Блоги 2 окт 2024 1174

Профессор Зориктуев окончательно опроверг миф о нахождении прародины хори-бурят в Ираке

Ранее  на сайте и в газете "Буряад унэн" мы опубликовали ряд статей маститого историка о проблеме нахождения легендарной прародины хори-бурят Наян-Наваа. Последняя из них была опубликована в июне текущего года (https://burunen.ru/blogs/107106-obnaruzhena-prarodina-khori-buryat-nayan-navaa/) и в которой ученый рассказал об итогах экспедиции в провинцию Цайдам в Китае. Сегодня мы предлагаем новую публикацию Булата Зориктуева.  

© фото: Александр Махачкеев

О северо-иракском топониме Найнава

Зориктуев Булат Раднаевич

доктор исторических наук

главный научный сотрудник ИМБТ СО РАН

 

В газете «Буряад Yнэн» от 5 июня с. г. опубликована моя статья «Прародина хори-бурят Наян Наваа находилась в Цайдаме». Она основана на  результатах работы научной экспедиции ИМБТ СО РАН в октябре  2023 года в западной части китайской пров. Цинхай. Обследование Цайдамской впадины и ее топонимии, определение двухуровнего строения сложного гидронима Цадамтын (Цайдмийн) Цагаан нуур позволили установить, что искомая местность Наян Наваа, прилегающая к оз. Цагаан, находилась между отрогами Куку-норского хребта, протянувшегося по западному берегу одноименного оз. Куку-нор.    

Настоящая статья посвящена вопросу, что представляет собой имеющийся на севере ближневосточного государства Ирак (в древности: Двуречье, или Месопотамия) топоним Найнава, являющийся названием мухафазы (провинции) этой страны. В 2003 году Ц. Ц. Доржиным, увидевшим это название на географической карте Ирака, была выдвинута гипотеза: Найнава—это имя прародины бурятских хоринцев Наян Наваа. Автор пишет, что в середине XIII века монголами для окончательного закрепления за собой ранее завоеванных земель в Западную Азию была снаряжена крупная военная экспедиция в количестве 30 тыс. чел. В нее было включено забайкальское племя хори, которому, по прибытии войска в Ирак, для постоянной дислокации был отведен привычный его образу жизни степной район в междуречье Евфрата и Тигра. Хоринцами в ходе его освоения он был назван монгольским именем Наи-нава. Позже топоним принял форму Найнава и стал названием северо-иракской провинции с административным центром в г. Мосул. Местность Наи-нава, или Найнава, утверждает автор, для многих поколений хоринцев, находившихся в Северном Ираке, стала родиной, а для тех их потомков, которые, опасаясь неминуемой на чужбине  ассимиляции и исчезновения хоринцев как этноса, в начале XV или XVI веков вернулись к Байкалу,—прародиной. Здесь Найнава стала известна как Наян Наваа.

Для того, чтобы разобраться и дать верную оценку изложенной гипотезе, необходимо рассмотреть историю северо-иракского топонима Найнава. Это имя является частью истории Ассирии—одного из  величайших государств Ближнего Востока в древности. Оно  в эпоху расцвета простиралось от Ирана до Средиземного моря и Египта, на его территории существовали древние государства Аккад, Вавилония,  Митанни, Элам и др. Столицей государства был г. Ниневия, названный так в честь библейского персонажа, основателя Ассирийского царства Нина. Поэтому Нин—это эпоним г. Ниневии. Город, расположенный на левом берегу Тигра, на пересечении торговых путей, был основан в V тыс. до н. э. Его возвышение и превращение в столицу Ассирии и мира, как отзывались о нем современники, произошло в VIII—VII вв. до н. э. При Синаххерибе и его преемниках Ниневия стала одним из красивейших городов Передней Азии. Стройная планировка улиц, многочисленные террасы с царскими садами, акведук, снабжавший город чистой водой, мощные крепостные стены (о них говорили, они своим ужасным сиянием отбрасывают врагов), по верху которых одновременно в ряд могли проехать три боевые колесницы, богато декорированные золотом Юго-Западный и Восточный дворцы Синаххериба (первый назывался дворцом, не имеющим себе равных),  редкий по красоте дворец Ашшурбанапала, в котором находилась знаменитая царская библиотека (свыше 30 тыс. «книг»—клинописных глиняных табличек с текстами литературного, религиозного, лексикографического, астрономического, исторического содержания), роскошные храмы Иштар, Сина, НергалШамаш и других богинь Двуречья придавали Ниневии величественный и неповторимый облик. После смерти  Ашшурбанипала начался закат Ассирийского государства. В 612 г. до н. э. Ниневия после двухлетней осады была взята объединённым войском вавилонян и мидян и фактически стерта с лица земли.

Военно-политическая мощь и высочайшая культура ассирийцев обусловили то, что их государство и столица всегда были на слуху окружающих народов. Поэтому имя Ниневия и его вариации часто встречаются в аккадских, арабских, сирийских, курдских, древнегреческих и других текстах. Обращает на себя внимание тот факт, что в древних арабских  текстах столица Ассирии упоминается как Найнава. Если учесть, что в современном Ираке его северная мухафаза, как было сказано, называется этим же именем Найнава, то это несомненно говорит о том, что данное наименование в своей  древнеарабской форме без изменения дошло до нашего времени. В свою очередь, этот факт является неоспоримым свидетельством того, что топоним Найнава появился в Двуречье не в середине XIII века после прибытия туда монгольского войска, а в очень отдаленном прошлом, в V тыс. до н. э., когда семито-хамитскими племенами, в языковом отношении входивших в афразийскую семью языков, на берегу Тигра в виде раннеземледельческого поселения была заложена основа будущего г. Ниневия. 

Величие Ниневии обессмертило его имя. Оно не исчезло бесследно после гибели города в 612 году. Об этом говорит тот факт, что в период Римской империи (27 г. до н. э.—476 г.) в Северной Месопотамии существовала военная колония римлян, названная ее основателями Ниневией. В VII в. н. э. Двуречье  было завоевано и исламизировано арабами. Если со II в. население страны говорило преимущественно на арамейском языке, то со времени прихода арабов и до настоящего времени для большинства жителей региона основным стал арабский язык. Смена языка явилась одним из важнейших факторов смены этнического самосознания. В частности, ориентировочно с рубежа VII—VIII веков население Двуречья стало называть себя арабами, а в случае необходимости указания национальности с региональным уклоном—иракскими арабами. Этот факт в совокупности с проарабской ориентацией в языковой сфере предопределил то, что в Ираке написание названия бывшей Ассирийской столицы Ниневия твердо приняло арабскую форму Найнава.

Это предположение подтверждают материалы XX века. В 1976 году в Ираке была проведена административно-территориальная реформа. Вместо доставшихся в наследство по окончании первой мировой войны от Османской империи Мосульского, Багдадского и  Басорского вилайетов (округов) было создано 19 провинций—мухафаз. Самой северной из них (адм. центр – г. Мосул) было дано имя Найнава. В источниках указывается, что данная мухафаза получила легендарное имя Найнава в честь столицы Ассирийской державы Ниневии, развалины которой находятся на территории провинции.

Данное название Найнава Ц. Ц. Доржин, руководствуясь исключительно внешним созвучием имен, ошибочно отождествил с наименованием прародины хори-бурят Наян Наваа. Прежде чем делать вывод об общности происхождения этих двух совершенно разных по генезису имен, ему следовало максимально изучить историю иракского топонима Найнава. Это привело бы его к осознанию того факта, что в Ираке никогда не было монгольского топонима, звучавшего Наи-нава, со временем якобы трансформировавшегося в Найнава, а потом около Байкала принявшего форму Наян Наваа. Первоначальная родина хори-бурят Наян Наваа, что доказывает весь выявленный мной материал, находилась на западе Китая, в Цайдаме, на западной стороне Куку-нора, вблизи оз. Цагаан. Важно понять, что бытующие в западно-бурятском фольклоре легенды и предания о первопредке хоринцев Хорёодой Ехэ Yбгэне и его супруге Хобширой Ехэ Хатан являются отголосками рассказов самих хоринцев, которые они сообщали, придя из Цайдама, населению западного побережья Байкала. Их достоверность сомнений не вызывает. Других источников, откуда этот оригинальный материал мог попасть на Ангару и Лену, не было.

Фото: Александр Махачкеев