Общество 5 фев 2020 7141

​​Мысли вслух Виктора Балдоржиева - 2

Виктор БАЛДОРЖИЕВ

Мы продолжаем публикацию выдержек из блогов и статей забайкальского писателя.

Сегодняшние темы - это острейшие проблемы родо-племенного разделения и самоидентификации бурят. Вызвано это всплеском трайбализма сегодня и кризисом идентичности. Во время недавней очной беседы он сказал, что на уровень надэтничного сознания вышли пока только иркутские буряты. На мой взгляд, это же касается и забайкальских бурят, живущих вне территориальных национальных образований.

Яркий пример тому - это сам Виктор Балдоржиев, парадоксальным образом вмещающий в себе русскую, бурятскую и шире – общемонгольскую культуру. Его прозу, поэзию и публицистику невозможно разделить на национальные составляющие, он одновременно и русский, и бурятский писатель. Настолько глубоко и органично отражает он реалии забайкальской глубинки, совместную жизнь и взаимопроникновение народов края.

Его лирический герой и персонажи глубоко индивидуальны, но в целом творчество писателя - это и зеркало этногенеза – процесса, в ходе которого люди ощущают себя единым целым, органической общностью, спаянной общей культурой, языком и историей России.

О колхозах-племенах

Чем больше человек или общество подчёркивают свою значимость, тем больше разногласий и проблем. Об особой миссии народа-богоносца не одну плешь проели.

Три дня был в бурятских регионах: очень заметно, что процесс подчёркивания значимости, особенностей родов и сообществ перешёл в какую-то запредельную стадию. В общем, назад в пещеры. Бедный homo, невидимая вошь в точечке мироздания, разглагольствующая на погибель себе....

Большинство бурят-монголов России, а это около или более 500 тысяч человек, утрачивают свой язык, многие из них, включая руководящую и культурную прослойку, не знают о своей цивилизации, талдыча по указке сверху о своих традициях и обычаях, выпячивая какие-то особенности в жизни, застольях, со сцены и на каких-то «всенародных» праздниках ноёнов (…). Ещё хуже их лизоблюды и недоумки, изрыгающие со страниц сайтов, СМИ и экранов ТВ чудовищную чушь, дичайшее невежество, раскалывающие наш мир каким-то трайбализмом, возвышая свои «колхозы-племена» с их «авторитетами» над другими «колхозами-племенами». В погоне за краснобайством и признанием недалёкого электората и правителей, не зная о своей принадлежности к цивилизации, ставя свои интересы выше всех остальных, они потеряют всё - язык, территорию, Байкал. Всё!

Племена и роды Забайкалья – это более мелкие и слабые образования монголов, чем остальные, находившиеся в Китае, Халха-Монголии и Джунгарии, участвовавшие в непрекращающихся военных действиях, уничтожая друг друга. В итоге слабые группы монголов вошли в состав России, сильные отдались Китаю или уничтожили себя, выжили и остались монголами, вероятно, ещё более слабые, которые сегодня являют Внутреннюю и Внешнюю Монголии. Пример слабой монгольской группы, несостоятельной для больших войн и сражений - хоринцы (я - один из них), которые были отданы всем народом Бальжин-хатан в качестве приданого (инжи). После первой публикации статьи казахи на фейсбук отметили, что слово «инжи» означает тавро на скотине, это часть удела при распределении наследства. Осознание такого факта, бывшего в истории моего народа, делает меня сильнее и уменьшает мою невежественность в вопросах самосознания.

Игры Бабжи-Бараса на берегу Онона

Дрон, конечно, великолепен. Особенно съёмки массовых зрелищ с него. Баир Дугаржапов снял массовое мероприятие, проведённое на берегу Онона агинскими бурятами. Называется праздник – «Игры Бабжи-Барас батора», вобравшие в себя троеборье.

Относиться к данному мероприятию можно по-разному. Для кого-то Бабжи-Барас батор – герой, кумир и победитель, для кого-то – враг, покоритель его племени или рода, для кого-то – мифический богатырь. Для многих – реальный человек, живший три с лишним века тому назад на этой земле, когда враждовали буквально все. Кстати, кому неизвестен этот период истории Забайкалья, а также - имя Бабжи-Барас батора, изучайте. Материала на эту тему много. На мой взгляд, несмотря на великолепную организацию, массовость и красочность, эти игры не объединяют бурятский народ, а напротив - только разобщают его, ибо Бабжи-Барас батор является героем только одной части бурят- монголов, который сражался против других монгольских племён, являющихся ныне неотъемлемой частью всего бурят-монгольского народа. Организаторам таких игр, прежде чем устраивать мероприятия подобного рода, следовало бы хорошо знать историю всего бурят-монгольского народа. Такое знание способствовало бы сплочению бурят-монголов и могло бы противостоять угрозе его исчезновения, главная из которых - непродуманные инициативы, исходящие из национальных сообществ, демонстрирующих свои особенности перед другими. Промолчать такую тему - усугублять неправду, укреплять невежество одних и увеличивать внутреннее недовольство других. Но праздник состоялся. Рассуждения мои запоздали, хотя будут актуальными до тех пор, пока остаётся проблема единства бурят- монгольского народа и опасность его раскола, которая чаще всего исходит от бурят, обласканных и согнанных в локальные, административно-территориальные образования.

Виктор Балдоржиев, хори-бурят, шарайд по отцу и галзут по матери.

О русскости

В последнее время замечаю, что некоторые сетуют по поводу обрусевших. Замечу, что Россия - это вообще всё обрусевшее, начиная с кривичей, вятичей и т. д. и т. п., а также Рюриков, Пушкина, Лермонтова, всех татаро-монгольских фамилий - Карамзиных, Ахматовых, Аксаковых, Булгаковых и т. д. и т. п. Именно эта обруселость и есть - русское. Кстати, я получил медаль А. С. Пушкина после подведения итогов года русского языка. Просто какие-то недоразвитые до определённой степени люди дергают всё время с разных сторон, норовя свалить в г…., в котором им нравится барахтаться.

Много я читал, ребята, разных национальных поэтов, акынов, аксакалов, улигерчинов, письменников и всяких саксаулов, ещё больше читал русских поэтов. Дружил и дружу с ними. Но лучшими для меня остаются творения еврейских поэтов на русском языке. Всё! Спорить не собираюсь.

Феномен русского вопроса – в историческом времени, в сроках обрусения. Славянские племена и народы (кривичи, вятичи, меря и и т. д. и т. п.) стали русеть и обрусели раньше других, они же не были русскими в своём относительном изначально.

Остальные народы на территории России стали русеть позже. Процесс продолжается.

Мир смотрит на Московию правильно: в России все русские. Это мы фашисты – мерим носы, разрезы глаз и враждуем друг с другом...

В общем, жизнь моя сложилась таким образом, что однажды, когда я сказал какое-то нерусское слово, женщина, жившая со мной, удивлённо воскликнула: «Ты говоришь, как нерусский». А когда я заметил, что я и есть нерусский, то она всплеснула руками и засмеялась: «Я и не знала вовсе!»

Прошли годы… Вопросы идентификации меня уже не волнуют. Но иногда мне радостно сознавать, что я человек двух цивилизаций – монгольской и русской, мне радостно ощущать через свой опыт, что человек не только может, но и должен вмещать в себя все миры, что всякая локальность только тормозит и задерживает развитие разных людей, живущих на одной Земле. Людей, которые веками через войны и раздоры, отчуждённости и открытия, пробиваются навстречу друг другу для того, чтобы наконец- то забыть о мнимых различиях и просто жить, не подмахивая никому и не выпячивая свои особенности, но неустанно познавая и открывая бесконечную Вселенную…

P.S. Виктор Балдоржиев отправляет собственную книгу бандеролью. Заказы принимаются по адресу: [email protected] В письме указываете: индекс, адрес, ФИО. В ответ получаете бандероль с книгой и дарственной подписью автора. В книге 420 стр. Обложка цветная, твердая. Поэзия. Проза. Публицистика.

Фото Александра Махачкеева 

НАЧАЛО:

Мысли вслух Виктора Балдоржиева

Автор: Подготовил Александр МАХАЧКЕЕВ