образованию и, кроме того, помощи ученикам в развитии шаматхи, и это очень хороший, подлинный способ со­хранения буддийского учения в России.

Я посещал много разных стран, видел разнообразные буддийские центры, но ни­где не встречал систему, подобную той, что создал здесь Геше Тинлей. Передавая тео­ретическое учение, он не просто даёт ком­ментарий к каким-то маленьким текстам, он излагает вам самую суть пяти великих трактатов буддийского учения; наставле­ния по развитию шаматхи тоже преподно­сятся систематически – вот такую образо­вательную систему я не видел нигде.

Прежде я встречал Геше-ла, но не знал его близко, не знал, что он такой весёлый человек, скромный, обладающий таким ба­гажом знаний. Сейчас, когда мы уже столь­ко общались и узнали друг друга лучше, я понял, что не могу даже приблизиться к нему в плане способностей – достоинства Геше-ла очень велики.

В этом году двенадцать человек садят­ся в ретрит по шаматхе, а на следующий год – другие двенадцать человек, и это действительно вызывает уважение и вос­хищение! В дальнейшем, куда бы я ни пое­хал за рубежом, я буду приводить в пример Геше Джампа Тинлея и его центры, делить­ся вдохновением, которое я здесь почув­ствовал, и советовать практиковать так, как это делают в вашем ретритном центре.

У нас в монастыре Сера Мей около двух тысяч монахов, Геше-ла – тоже выпускник Сера Мей, и все две тысячи монахов всегда молятся о том, чтобы были созданы причи­ны и условия для того, чтобы все существа практиковали Дхарму, чтобы достигли про­светления. В зависимости от причин и ус­ловий у нас возникают разные трудности: болезни, смерть и прочие, и монахи будут молиться о том, чтобы в вашем ретрите таких трудностей не возникло, чтобы вы не испытывали страданий, -сказал Текчен Тулку Ринпоче.

Дом шаматхи уникален

Стоит объяснить слова Ринпоче о 12 уче­никах, которые сядут в ретрит по шаматхе уже 22 августа и пробудут в нём по январь 2020 года. Дело в том, что это давняя мечта Геше-ла, чтобы его ученики вместе с ним провели в Бурятии шести-, семимесячный ретрит по шаматхе. Популярное объясне­ние этого слова означает полное умиро­творение ума практикующих. В настоящее время наш ум подобен дикому слону, кото­рый всё крушит на своем пути. Отсюда все наши проблемы, неустройства, болезни. Умиротворение же ума, то есть достижение состояние шаматхи, даёт поразительные результаты в плане улучшения умственных способностей, творческого подхода к ре­шению задач, терпения и сострадательно­сти к окружающим, а также способствует улучшению физического состояния. Кроме того, шаматха является основой достиже­ния всех буддийских реализаций. Реализо­вать этот проект стало возможным после строительства Байкальского медитаци­онного центра. В течение нескольких лет здесь был построен из отборных пород де­рева уникальный Дом шаматхи, имеющий шатровую архитектуру. По внешнему кругу в нём располагаются 12 небольших поме­щений для практикующих с возможностью полной звуко- и светоизоляции. Там имеет­ся все необходимое для практики, приня­тия пищи, отдыха, сна. Пища приобретается за счёт благотворительных взносов. Обслу­живанием занимаются волонтёры из числа учеников.

Безусловно, практика подобных ретри­тов (затворничеств) по шаматхе существо­вала прежде в буддийских регионах Рос­сии. Однако, по уровню комфорта условия Дома шаматхи не идут ни в какое сравне­ние с тем, что было.

С августа 2018 года по февраль 2019-го первые 12 учеников вместе с Учителем уже провели ретрит по шаматхе. Чуда не про­изошло, но результаты, безусловно, есть, особенно, по словам Геше-ла, у старых учеников. Итак, благодаря благословению Досточтимого Учителя, на Байкале расцве­тает благоуханный цветок шаматхи!

МНЕНИЯ:

Светлана Шарапова, заместитель пред­седателя центра «Ченрези», Элиста, Калмы­кия:

- Через преодоление трудностей созрева­ют такие условия, что мы можем участво­вать в столь значимом проекте. Из 7 млрд жителей Земли мы – счастливцы, так как стремимся освободиться от сансары и быть полезными другим. За это прежде всего мы благодарны нашему Учителю!

Дмитрий Никифоров, замруководителя Московского центра Ламы Цонкапы:

- Несмотря на то, что Его Святейшество Далай-лама не приезжает в Россию уже поч­ти 30 лет, полное Учение Его Святейшества, благодаря Геше-ла, присутствует в нашей стране, и все живые существа могут дости­гать таких же результатов, как великие мастера прошлого. И это ценность неверо­ятная!

Оюумаа Саая, заместитель председателя центра «Манжушри», Кызыл, Тыва:

- Каждый центр ответственно выполняет свою долю работы в ор­ганизации ретрита. Что касается бесценного Учения, которое мы по­лучаем, это даже не наша заслуга, а благословение нашего Досточтимо­го Учителя!

Николай БАДМАРИНЧИНОВ, заслуженный работник культуры Бурятии, ученик Геше Тинлея с 1993 года 

Читайте также