Блоги 13 фев 2014 2661

​О бурятской знати к визиту Ее Императорского Высочества Государыни

Новость о возможном приезде в нашу республику главы императорской династии великой княгини Марии Владимировны мелькнула на информационных сайтах в самом конце прошлого года. Она - глава Российского императорского дома, Ее императорское Высочество, государыня великая княгиня (де-юре Ее императорское Величество государыня императрица и самодержица Всероссийская). При этом российская императрица самая настоящая – и по международному праву, и по внутридинастическим традициям.
Ожидается, что великая княгиня приедет примерно в мае-июне этого года, а в программе ее пребывания встреча с главой Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым, главой Улан-Удэнской епархии архиепископом Савватием, посещение поселений староверов, но в целом Мария Владимировна приезжает ко всему населению республики. Однако, в Бурятии есть люди, имеющие особую духовную связь с ней, как с представительницей императорского дома. Из известных публике лиц, в первую очередь, это братья Иринчей, Михаил и Владимир Матхановы.

"Иркутские Епархиальные Ведомости", за 1869 г., № 35, с. 294., сообщили, что: "...Еще в 1866 году избранный инородцами своего ведомства в тайши Николай Матханов.... вошел в состав делегации... для поездки в Томск для представления Великому князю Владимиру Александровичу... и просил... удостоить его милости - быть ему отцом по восприятию от купели: на что и получил от Великого князя Владимира Александровича милостивое соизволение". И в 1869 году тайша Аларского ведомства Н.Матханов с женой и заседателем были крещены самим архиепископом Парфением, причем восприемником выступал иркутский губернатор Шалашников от имени Великого князя Владимира Александровича, а имя восприемной (крестной) матери приняла на себя императрица Мария Федоровна, супруга Александра III. Скорее всего, Николай Матханов был дворянином, поскольку принадлежал в известному тайшинскому роду, который на протяжении долгих лет боролся в Аларском ведомстве за власть и влияние с другими тайшинскми родами - Баторовыми и Самсоновыми. К этому же роду принадлежат и нынешние Матхановы.

В советский период Матхановы также не затерялись. Наиболее известным из них был выдающийся физик Платон Матханов, автор крупных научных работ по физике и смелый, мужественный человек. Из воспоминаний Веры Сергеевны Потаповой, санинструктора на Ленинградском фронте: «Решили мы как-то пе­ревести на немецкий язык сводку Совинформбюро и передать немцам «по радио». Вместе с офицером Платоном Николаевичем Матхановым заучили немецкий текст и морозной ночью отправились вдвоем к враже­ским полициям. У меня с собой был жестяной рупор. Когда приблизились к «нейтралке», разошлись в разные стороны. Тут уже надо было ползти, причем осторожно, ведь полоса заминирована. Вот подползла я ближе к воронке (страшно, кругом темнота!) и стала кричать в рупор: «Ахтунг! Ахтунг! Слушайте голос русской девушки - голос правды...». И дальше - о разгро­ме врага под Москвой, о близких победах Красной Армии. Немцы были в ярости, подняли стрельбу, подвесили осветительные ракеты. Я затихла, затаилась, а с другой точки говорить продолжил Платон Николаевич». Научной карьерой занялся и Эдуард Иринчеевич Матханов. Доктор наук, со временем ушел в бизнес, и дальнейшая история и нынешнее положение его семьи не нуждаются в представлении…

Однако, кто же еще из современных жителей Бурятии может претендовать на духовную и сословную близость к Дому Романовых? Стремясь опереться на «степных аристократов», русская администрация и духовенство старались привлечь на свою сторону как можно больше родовых начальников (нойонов). В 1842 г. тункинский тайша Зангей Хамаков, перешедший в православную веру, содействовал крещению 1050 своих сородичей, за что был награжден орденом Владимира IV степени, подарками и причислен к дворянству. В 40-х гг. XIX в. «тайша Хоринской думы Иринчин Доржин Дамбуев с родовичами воспринял Св. Крещение, и за это Государь Император Высочайше повелеть соизволил произвесть его в есаулы, с причислением к Сибирскому линейному казачьему войску». Его крестниками также были император с императрицей, и он стал именоваться Николаем Николаевичем Дэмбиловым (Ломбоцыренов Дамби-Жалсан. История селенгинских бурят. Улан-Удэ, 1995.) Но надежды получить от него большую помощь в распространении православия не оправдались, так как злоупотребления привели его на скамью подсудимых. Эти же летописи сообщают, что Буда Хотогын, будучи главой сонгольского рода по наследству, оставил должность по своему желанию, стал переводчиком маньчжурского и монгольского языков в Кяхтинском пограничном комиссариате. При генерале графе Муравьеве-Амурском перешел в православие и принял новое имя Головкин. «Конфессиональность играла роль своеобразного показателя политических взглядов: крещение означало демонстрацию особой преданности Российскому государству», - пишет О.В.Бураева в исследовании «Этнокультурное взаимодействие народов Байкальского региона в XVII – начале XX в.», Улан-Удэ, 2005.

Однако, самым известным крестником царей из бурят был уроженец степной Аги Петр Бадмаев. Как сообщает «Википедия», Пётр Алекса́ндрович Бадма́ев (Жамсаран) (18511920) — врач тибетской медицины, первым перевел на русский язык трактат «Чжуд-Ши»; крестник императора Александра III; лечил членов семьи Николая II и Григория Распутина; убеждал российских императоров включить в состав России Тибет, Монголию и Китай. При принятии православия Бадмаев выбрал себе имя в честь своего кумира — Петра I, а отчество традиционно давалось по имени царствующего лица, — так Жамсаран Бадмаев стал Петром Александровичем. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881 году, собираясь в свою первую двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского, и получил его.

Но, кроме того, верующие буддисты считали Августейшую семью воплощением Белой Тары, и поэтому, как это ни парадоксально, факт крещения с участием императора и императрицы мог быть для них выражением не только верноподданнических, но и религиозных чувств, считает религиовед Анатолий Жалсараев. С этой точки зрения благословение Белой Тары продолжает осенять представителей этих фамилий. Дальше всех разлетелись по миру потомки Петра Бадмаева, они живут в Европе и Северной Америке. Представители этого славного рода, есть, конечно, и в Улан-Удэ. Должны быть, наверное, и потомки тайши Хоринской думы Николая Николаевича Дэмбилова. Итак, в свиту главы императорской династии великой княгини Марии Владимировны могут с полным на то правом войти Бадмаевы, Матхановы, Дэмбиловы, Хамаковы и другие дворяне, представители старинной бурятской знати.

На фото Петр Бадмаев.