Блоги 1 фев 2019 2949

​Сагаалга в «золотой» Алари

Как совершали церемонию золгохо в Приангарье.

Отмечали ли в прошлом праздник Белого месяца в его буддийском варианте в Приангарье? То, что праздник существовал и до прихода буддизма к бурятам, это неоспоримый факт, однако, в Забайкалье ламы модернизировали его. На территории Иркутской губернии на буддийский манер Сагаалган широко праздновали в Тунке, Оке и Алари, позднее в Унге (Нукутах) и в Верхоленье – в Кырме. Официально и открыто праздновали вплоть до 30-х годов. Известно, что после разгрома кырминского дацана, кырминцы приезжали на Сагаалган в Ацагатский дацан напрямую через замерзший Байкал, поскольку эти два дацана связаны именем великого ламы Агвана Доржиева (он построил дацан в Кырме, на родине своего деда при помощи верхоленских буддистов). Наш сегодняшний рассказ о традициях проведения праздника в Алари, где его называли Шэнэ жэл, Сагаалга, Сагаан hара.

Специфика буддизма в Алари

Аларский дацан является одним из старейших в этнической Бурятии, его официальное открытие состоялось в 1814 году, а до этого действовали кочевые дуганы. Праздновали Сагаалган – новый год по буддийскому календарю, из других буддийских праздников особо отмечали «обоо» и «Майдрин морин» - «Божественного коня» («Майдари хурал»).

Новый год по лунному календарю начинался Сагаан hара - Священным месяцем, когда люди преисполнившись светлой радости и надежд на благополучие и счастье исполняли все необходимые обряды и ритуалы. Центром всех праздничных мероприятий был, конечно, сам Аларский дацан. Кроме него на другом конце Аларской долины действовал буддийский дуган на озере Аляты в предгорьях Саян, а около улуса Зуун Модон и участка Тайшаатан был ламаистский скит – место для медитаций и других практик. Таким образом, вся присаянская хонгодорская Аларь по периметру была охвачена буддийскими центрами. Соответственно, влияние буддизма на умы и образ жизни аларцев трудно переоценить.

«Большинство аларцев – буддисты, или, как их называют, ламаиты. Меньшинство – шаманисты и крещеные. Но последние крещены когда-то насильно или обманом, и в церковь не ходят. Религиозные свои потребности удовлетворяют при помощи шаманов и лам. Симпатии инородцев лежат всецело к дацану», отмечал Ц.Жамсарано. Аларские буряты имели имена санскритского и тибетского происхождения. Например, моего прадеда звали Жамбал, на хонгодорский манер Замбал. Пользовались в быту двенадцатилетним восточным календарем, легко определяя в уме возраст людей и годы минувших событий.

Однако, интересных материалов о том, как проходили буддийские праздники в Алари, не так уж и много. С любопытными подробностями описывает «Майдари хурал» Евдокия Иргизеновна Аюева, первая женщина прокурор из буряток, министр юстиции республики и член Верховного Суда РФ: «Однажды летом в 23-м или 24-м году в Алари состоялся грандиозный по местному масштабу праздник «Майдрин морин» - «Божественного коня» - по буддийской религии. Люди съехались со всех улусов, и народу было очень много. Тогда меня поразило то, как богато были одеты женщины: на головах у многих шапки, отороченные соболиным мехом, на шеях золотые украшения в несколько рядов, бархатные или шелковые платья, сверх которых были надеты полудлинные безрукавки. Обшитые спереди по краям серебряными монетами «хубаяса».

Впрочем, аларские женщины впечатлили не только ее, но и Пандито Хамбо ламу Иролтуева. Это было в июле 1898 года, во время освящения нового здания храма: «На празднике в Хигинском улусе побывало около 3 тысяч человек, среди которых было много русских. Очевидцы отметили внимание хамбы-ламы к дамам, для которых в дацане были установлены скамейки. Первенствующий лама службу проводил на тибетском языке, но общался с народом по-русски».

Нужно добавить, что из Хамбо лам, кроме Иролтуева, в 1914 году на празднование столетнего юбилея Аларского дацана приезжал XII Хамбо лама Даши Доржо Этигелов, который служил в нем в 1888 - 1890 гг. А на празднование 200-летия дацана, уже в наше время, приехал XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.

Сагаалга по-аларски

Из описаний собственно Сагаалгана или Сагаалги на аларский манер есть только воспоминания известного искусствоведа Аркадия (Алдара) Васильевича Тумахани:

«К встрече Нового года (Шэнэ жэл) готовились старательно, заготавливая молочные продукты и прочие яства, чтобы угощением были довольны и гости, и члены семьи, особенно дети. Пьянство исключалось. Лишь глубокие старцы, как наиболее уважаемые люди, авторитетные хранители моральных традиций и мудрости народа, могли немного выпить домашнего напитка (хурэнгээн архи). Дети веселились и играли в шагай наадан, забавлялись, как умели. Днем их катали на санях. Взрослыми рассказывались различные притчи, сказки и интересные истории. Случалось, возникали состязания в ловкости и силе в переламывании отростка реберного позвонка животного (hээр шааха). Также пелись любимые песни, очень восторженно относились к певцам, обладавшим красивыми теноровыми голосами. Были популярны песни о Шоно-баторе и Шудармане, героях родственного калмыцкого народа, о родной Аларской земле, дружбе сверстников. Днем устраивались, несмотря на холод, конские скачки (урилдаан): наездниками были подростки. Делались ставки (боосолдоон) на ту или иную лошадь. Людей на эти соревнования собиралось немало, были слышны прибаутки и задорный смех в адрес неудачника, которого подбадривали и толкали на очередное пари, и чтобы согреться на морозе, затевали шуточную борьбу и возню. Лошадь, бегущую впереди других, замечали издали и на финише встречали шумными возгласами, а руководители бегов бережно ссаживали седоков с седла, поздравляли с победой, хвалили его за мастерство управлять лошадью на дистанции, одобрительно похлопывали по плечам и обнимали, а затем награждали призом. Вездесущие ребята тут же подходили к удачливому герою скачек и выражали свое восхищение его умением пускать рысью обыкновенного коня.

Бывали в новогодний день и просто катания на санях, запрягались рабочие лошади, имевшиеся у каждого крестьянина - арата. Тут уж восторгам детей не было предела. Впечатления от услышанного улигера, увиденного собственными глазами и пережитого самими в праздничные часы оседали в душе малолетних, как яркие, незабываемые явления культурной жизни народа».

В описании Тумахани особо нужно отметить нюансы новогодних церемоний: «А взаимные визиты родственников друг к другу в парадных нарядах, их учтивые беседы непременно обставлялись правилами и нормами выработанного веками этикета: все было в рамках приличия и хорошего тона. Произносились пожелания благ, доброго здоровья, удачи в хозяйстве». То есть, правила поздравления особо не отличались от общебурятских, поскольку буддийская церковь и тогда, и в настоящее время стремилась унифицировать эти нормы.

Церемония золгохо

Совершенно очевидно, что в Алари строго соблюдалась церемония золгохо, когда люди в национальной одежде проводили обряд первой встречи в первый день Белого месяца. Это традиция, когда взявшись за обе руки (младшие поддерживают за локоть старших, которые кладут свои руки сверху), люди кланяются и приветствуют друг друга, поздравляют и желают хозяевам долгих лет жизни, здоровья и счастья и преподносят им хадаки.

Младшие поздравляют старших, дети родителей, внуки дедушек и бабушек. Старшие, в свою очередь, отвечают благопожеланиями младшим. Вслед за благопожеланиями следуют подарки, которые с благодарностью принимаются. Напомним, что в этом году показ традиции «Золгоё» в Бурятии впервые пройдет в форме отдельного массового действа, организаторами которого выступят театр «Байкал» и ИД «Буряад унэн».

Александр Махачкеев

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ