Общество 5 сен 2019 2637

​Кяхтинскому району Бурятии есть, что показать туристам

Отец Олег показывает главную реликвию Успенского храма – копию иконы «Споручница грешных»

Фото Леонида Актинова

Жемчужина чайного пути – Кяхтинский район расположен на самой границе с Монголией. Богатая и интересная история каждый год привлекает в эти земли тысячи туристов, сообщает газета «Бурятия».

Город Кяхта более двухсот лет являлся торговым узлом Россий­ской империи и важным культур­ным центром на востоке страны. Сюда прямиком из китайского города Шаньси привозили самый ценный товар – чай наивысшего качества. Чайный путь проходил из Китая через Монголию и Рос­сию и далее в Европу.

В те времена город был Тро­ицкосавском, а Кяхтой называли торговую слободу. Так же назы­валась и речка, вблизи которой в 1727 году российский дипломат сербского происхождения Савва Рагузинский подписал с китайца­ми договор о разграничении тор­говли и границе между Россией и Китаем. Здесь был заложен и пограничный острог с Троицкой церковью.

Со временем, ближе к концу века, с появлением чайной кон­трабанды через море и строи­тельством Транссиба, открывшего более дешёвый путь по железной дороге, высокий статус торгового центра на границе постепенно со­шёл на нет.

Сейчас Кяхта, где в XIX веке проживало 22 миллионера, уже совсем не похожа на «Москву на Востоке». Торговое значение давно исчезло, зато теперь это настоящая находка для цените­лей истории. Здесь на 80% со­хранилась старинная деревянная застройка, а также памятники архитектуры и религии, многих впрочем, не пощадил жестокий XX век. Это и двухэтажный гостиный двор, расположенный в слободе, красные казармы, в которых стоя­ли войска Колчака и барона Унгер­на, где военнопленные и красно­армейцы встретили свою смерть. Широко известна конспиративная квартира Сухэ-Батора: здесь в 1920 году вождь монгольской рево­люции скрывался в подполье. На Успенском кладбище Троицкосав­ска нашла свой последний приют Александра Потанина – первая женщина, ставшая членом «Рус­ского географического общества».

Поражали своей величествен­ностью церкви и храмы, активно строившиеся на деньги местных купцов-меценатов. Часть из них была разрушена в годы советской власти, другим удалось уцелеть.

Сила веры

Протоиерей Олег Матвеев – на­стоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Человек уникальный, большой энтузиаст и подвижник, объездивший с духов­ной и культурной миссией все пра­вославные храмы от Австралии до Америки. Во многом, именно его стараниями началась реставрация разрушенного Троицкого храма.

– В истории Бурятии Кяхта – это духовная жемчужина. 6 храмов были здесь, сохранились не все, Успенский долгие годы работает на духовной ниве, хоть его и за­крывали несколько раз, – гово­рит отец Олег. – 8 лет назад воз­родилась Воскресенская церковь в слободе, а в том году началось восстановление Троицкого собора – памятника федерального значе­ния. До революции там находилась чудотворная икона Божией Мате­ри «Споручница грешных». Сейчас оригинал утерян, но копия XIX века хранится в Успенском храме, и после восстановления Троицкого собора переедет на место своей предшественницы. Напротив му­зея народным способом строится часовня в память о разрушенной Покровской церкви и Никольской часовни, которая стояла в центре города.

Вознесенская церковь воз­ведена в 30-е годы XIX века по проекту московского архитекто­ра Григория Герасимова в стиле русского барокко с элементами византийской архитектуры, о чём говорят полукруглые купола. Эле­менты колоннады позаимство­ваны из проекта Исаакиевского собора архитектора Монферрана. Храм расположен буквально в 60 метрах от госграницы. Колоколь­ня высотой более 37 метров играла в своё время роль наблюдательной вышки.

Всю историю купеческого го­рода сохранил краеведческий музей им. академика Обручева. В экспозициях представлены пра­вославные, буддийские реликвии, предметы китайско-российской торговли, элементы материаль­ной культуры гуннов, монголов, большая коллекция редких книг, документов и чучел, в том числе и фламинго, которые в прошлом во время перелёта останавлива­лись на Гусином озере. В общей сложности более 120 тысяч экспо­натов. Кроме того, в музее можно увидеть фрагменты колоколов из Маймачена, приграничного с Кях­той торгового китайского города, сгоревшего дотла в 1921 году.

– Музей развивается и двига­ется в ногу со временем. Не зря его называют «Сибирским Эрми­тажем». Ежегодно нас посещают 30 тысяч человек из Монголии, Китая, СНГ, Европы и, конечно, жители России, Бурятии, – расска­зывает директор Баир Цыремпи­лов.

Колыбель буддизма

В 40 км от Кяхты в селе Муро­чи, на правобережье реки Чикой, расположен Цонгольский дацан «Балдан Брэйбун». Он является первым буддийским храмом – центром ламаизма в Западном Забайкалье, а также первым монастырём официально разрешён­ным губернской администрацией. История его связана с именем пер­вого Хамбо-Ламы Дамбы-Доржо Заяева. В 1741 году он смог до­биться аудиенции у императрицы Елизаветы Петровны. Царица раз­решила свободно распространять буддизм среди бурятских племен и узаконила все имеющиеся на то время дацаны, а также лам и ху­вараков при них. В их число вошёл и «Балдан Брэйбун», построенный за несколько лет до этого.

На протяжении долгого вре­мени по разным причинам храм переезжал с места на место. На­пример, из местности «Эргэ Бургэ» из-за подтоплений дацан перее­хал в местность Хилгантын Тал. В 1913 году построен новый дацан, простоявший до 30-х годов XX века. Только в 90-е годы нача­лось восстановление храмового комплекса: в 1994 году состоялась открытие нового здания дацана в местности Мурочи.

Здесь служит лама На­цаг-Доржо Юролтуев. Чемпион по национальной борьбе, он решил связать свою жизнь с монаше­ством и прошёл обучение в Тибе­те. Вечные буддийские заповеди он может рассказать простым и современным языком, понять глубинную философию религии из его уст сможет даже ребёнок.

– Именно отсюда буддизм дал свои ростки. Если вы считаете себя буддистом, то хотя бы раз в жизни должны посетить «Балдан Брэй­бун», – говорит лама.

30 сентября этого года, спустя 90 лет, откроется и Хилгантуйский дацан. Сейчас храму нужна по­мощь в уборке территории, покра­ске и иной работе, требующей рук волонтёров. С этой целью люди приезжают сюда целыми семьями и помогают в подготовке к откры­тию дацана.

Место чуда

В паре километрах от хра­мового комплекса, на священ­ной скале в местности Ранжур, чудесным образом проявляется молитвенная надпись «Ом мани падме хум». Здесь построен дуган «Арья-Баала», в котором прово­дятся службы. Надпись первым открыл Хамбо-Лама Заяев более двух веков назад, с тех пор она привлекает паломников со всей Центральной Азии и Забайкалья. На месте обнаружения мантры построены дуганы, возведена бе­седка для медитаций, домик для лампад и ворота. В одном из ду­ганов есть фотография скалы с надписью, на которой проявился образ четырёхрукой бодхисаттвы сострадания Арьяа-Баала.

Если приложить ладонь к камню, то можно увидеть тибетскую мантру

Фото Антона Иршутова

– В 2016 году администрация участвовала в республиканском гранте для благоустройства мест туристического показа, и на эти средства мы облагородили это место. По нашим подсчётам, сюда приезжают около 6-7 тысяч чело­век ежегодно. В будущем плани­руем построить юрточный ком­плекс. В 2018 году получили грант на обустройство территории при Хилгантуйском дацане на сумму 1,5 млн от минтуризма РБ, – рас­сказал глава сельского поселения «Мурочинское» Сергей Юролтуев.

Ещё одной известной загадкой района являются зыбучие пески Аман-Хан. Площадь пустыни со­ставляет 5-6 километров в длину и более 10 километров в ширину. Пески эти способны засосать лю­бой предмет или человека, кото­рый ступит на эту территорию.

Таким образом, район сумел сохранить и древнюю память буддийских лам, и вечность пра­вославных куполов, и элементы необъяснимого, с каждым годом притягивающие всё больше энту­зиастов и исследователей. Здесь вера и предприимчивость людей создала уникальные и неповто­римые памятники культуры, ше­девры архитектурного искусства. Кяхтинский район во всём своём разнообразии обязательно найдёт отклик в сердце каждого. Всё-та­ки, не одним Байкалом славится наша Бурятия.

– У нас в каждом муници­пальном образовании есть свои турпродукты, которые будут ин­тересны не только российскому туристу, – отмечает министр ту­ризма Мария Бадмацыренова. – Для нас очень важна совместная работа министерств и правитель­ства Бурятии, глав на местах и, самое главное, общества, бизнеса по развитию новых направлений. В Бурятии есть все возможности для туризма – как культурно-по­знавательного, так и экологиче­ского, этнографического и гастро­номического. 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: 

Сретенский женский монастырь, Турка и Ацагат - наиболее востребованные туристические маршруты Бурятии

Всероссийская экспедиция собрала потомков декабристов в Бурятии

На родине известного бурятского писателя Исая Калашникова открылся центр старообрядческой культуры

Автор: Антон ИРШУТОВ

Читайте также