Блоги 4 июн 2024 5796

Обнаружена прародина хори-бурят Наян Наваа

Сенсационное открытие в истории происхождения одного из крупнейших бурятских племён

© фото: Булат Зориктуев

Она находилась на юго-западе Китая, в Цайдаме, у оз. Садамтын Сагаан нуур. Данные координаты указывали сами хоринцы и они нашли подтверждение в ходе экспедиции доктора  исторических наук, главного научного сотрудника ИМБТ СО РАН Булата Раднаевича   Зориктуева. Их достоверность не подлежит  сомнению, считает маститый историк.

За свою долгую и плодотворную деятельность в науке 77-летний бурятский учёный дал ответы на самые острые и фундаментальные вопросы мирового монголоведения. Это «Местонахождение Эргунэ-кун – прародины монголов в правобережье низовьев Аргуни», «Этимология имени «монгол», «Образование бурятской народности»,  «Этимология имени «бурят», «Два монгольских государства в начале XIII-го века». И вот сегодня Зориктуев поставил жирную точку в вопросе местонахождения прародины хори Наян Наваа.

А предыстория экспедиции в Цайдам, которую совершил д.и.н. Булат Зориктуев,  такова.  В журнале «Научный диалог» № 5, 2020 г. вышла его статья  «Наян Наваа и проблема этногенеза бурятской племенной общности хори».  В ней впервые в качестве прародины хори-бурят Наян Наваа указывается местность Цайдам на территории Китая. Эту общность образовали монголоязычные и тюркоязычные роды. От последних хори унаследовали тотем тюрков – Белую лебедь. 

Из Цайдама хоринцы перекочевали в верховье Лены. На это указывает богатый архивный и этнографический материал, собранный не только Зориктуевым, но и ранее Ц.Жамцарано в Качуге и на Ольхоне. У цайдамской версии Зориктуева оказалось немало как противников, так и сторонников в ходе дискуссии на страницах «Буряад унэн».

А с начала 2021 года в газете «Буряад унэн» вышла серия статей посвящённая иркутским хори. История, а особенно современное состояние хоринцев в их местах компактного проживания в Иркутской области малоизвестны в бурятском мире. Хотя этот факт не оставляет камня от камня от практики разделения единого бурятского народа на западных, восточных и южных.

Вместе с тем, вопрос об иркутских хори стал продолжением темы поиска Наян Наваа поднятой Булатом Зориктуевым. Сегодня в Иркутской области живут хоринские роды шарайты, гучиты, галзуты – нохой-уруки, худай, хоасай и хангины (отождествляемые с забайкальскими хальбан).

В августе 2022 года на Ольхоне состоялась встреча иркутских и забайкальских хори бурят с участием Булата Зориктуева. Большое участие в её организации приняли общественники и предприниматели Владислав Бумбошкин и Баир Долгоров. На встрече прошёл Круглый стол, на котором иркутские шарайты, хангины, гучиты и галзуты рассказали о своей истории и сегодняшнем дне. Особенно острая полемика развернулась вокруг первоначальной истории хори и их прибытия в Верхоленье. 

Затем состоялся обряд поклонения Великом предку Хоридой Мэргэну. Он был проведён в устье реки Сарма, в верховьях которой, между Ольхоном и Качугом находится гора Ягшал. Её эжином является Хорёодой Ехэ Yбгэн. Местный шаман Александр Доржиев обратился к Хоридой Мэргэну и его жене Хабширай с древним призывом: «Yндэр Ягшалдаа hуудалтай, үргэн Сармаар гүйдэлтэй, Хореодой үбгэн эсэгэмнай, Хабшарай хатан эхэмнай...» И спустя мгновение услышал ответ: «Как долго вас не было? Как вы вспомнили меня?» Так сквозь века, пространства и  миры иркутские и забайкальские хоринцы пришли к своему герою - таинственному предку, к которому восходит нескончаемая цепь поколений…

По результатам встречи на Ольхоне было принято  решение об организации экспедиции в китайскую провинцию Цайдам на поиски легендарной Наян Наваа. А в октябре 2023 г. Булат Зориктуев организовал экспедицию ИМБТ СО РАН в юго-западный Китай, провинции Цайдам и Цинхай на западную сторону озера Куку-нор, где он и нашёл убедительные свидетельства правдивости исторической памяти хори и собственной версии о местонахождении Наян Наваа. О том, как и где проходила экспедиция, выводах, сделанных по её результатам, читайте в газете «Буряад унэн» в номере от 05.06.2024 и далее - в нижеследующем материале от д.и.н. Булата Раднаевича Зориктуева: 

 

Пресноводное озеро Цагаан  

Прародина хори-бурят Наян Наваа находилась в Цайдаме

   Зориктуев Булат Раднаевич, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМБТ СО РАН

 В составе бурятского народа одной из ведущих является племенная общность хори. Ее имя не один раз упоминается в знаменитом памятнике «Тайная история монголов» (1240). Несмотря на это, прошлая история хоринцев, в частности, их этногенез (сложение этноса на базе различных компонентов), неизвестна. Вследствие этого они неверно считаются  автохтонами  Байкальского региона с эпохи неолита. Сами хоринцы твердо убеждены в том, что являются пришлыми к Байкалу людьми. Их древней колыбелью была находившаяся в далекой стране местность Наян Наваа, о месторасположении которой свидетельств не сохранилось. Настоящая статья устраняет этот пробел и открывает перспективу выстраивания достоверной линии развития этнической истории хоринского этноса с момента его зарождения в Наян Наваа до прихода на берега Байкала.

 Сведения о первоначальной родине хоринцев обнаруживаются в устном творчестве бурят Предбайкалья. Анализ выявленного в нем  в  XIX–начале XX вв. известными собирателями фольклора М. Н. Хангаловым, А. З. Заяхановым, М. Маласагаевым, крупным ученым-монголистом Ц. Жамцарано материала свидетельствует о том, что прародина хори находилась на юго-западе Китая, в Цайдаме, у оз. Садамтын Сагаан нуур. Форма Садамтын образована от тибетского слова Цадам, у монголов изменившегося в Цайдам, что значит «солончаковое болото». Его немало в Цайдамской  котловине, расположенной западнее оз. Куку-нор. Семантика гидронима Садамтын Сагаан нуур – «Цайдамское Белое озеро».

Известный в Цинхае знаток устного творчества и топонимии Цайдама Дугуржэ

Предками хоринцев была монголоязычная сяньбийская общность тоба. В начале IV в. она с востока Монголии прибыли в Амдо, где в результате контактов с племенами джя-хор, живших между верховьями Янцзы и Хуанхэ и севернее, стала известна как хор-тоба. Там из ее состава, унаследовав сяньбийский тотем собака, выделилась группа родов, называвшаяся хори и осевшая в Цайдаме.   

Через два столетия в Цайдам с Саяно-Алтая (возможно, после разгрома от тюрков-тукю) пришла группа тюрко-телеских родов, в качестве тотемного предка почитавшая лебедя. Их монголизация и объединение с хоринскими родами привело к образованию племени, которое, будучи основанным на базе монголоязычных групп, стало называться хори. Об этом свидетельствует возникший в Цайдаме ранний вариант хоринской легенды об охотнике и деве-лебеде. В нем охотник по названию родов хори назван Хоридоем, а его супруга, ставшая в легенде олицетворением тюркоязычных родов-лебединцев, — Хобоши. Оба персонажа возглавили сложившийся в Цайдаме пантеон хоринских шаманских божеств.

С образованием племени (VI в.) завершился этап этногенеза хори, ставший основой его последующей этнической истории. Предположительно на рубеже I—II тыс. н. э., может быть, из-за распрей за лучшие места обитания в Цайдаме хоринцы оставили Наян Наваа и откочевали на север к верховью Лены. После их ухода топоним Наян Наваа в результате переименований исчез с карты Цайдама. Обосновавшись в Качуге в районе горы Ягшал, эжином (духом-хозяином) которой стал Хорёодой Ехэ Yбгэн (Великий старец Хоридой), хоринцы стали одним из первых монголоязычных этносов на берегах сибирского моря. Со временем большая часть этноса через Ольхон переселилась в Забайкалье.

В Предбайкалье хоринские  божества по ареалу их былого распространения в Цайдаме стали называться сатани бурхад. Сатани является неточно воспроизведенным словом садамтын. Поэтому сатани и садамтын – синонимичные слова, следовательно, термин сатани бурхад надо понимать цайдамские боги. Характеризуя сатинские божества, М. Н. Хангалов писал: «Сатинские боги — добрые, покровительствуют людям; к ним принадлежат Хоредой-нойон и его жена Хобоши-хатун, дочь Неба Шара-Хасара, превращавшаяся в лебедя». Он же отметил, что сатинские боги особо благоволили белым бурятским шаманам. Считалось, что те после смерти «подчиняются сатинским богам и живут в их помещениях, которые находятся у озера Садамтын Сагаан, и представляются воображению бурят великолепными дворцами». 

Тот факт, что Хоридой и Хобоши обладали статусом верховных в составе сатинских богов, бесспорно свидетельствует о весьма давнем обитании в Цайдаме, в районе оз. Садамтын-Сагаан нуур, тех этнических групп, которых они олицетворяли. Поэтому следует признать, что прилегающая к данному озеру местность была древней прародиной хори, называвшейся Наян Наваа. О ней до нас дошли короткое предание и песня «Наян Наваа», которые были записаны мной в 1978 г. в Еравнинском районе Бурятии от известного знатока традиционной культуры хори-бурят Р. Э. Эрдынеева. Содержание песни таково:          

Наян Наяа наяалуу Наян Наваа минии гү, 

Байдан Байдаа байдалуу Байдан Ягаа минии гү,

Заян Заяа заяалуу Заян Наваа минии гү. 

Текст песни архаичен и труден для понимания. Р. Э. Эрдынеев объяснил, что Наян Наваа — это имя древней прародины хоринцев, она находилась между Монголией и Тибетом. Наян Наяа, Байдан Байдаа и другие названия обозначали находившиеся там горный перевал, высокую гору, реку и озеро.

Объяснение цели приезда бурятской экспедиции в Цайдам

Совпадение двух точек зрения, моего и Р. Э. Эрдынеева, с высокой степенью достоверности говорит о том, что прародина хори Наян Наваа находилась западнее Куку-нора, в Цайдаме. Этот результат уже является крупным научным достижением в изучении этногенеза  хори. Остается сделать один решающий шаг для прояснения вопроса, какое озеро в Цайдаме называлось Садамтын Сагаан, к которому примыкала местность Наян Наваа. Данную задачу решила организованная автором настоящей статьи в октябре 2023 г. экспедиция ИМБТ СО РАН на западную сторону Куку-нора. На состоявшейся в г. Синине (столица пров. Цинхай) встрече членов экспедиции со знатоками  устной истории и топонимии края, среди которых обширными познаниями выделялся краевед Дугуржэ, выяснилось, что в Цайдамской  котловине и вблизи нее имеются более 30 крупных и мелких преимущественно соленых озер. Все они, в том числе расположенные вне котловины, по давней традиции называются цайдамскими. Специфической особенностью 12 озер является то, что в них вода под действием разных природных факторов всегда имеет беловатый или белый цвет. Это характерное своеобразие со временем закрепило за ними одно общее наименование Цадамтын или Цайдмийн Цагаан нуур, что значит «Цайдамское Белое озеро». Эта унификация, к счастью, не привела к утрате озерами своих коренных имен Цайрхан нуур, Цэхээ нуур, Цагаан нуур, Гасийн нуур, Хөрлөг нуур и др.      

Карта Цайдама

Здесь крайне важно уяснить, с чем согласились сининские информанты, что если для цайдамцев гидроним Цайдмийн Цагаан нуур является обобщенным именем ряда местных озер, то в памяти ушедших к Байкалу хоринцев он остался одним четко обозначенным топонимом, указывающим на то, что их предки жили в Цайдаме около конкретного оз. Цагаан. Именно в таком ключе  следует понимать содержание легенд и преданий о Хоридое, бытующих в фольклоре бурят Предбайкалья. В них выражена суть рассказов хоринцев об их прежней родине, излагавшихся ими после прихода на западный берег Байкала. Например, в легенде, записанной Ц. Жамцарано в 1903 г. в алагуевском улусе на Ангаре, говорится: «Хорёдой Убугун в озере Садамтын Сагаан нуур поймал лебедку (хун шубуу), когда она купалась. От нее родились 11 родов хори-бурят». Так как в сообщении идет речь о хоринцах, то несомненно, что под именем Садамтын Сагаан нуур имеется в виду оз. Цагаан, возле которого они жили в Цайдаме. 

Здесь между отрогами Куку-норского хребта находится пресноводное оз. Цагаан

В Цайдаме озер, входящих в систему Садамтын Сагаан нуур и в то же время сохранивших свое исконное имя Цагаан, два. Оба в Цайдамскую котловину не входят. Одно мелкое по размерам (250 на 350 м) соленое озеро Цагаан расположено в местности Булингэр юго-восточнее оз. Их Цайдам. Другое оз. Цагаан находится между отрогами протянувшегося по западному берегу Куку-нора одноименного Куку-норского хребта, являющегося частью горного массива Нань-Шань. Возле одного из этих озер жили хоринцы. Какого? Здесь, рассеивая все сомнения, выделяется второе. Оно, в отличие от озера в Булингэре,—единственный  пресноводный водоем в группе озер Садамтын Сагаан нуур, питающееся водами горных рек и бьющих из-под земли ключей. Так как Цайдам давно известен как регион с острым дефицитом пресной воды, то понятно, что территория, примыкающая к оз. Цагаан вблизи Куку-норского хребта представляла для поселившихся там в начале IV в. хоринцев комфортное для проживания место. Эта земля, на мой взгляд, была той самой местностью Наян Наваа, которая считается хоринцами их прародиной. В целом информанты Синина отметили безусловную правильность озвученного мной на встрече с ними тезиса, что оз.  Цадамтын Цагаан нуур и, следовательно, местность Наян Наваа находились между Монголией и Тибетом. Они указали, что топоним Наян Наваа живущим с XVII в Цайдаме пришлым из Джунгарии хошутам неизвестен. Но так как в местном фольклоре, охватывающем несравненно больший отрезок времени, упоминается горный перевал Нам Дабагаа, то вполне возможно, что его наименование – это древнее имя Наян Наваа

Встреча членов экспедиции с краеведами Синина

Оз. Цагаан занимает живописное и популярное на юго-западе Китая место между горами Куку-норского хребта. Так как оно из-за непростого рельефа местности имеет сложную конфигурацию берегов и для его физической характеристики трудноприменимы привычные понятия длина и ширина, то я, следуя принятой в Цайдаме практике, ограничусь лишь указанием размера его площади: она равна 120 кв. км. В 15 км от озера расположен старинный буддийский монастырь Дулаан хийд (первое упоминание в источниках—1275 г.). К озеру подступают густые леса, восточнее него расположена священная гора Томп. На озеро прилетает много птиц, включая лебедей. Оз. Цагаан с далекого прошлого было широко  известно как место совершения обряда омовения (угаалга) при заболеваниях, перед выполнением важных и ответственных дел. Практика омовения в нем сохранялась до относительно недавнего времени. 

Подытоживая изложенный материал отмечу, что первоначальная родина хоринцев Наян Наваа находилась на западной стороне оз. Куку-нор, у подножия Куку-норского хребта, вблизи оз. Цагаан. Данные координаты после прибытия из Цайдама к Байкалу указывали сами хоринцы. Их достоверность не подлежит  сомнению.

Благодарность Булат Зориктуев выражает глубокую благодарность генеральному директору ООО «Артель старателей Западная» В. И. Назарову, Президенту федерации бокса Республики Бурятия, депутату Народного хурала Республики Бурятия В. П. Доржиеву, генеральному директору ООО «Дорстройсервис» Б. Б. Цынгуеву за оказанную спонсорскую помощь в проведении научной экспедиции ИМБТ СО РАН по сбору полевого этнографического и топонимического материала в пров. Цинхай КНР.

На главном фото: Булат Зориктуев на берегу озера Куку-нор

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Булат Зориктуев