Блоги 21 мар 2013 2649

​«Отхончик» на гребне новой волны

Начался показ нового фильма Баира Дышенова «Отхончик. Первая любовь».

С его премьерой можно смело говорить о набирающем оборот становлении профессионального бурятского кино. Вырастающем, замечу, не на пустом месте. Легендарный Валерий Инкижинов, режиссеры Барас Халзанов, Александр Итыгилов и Арья Дашиев, художник мультипликатор Радна Сахалтуев. Помню как в переполненном деревенском клубе, сидя на полу с кучей таких же, как я, мальчишек, с восторгом смотрел «Последний угон» Халзанова. Это было наше родное бурятское кино. Потом в «Прогрессе» стояли очереди на «Три солнца» Арья Дашиева…

В перестроечный период ничего интересного не было, кроме 15-минутной короткометражки Николая Баирова «Лабиринт», снятой на узкой пленке. Герой этого художественно-документального фильма художник Петр Янданов не может найти себя в провинции, и уезжает в Москву. В нем зафиксирована первая антисоветская выставка авангардистов в пустующей, полуразрушенной церкви в Горсаду. Звучат песни питерских рокеров. В финале герой приходит в дацан, внутри идет служба, но на дверях снаружи висит замок и он уходит в пустоту, в степь. А на заднем плане пробегает случайно попавшая в кадр бездомная собака, как в «Сталкере» у Тарковского…

В постсоветский период начался период поисков и метаний. Ознаменовался он, грандиозным скандалом с «Черными всадниками». Фильм так и не был снят, но процесс уже пошел. В 2006 году на экраны вышел «Первый нукер Чингисхана», объединивший Эрдэни Жалцанова, Саяна Жамбалова, Петра Шаблина, Вячеслава Мархаева и других людей, воодушевленных идеей создания национального кино. Рассказывали, что Матвей Баданов отправил съемочной группе КАМАЗ с продуктами, а глава Джиды Жаргал Батуев каждый день резал баранов. И фильм получился. На премьере люди плакали. А во время борьбы за сохранение статуса Усть-Орды команда Шаблина показывала его в сельских клубах. Летом того же года на киностудии «Хунну Фильм» Есугеем Сындуевым был снят полнометражный 92-минутный фильм «Улан-Удэнская история». Молодежная мелодрама стала первой лентой в истории бурятского кинематографа, получившей прокатное удостоверение и была рассчитана на коммерческий успех. А вот два фильма Эрдэни Жалцанова «Эхо» и «Выходной» тяготели к арт-хаусу и они не получили широкого проката. В 2008 году вышел дебютный фильм Баира Дышенова «Улыбка Будды», отмеченный на нескольких престижных кинофестивалях, в том числе и Берлинском.

Бурятские кинематографисты год от года накапливали опыт и профессионализм, и в 2009 году в рамках празднования Дня города впервые состоялась акция «Золотая лента бурятского кинематографа». На этой неделе бурятского кино кроме забытых кинокартин прошлого века: «Горький можжевельник», «Пора таежного подснежника», «Золотой дом» показывали и новую волну.

Ну, а затем как будто прорвало. Шумный успех «Чайника» — первой бурятской полноэкранной комедии, вышедшей в прокат в 2010 году в Бурятии. Четверо главных героев - Алик, Иван, Штырь и Слава прославились на весь байкальский регион. «Чайник – 2», «На Байкал», «На Байкал – 2» и «Решала». Пришел зрительский, а значит и коммерческий успех.

В 2011 году вторая работа Дышенова "Наказ матери" входит в программу мирового форума кино в Каннах, а его киностудия "Гэсэр" переименовывается в более концептуальное «Буряткино».

Сейчас в производстве в Улан-Удэ находится одновременно несколько фильмов. В чем же причина сегодняшнего кинобума? В первую очередь это технологическая революция, так же как и в фотографии, переход на цифру открыл дорогу в кинематограф широким массам. Появилась инфраструктура – многозальные кинотеатры, выросло новое поколение кинозрителей воспитанное на культуре видеопотребления, а вместе с ними росли и кинематографисты профи.

Баир Дышенов один из них. Берлин и Канны говорят сами за себя и не случайно Сергей Снарский, иркутский актёр, сыгравший отца главного героя «Отхончика», сказал, что именно в его фильм пошел сниматься без колебаний. В отличие от дилетантского подхода некоторых других начинающих киношников, Дышенов долго присматривался к опыту своих коллег и методично осваивает профессию, начиная с искусства написания сценария и заканчивая продвижением конечного продукта. 

Другой секрет его несомненного успеха в том, что он объединяет в одном лице продюсера, сценариста и режиссера, а при необходимости и актера. Дышенов четко знает, что он снимает и если первые две короткометражки это фестивальное кино, то «Отхончик» рассчитан на массового зрителя. Сама тема фильма и сотрудничество с иркутянами это смело. Хотя и не только он работает с соседями, рассчитывая на их рынок.

Несмотря на наличие бесспорно слабых мест, находок в «Отхончике» гораздо больше и в целом фильм удался. Как сказал Сергей Тучков: «После фильма я думал: «Как же я вас люблю, буряты!». Краем уха слышал слова в той же тональности и от первой леди – Нины Наговицыной сказанных ею Баиру Дышенову. Я тоже уходил с теплым и радостным чувством и это главное.