Блоги 27 фев 2013 2389

​Янданэ небрежно бросил: «В ресторан!»

На днях в Центральной городской библиотеке прошла презентация 4-го номера журнала «Байкал» за 2012 год. На подходе 5 и 6 номера.

Открывается номер романом «Камера (Черное и белое)» бурятского писателя Янданэ. В миру Петра Янданова. Поскольку он не смог приехать из Москвы, то представить его на презентации доверили мне.

В свое время Янданэ, так же как и Амарсана Улзытуев и Юра Невский уехал в Москву за славой и так, там и остался. Амарсана и Юра активно публикуются, а вот Янданэ проявил себя не только в литературе, но и в живописи, кино и театре. В 1993 году я останавливался у него на Грановского, почти с видом на Кремль. Тогда, по неписанной традиции советского андеграунда он работал дворником, и проживал в громадной комнате в коммуналке. Посреди комнаты, в качестве арт-объекта стоял недействующий унитаз, а вокруг были его готовые и еще недописанные картины. Некоторые его работы покупали иностранные туристы.

Как-то мы пошли за вином и стоя в очереди Янданэ шепнул: «Смотри, это Лановой идет». Позднее, я стал свидетелем сцены сиюминутной славы самого Янданэ. Летом 1999 года у него была битва с Головой – памятником Ленину на пл. Советов. Почему Ленин? Как он говорил, Ильич был его соперником в борьбе за мировую славу. Тогда Янданэ уже был достаточно раскрученным персонажем в Улан-Удэ. О нем были публикации в газетах, он появлялся на телешоу «Поле чудес» и вел рубрику на страницах «Экспресс-газеты». В «ЭГ» представлялся потомком Чингисхана, под именем «Янданэ - поющий тростник». И вправду был похож на тростник, бледный и тонкий. В «ЭГ» он писал разные «желтые» вещи, но при этом очень забавно. Как то на даче, на Верхней Березовке мы ели баранину, а потом в этой газете появился репортаж о бурятской экзотике. Например, что если в Бурятии украдут барана, пострадавший обращается к ламе и если тот трижды прочитает мантру (приводилась смешная абракадабра), то у скотокрада лопнет пузо. 

Но, вернемся к перфомансу на площади Советов. Его смысл заключался в стилизации знаменитой сцены битвы витязя из поэмы «Руслан и Людмила». Верхом на прогулочной лошади он бросился в атаку на Голову, в знак победы залез на высокий постамент, а в завершение забрался в люк, ведущий в подземелье, вовнутрь Головы.

После совершенных им «подвигов» мы сидели на площади в летнем кафе, и пили пиво. Янданэ неторопливо рассказывал, как плутал под Головой по ложным ходам, упирался в тупики, избегал расставленных ловушек, словно грабитель сокровищ фараона в египетской пирамиде. Как в бетонных катакомбах его охватил приступ клаустрофобии.

- Тигр оказался бумажный, а страх и кровь настоящие (во мраке подземелья он разбил себе голову – авт.), - сказал он. Прохладный ветерок снаружи и холодное пиво изнутри уносили прочь, напряжение отнюдь не бутафорской схватки.

Его узнавала публика:

- Это вы тот самый Янданэ? Дайте закурить

- Да. Тот самый. Берите. Сегодня все бесплатно

Уходя, он устало и вальяжно бросил в никуда: 

- Массовка. Вы свободны. Я вас отпускаю…

Жизнь Янданэ была пронизана не только литературными мотивами и аллюзиями. Видимо, сказался опыт работы в кино, где он сыграл массу ролей китайцев и других азиатов. Например, в «Черной вуали» с Александром Абдуловым. Поэтому и в жизни он автоматически бросает готовыми фразами какого-то киногероя. Однажды, редактор «Информ Полиса» Слава Дагаев выдал ему гонорар. И садясь ко мне в машину, Янданэ небрежно бросил: «В ресторан!»

ЧИТАЙЕ ИНТЕРВЬЮ С ЯНДАНЭ. О конфликте с Александром Абдуловым, совместных «квартирниках» с Цоем и Башлачевым и главной роли во МХАТе.

Слава была его маниакальной идеей, и он откровенно говорил об этом. И ничтоже сумняшеся писал роман, который непременно должен был завоевать Нобелевку. «Камера (Черное и белое)», вряд ли завоюет эту премию, но в бурятской литературе это явление.

А появился этот роман, по словам Янданэ так. Из окна автобуса он увидел красивую слепую девушку и подумал: «А ведь она в еще худшем положении, чем я, человек без дома, работы и денег». Автобус проехал мимо и он больше никогда ее не увидел, но сюжет уже зародился. Сюжет о любви между бедным, непризнанным художником и слепой девушкой. Как он вытаскивает ее из плена одиночества, а она в ответ дарит ему вдохновение и удачу…

Роман психологически сложный, написан хорошим слогом. Писатель не зря потратил на него время, а значит и читатель найдет в нем пищу для ума и души. 

На фото: у костра, 1999 год. Верхняя Березовка, на даче у друзей. Янданэ (слева) и Александр Махачкеев.

фото из архива автора