Культура 18 фев 2020 585

​Сергей Банаев. Из книги "Жарковый рай"

Сергей Банаев родился 1 января 1958 года в селе Элысун Курумканского района. Впервые его посты в Фейсбуке я прочитала в 2013-м году, когда жила в Монголии. Тогда и познакомились. Он сразу же назвал меня сестренкой, и с тех пор я приобрела в его лице очень надежного, доброго замечательного брата. Сергей много лет проработал в системе МВД, ушел на пенсию в звании подполковника, потом занимался преподавательской деятельностью. В последние годы торопился дописать свою книгу. Он сильно болел. И небольшой сборник рассказов-воспоминаний сам уже не успел подержать в руках, но благодаря супруге и друзьям книга была издана и передана в музей школы села Элысун вместе с боевыми наградами Сергея Бадмаевича.
Анна Банаева

 

 

Домашний очаг

Проснулся рано утром. Моя супруга растапливает печь.
Делает все размеренно, не спеша. Приготовленные сухие тонкие щепки со смолой разгорелись живо, пламя заиграло отблесками на ее задумчивом лице. Закрыла дверцу печи, приоткрыла поддувало. Поленья весело потрескивают — и кажется, она разговаривает с огнем. А может, охватили её какие-то воспоминания, задумалась о чем-то?
Любит она это место. Удобный стульчик перед топкой, сложенные аккуратно поленья из лиственницы, сосны и березы, занесенные накануне, и щепки, наструганные из смоляных сосновых полешек, издают удивительно приятный лесной запах. Бывает, в минуты переживаний сядет и начнет стругать щепки. Это ее отвлекает. Ей знакомо это дело, ведь в лесоперерабатывающей артели, где работала ее мама, кроме основной работы, дополнительно выполняли заказ по производству штукатурных дранок. Братья ее брались за эту работу, она им помогала. Все ее детство и юность — это таежный чарующий запах, изумительная красота цветов, лугов. Тайга — ее любимая стихия. А еще она унаследовала от матери трепетное отношение к огню, всегда соблюдает чистоту и порядок вокруг печки, почитает установленные нашими предками правила обращения с домашним очагом.
Может поэтому это место ее любимое.

Я слышал от матери притчу «Галай заяашан» о хозяине огня.
Вот она: «Встретились два галай заяашан — два духа, два хозяина огня — двух соседей. Один из них жил бедно, имел в своем хозяйстве одного барана, еле сводил концы с концами и не покладая рук трудился. А второй сосед был богатым, с полным достатком. Вот и разговаривают два галай заяашан. Дух огня бедной семьи приглашает духа из богатой на семейный праздник, где зарежут барана и будет большая трапеза. Пришел галай заяашан богатого соседа в гости и был сильно удивлен, как уважительно относятся к его собрату: почитают, делают обильные подношения. Рассказал, что в богатой семье никто с таким почтением к нему не относится… Он даже голод испытывает каждый день! Галай заяашан бедной семьи, узнав о бедствиях соседа, пригласил его жить вместе. И стали они ангелами-хранителями бедной семьи. Оберегали от всех бед, невзгод, давали возможность трудиться. Через несколько лет бедный сосед разбогател и стал помогать другим бедным выбраться из нищеты. А богатый лишился достатка из-за различных стихийных бедствий и несчастий...»

...Печка, сложенная более двадцати лет назад моим другом, с вмонтированным котлом водяного отопления, служит безотказно. Спасибо моему другу Жаргалу, всегда вспоминаю его добрым словом, ведь он дал возможность быть теплу в моем доме.
Заготовка дров, отопление дома — сложившаяся годами устойчивая привычка. Я не представляю, как можно жить в благоустроенной квартире? Ограниченное пространство, мало воздуха. В своем доме ощущаешь свободу, чувствуешь вольготно, вдали от автодорог. И в небывалую жару, и в лютый мороз — всегда в доме хорошо! Думаю, что обилие комфорта человека расслабляет.
Во многих семьях традиции и обычаи соблюдаются. Однажды, по просьбе моего брата, когда женился его сын, я был назначен в обряде сватовства Гал худа — сватом огня. Для проведения обряда все правила восстанавливал из уст старейшин, пожилых людей. Обряд заключался в создании нового для молодой семьи Галай заяашан. Было очень интересно и значимо для всех, кто участвовал.
В старину наши предки, сидя возле огня, по направлению дыма, по горящим и тлеющим углям, по языкам пламени предсказывали погоду и даже события в будущем. В каждом дому подношения в первую очередь начинали с Галай заяашан. Бережное отношение к духу огня выражалось в строгом соблюдении правил. Нельзя выносить на улицу недогоревшую головешку, гасить снегом или водой, бить кочергой по углям, закрывать двери печки ногой, бросать мусор, направлять острие ножа в сторону пламени… Все это считается оскорблением очага! Молодому поколению традиции передавали из уст в уста, ибо знали — пренебрежительное отношение приводит к страшным последствиям и бедам в жизни каждого.
Мой дед Банай Эмэтхэнович, участник войны, знаменитый охотник баргузинской долины, промышлял соболя, белок, других зверей. В труднодоступных горных районах, в жестокие морозы и непогоду охотник ежедневно выдерживал огромные физические нагрузки. Проложенные маршруты передвижения от зимовья до следующего зимовья рассчитывались на зимний световой день. А морозы декабрьские и январские — самые лютые. Охотник один на один с тайгой… Так проходят недели, месяцы. В этих условиях костер — это спасение. Отдых после изнурительных переходов, возможность подкрепиться, согреться. Кроме зимовья, приходилось ночевать на открытом воздухе. Сооружали и приспосабливали корни деревьев, чтобы защититься от ветра, делали так, чтобы огонь горел долго.
Помню, в детстве, в зимние вечера, когда прибегал к деду, всегда заставал его за снятием шкурок с белок, соболей. Долгие часы проводил он перед печкой. Как сейчас помню большую русскую печь, напротив нее кровать деда. Яркое пламя печи освещало все вокруг. Сидя на кровати, мы млели от жара. Когда оставались одни угли, он собирал их в тушилку (специальная емкость для красных углей), кого-нибудь из нас просил отнести в тепляк, где держали живность...

У каждого из нас есть свой галай заяашан, домашний очаг, который теплится в душе. Каждый носит его в своем сердце.


Харагшан Маня

К воплощению мечты — построить свой дом — мы приступили в лихие 90-е годы. Тогда мы испытывали серьезные трудности. Сбережения, которые накопили, полностью обесценились. Про кредиты и понятия не имели. Мы думали о переносе времени строительства на более поздний срок. Конечно, не были уверены, что наша мечта сбудется. Неожиданно наши родственники проявили активность в начале строительства. Был выделен лесоучасток, началось возведение стен. Возглавила инициативу моя теща Цырма Будаевна. Каждая семья, каждый родственник помогали в этом деле. Кто деньгами, кто пожертвовал скотину, а кто помог поднять сруб. Я бесконечно благодарен моим родственникам, ведь построенный дом олицетворял благополучие всех нас. Сплотившись, мы представляли огромную силу, были способны решить любые задачи, преодолеть трудности.
Все это помогло выжить в годы перестройки, когда по полгода не получали зарплату, а старики — пенсии. Кто обеспечивал себя продуктами с огорода, а кто занялся бизнесом, из-за чего многие прогорали, оставались ни с чем. Нашу семью в этих условиях спасало регулярное снабжение продуктами из деревни. Хлеб пекли сами. Муку, сахар покупали как продукт первой необходимости. Видимо, это в крови наших предков — выживать в любых тяжелейших условиях, да и история об этом говорит. Моя супруга научилась запасать продукты, научилась традиционным способам сушки, соления, квашения, консервирования.
Как было удивительно, когда из несколько ложек порошка получали ароматный и питательный суп. Борсо — изумительная вещь! Сушеное по специальным рецептам мясо использовали воины Чингис-хана, как самый необходимый продукт. Или законсервированное в кишках топленое масло, которое хранится очень долго, после чего его можно использовать в приготовлении любых блюд. Или арса — вкуснейший напиток, который пьют пос-ле употребления мяса.
Можно бесконечно изучать старинные технологии хранения и приготовления продуктов из мяса и молока в сочетании с лесными дарами: диким луком, ягодами, грибами.

В разгар строительства дома понадобилась полноценная, калорийная, вкусная еда для строителей. Я заметил, что на соседних улицах держат скотину. В поселке есть свой скотник, утром угоняет на пастбища, вечером пригоняет. Пастбищ достаточно вокруг поселка.
На семейном совете приняли решение привезти из деревни подаренную дочери корову.
Сосед наш Баир любезно согласился привести ее на своем ГАЗ 3307. В то время по всем дорогам выставлялись посты, и на каждом посту его останавливали, требовали документы, спрашивали, куда, кому везешь. Смеялся Баир, слыша разговор постовых, которые докладывали начальству, что какой-то мент себе корову везет на машине.
Так в нашу бурную городскую жизнь вошла трехгодовалая корова совершенно черного окраса, довольно смирная. Дети тут же дали ей кличку Маня. Появились обязательства по уходу, кормлению, выгону на пастбища. Хлопоты не из легких в городских условиях.
С чувством удовлетворения смотрел, как шла с дойки супруга, неся полные ведра надоенного молока. Наш обеденный стол преобразился от обилия сметаны, масла, творога. Дети придумывали рецепты разных йогуртов, нашли способ приготовления мороженого. Было заметно, что все оценили Маню, стали относиться уважительно. Молоко она давала густое, жирное. Интересно, что когда не было возможности купить сепаратор, супруга придумала свой.
Голь на выдумки хитра. Сутки давала отстояться молоку в трехлитровой банке, затем медицинским шлангом отделяла обрат — и готова свежая сметана. Затем сбивала из этой сметаны масло. Когда моя мама приезжала из деревни, по ней было видно, что она одобряет нашу затею. Всю свою сознательную жизнь мама посвятила живодноводству, она говорила: с коровой каждый день ваш труд на столе; каждый год — прибыль.
При забое шкура, рога, внутренности, мясо, лытки — все идет в дело. Даже испражнения. Когда Маня начинала выкладывать лепешки, дети смеялись: раз копейка, две копейки упало!
Корова дисциплинирует человека. Рано утром надо выгнать на пастбище, до этого подоить. Своевременно кормить, убирать стойла. Еще мама говорила, что содержание скота положительно влияет на ауру всей семьи.

Для меня самым ответственным периодом была заготовка сена. Помнил из юности, как отец готовил косы на покос, подгонял литовки. Какое расстояние должно быть от литовки до ручки, каковы должны быть углы установки литовки по отношению к косе — все это целая наука. За советом обращался к знатокам. Обзавелись граблями, косами, вилами, купили деляну покоса в Мухино. Волнительным был для меня первый день покоса… Вспоминая юность, отбивание литовки начал с рассвета, как делал отец. Соседи говорили: давно не слышали звон отбивания литовок, приятно слушать! Как замечательно вонзается острая литовка в сочные зеленые травы, как ровно ложатся ряды, издавая дивный запах цветов и трав. Приноравливаясь к косе, определяешь силу взмаха косы — сила в руках наливается, слышишь приятный звон литовки. По звону можно определять, как хорошо идет литовка, укладывая сочные августовские травы, цветы. В утреннюю росу легко косить, трава податлива, коса идет как по маслу. В росу косишь играючи, не прилагая больших усилий. Как высохнет роса, уже тяжелее, требуется больше усилий. В первый год деляна попалась с луговыми травами и медоносными цветами. Всюду пчелы и пьянящий медовый аромат. Если погода хорошая, днем переворачивали вал для просушки. К вечеру трава подсыхала, мы стоговали сено. Сын Олег быстро приноровился к литовке. К концу сеноуборки косил заправски. Все эти годы сын всегда был рядом со мной. Осваивал труд не только сеноуборки, но и другое.
Мы трудились на Маню, а она нам каждый год давала прибыль — теленка. Поголовье в подворье увеличивалось. Иногда осенью, отбившись от стада, она уходила на другие пастбища. Искали всей семьей. Я приучил ее следовать за моей машиной. Возил с собой комбикорм и когда находил ее, кормил комбикормом. Мой ВАЗ 2108 красного цвета был виден издалека. Маня узнавала меня и бежала к машине, при этом бежала на различных скоростях. Чуть увеличу скорость, бежит галопом или рысью. Люди оглядывались, смеялись, показывали пальцем.
На работе говорили: «У Сергей Бадмаевича прибавление, у Сергея Бадмаевича красавица Маня пропала!» А как дети радовались, когда она телилась!
Так она прожила четыре года с нами.
Когда по работе получил назначение в Гусиноозерск, стали думать, как быть с Маней? Всем было жалко ее, не хотели расставаться. Долго искали покупателей. Многие покупатели не нравились, ведь мы хотели отдать корову в надежные хозяйские руки. Наконец нашли новых хозяев, они держали скот и уверяли, что нашей Мане будет у них неплохо. Убедившись в этом, продали за символичную цену, в подарок отдали теленка.
Когда грузили Маню на грузовик, она жалобно, душераздирающе мычала. На подмостке я передвигал ей каждую ногу, она неохотно слушалась меня. Еле загрузили. Было грустно. Нас утешало лишь то, что она попала к добрым людям.


Жемчужина Байкала

Собрались на выходные с моим командиром и его семьей на Байкал, в Байкало-Кудару, где живут родители жены Оли. Собрались рано, выехали спозаранку из города, с тем чтобы успеть на первый паром через Селенгу, благо федеральная трасса позволяла на большой скорости преодолеть расстояние до парома. По мере приближения к парому начинаются стремительные гонки, каждый стремится опередить другого. На подъезде к парому увидели огромную колонну машин. Пришлось ждать своей очереди несколько часов. С противоположного берега машин мало, иногда паром оттуда приходит пустым. Жизнь на пароме протекает по своим правилам. Машины принимает бригада паромщиков, безопасно перевозят на другой берег. Работа ответственная, требующая профессионализма, согласованности действий. Главный специалист, играющий основную роль в безопасной переправе, — моторист-рулевой. Знакомая профессия, которую я освоил на Енисее в молодости. Благодаря сплоченной команде паромщиков, переправились и поехали в сторону Байкало-Кудары.
Природа встречала нас во всей красе, чередовались смешанные леса и поля, на которых начала зеленеть трава, появились первые цветы. Ближе к Байкало-Кударе открывалась панорама просторных полей до самых склонов гор. Стоял теплый, солнечный день. Предстал перед нами Байкал-батюшка своей широтой и синевой. Чувствовался особенный воздух — свежий, бодрый и прохладный.
Тесть Петр Степанович и теща Елизавета Григорьевна очень обрадовались нашему приезду. Особая радость для внука Игоря, внучки Вики, дочери Ольги. Изумительно гостеприимные, хлебосольные, милые родители! К нашему приезду на русской печке готовились угощения. Все пылало, жарилось, варилось.
До сих пор я ни разу не пробовал свежесоленого, настоящего посольского омуля. А тут Петр Степанович вынес из погреба омуль, посоленный по рецепту Григорьевны. Стал нарезать его на куски, наполняя тарелку. Стол накрыли барский. Вареная картошка, мясо, свежеиспеченный хлеб. И бутылка «Столичной» из холодного погреба. За таким богатым столом, под рюмку-другую, рыбу съели подчистую. Поразительно изысканный вкус! Не зря говорят, что посольский омуль — сокровище Байкала.
За беседой не заметили, как быстро прошло время. Женщины затеяли рыбный пирог. Мы со Степановичем вышли на двор, наступило время вечерней зари. Облака затягивали небо над Байкалом, волн не было, дул легкий ветерок. Предзакатное солнце рисовало красивый пейзаж. Степанович, оглядев опытным взглядом бывалого рыбака море, заметил, что день завтра будет солнечным. По моей просьбе показал домашнее хозяйство. Добротный, срубленный на века дом. Хозяйственные постройки — удобные, хорошо продуманные — для содержания скота. Ухоженный огород, баня.
Особо меня заинтересовал погреб. Деревянный сруб вкопан в землю на глубину не менее четырех метров. Естественная система вентиляции, этажи. Холод невероятный. Предполагал, что на самой глубине будет лед, но его там нет, вместо этого — камни.
Оказывается, уложенные несколькими слоями камни, вобравшие себя холод, поддерживают необходимую температуру. Здесь хранятся рыба, мясо — все абсолютно замороженное. Все продумано до мелочей.
Удивительно!
В избе шли хлопоты по приготовлению ужина. Дом наполнился духмяным запахом испеченного рыбного пирога. Елизавета Григорьевна — настоящая кудесница, соблюдая старинные поморские рецепты, придает блюдам особые изыски. Дети, внуки, зять — самые благодарные ценители ее творений.
На ужине стол ломился дарами тайги, Байкала и собственного огорода. Центральное место занял омулевый пирог. С оттенком желто-коричневого цвета, покрытый слоем хрустящей корочки. Больше никогда в жизни мне не удалось пробовать подобный пирог...


Визит Далай-ламы XIV

Радостная весть пришла на бурятскую землю весной 1991 года. Впервые Бурятию должен был посетить Далай-лама XIV — живое воплощение Будды. Республика жила ожиданием Его Святейшества. Событие очень важное после стольких лет забвения буддийской культуры, уничтожения дацанов, субурганов, дуганов.
Буддийское духовенство основательно готовилось к встрече. Нужно было предоставить аудиторию мирянам для принятия учения, организовать проведение обрядов и ритуалов, разработать маршруты передвижений Далай-ламы по республике. На МВД возлагалась ответственность за обеспечение безопасности высокого гостя, охрану общественного порядка. Милиция переходила на усиленный режим работы, назначались сотрудники для сопровождения на патрульных автомобилях. Выбирали не только безупречно компетентных сотрудников, но и мужественных, решительных.
Подготовкой экипажей к литерному сопровождению занимался сам командир батальона. Надо было очень постараться, чтобы пройти у него техосмотр. Проводились дополнительные занятия, инструктаж, чтобы и техника была безупречна, и сами сотрудники, встречавшие высокого гостя, были морально и психологически подготовлены. Этим ребятам выпала не только ответственность по сопровождению духовного лидера буддистов, но и возможность видеть его лицом к лицу.
В день визита Далай-ламы с оглашения приказа утром на разводе начиналась наша служба в усиленном режиме. Были объявлены посты, технические особенности, маршруты сопровождения. Назначались старшие маршрута, экипажи сопровождения.
Среди патрульных автомобилей, блестя на солнце, выделялись два новеньких ВАЗ 2108, оборудованные громкоговорителями, проблесковым маячком. Это были экипажи сопровождения Виктора Солнцева и Николая Жербакова. Виктор и Николай, опытные, подготовленные, все же испытывали волнение. Величина мирового масштаба, лауреат Нобелевской премии, живое воплощение Будды, великий учитель!
После церемонии встречи гостя, экипажи сопровождения вели сформированную колонну правительственных автомобилей по утвержденному

пути. В течении дня менялись маршруты, руководство батальона оперативно выстраивало схему дислокации постов.
Возникали некоторые трудности в обеспечении безопасности. Верующие, паломники, миряне ликовали при появлении Его Святейшества, некоторые плакали, радости толпы не было предела, ведь увидеть вблизи живое воплощение Будды — это редчайшая удача жизни, тем более, если он прикоснется к тебе — получаешь великое благословение.
Сотрудники милиции были вынуждены ограждать Далай-ламу, сцепившись руками, сдерживая натиск давки мирян. На второй день визита возникла непредвиденная ситуация. Маршрут был от гостиницы, где он остановился до Верхней Березовки. Там Далай-лама освятил место будущей застройки дацана и дуганов. На обратном пути к гостинице, на проспекте 50 лет Октября колонна задержалась в пробке. Время дневное, час пик. На пересечении с трамвайной линией заглох двигатель «Москвич-412». Колонна была вынуждена остановиться на несколько минут, пока мы помогали незадачливому водителю «Москвича» освободить дорогу. Далай-лама сидел в «Чайке» с полуоткрытым окном. Народу на остановке было много, внимание людей было приковано к Его Святейшеству. Люди протягивали руки, а он сидел, улыбаясь, приветствуя всех. Народ все прибывал, возник затор, ситуация усугублялась…
После старшему маршрута совершенно справедливо был объявлен выговор, который он принял как адис, еще бы, ведь он получил благословение от самого Далай-ламы.
Где бы ни появлялся Его Святейшество, его принимали восторженно, слушали, затаив дыхание, наставления и учения.
В одном из выступлений он сказал: «Я очень рад, что вы сохранили веру после стольких лет гонений на религию».
Всегда появлялся в хорошем настроении, улыбался. Озарял все вокруг своей улыбкой, покорял всех. Экипажам сопровождения выпала настоящее везение. Им удалось видеться с ним с глазу на глаз, фотографироваться с ним, получить благословение. А самое главное, общаться. Такая невероятная удача! Мы знаем из истории, чтобы получить буддийское образование, надо было добраться за тридевять земель до Тибета, посвятить всю жизнь постижению учения. А чтобы попасть к нему на аудиенцию — совершенно невероятное явление!
Воспользовавшись ситуацией, наши сотрудники спросили у Далай-ламы:
— В силу возложенных обязанностей нам приходится, пресекая преступления, ограничивать свободу человека — задерживать, арестовывать. Не скажется ли это негативно на нашей карме?
Он ответил:
— Карма — это действие. Любое действие тела, речи и ума — карма. Все это происходит от намерения. А намерения бывают негативными, позитивными, нейтральными. Вы, служа закону, пресекая нарушения, соблюдаете общественный порядок. Ваши намерения позитивные. Ограничивая свободу нарушителю, вы даете свободу другим. Ваши позитивные намерения превращаются в позитивную карму...
Вот как объяснил — просто и доступно.

Таким ярким, вдохновляющим запомнился визит Далай-ламы. Началась эпоха глубоких перемен. Эпоха возрождения буддийской культуры, восстановления, строительства дацанов, дуганов, ступ. Время, когда власти передавали верующим культовые ценности, святыни из музеев и архивов в дацаны. Время, когда возобновилось учение Будды и духовные практики.

Читайте также