![](/upload/resize_cache/iblock/de3/780_780_1/de37c355c84fc308afda515e7a78860a.jpg)
Александр Махачкеев на съёмках фильма «Серко» с обозревателем газеты «Монд»
Впервые я узнал о нём по фильму «Собор Парижской Богоматери». Его сняли в 1957 году, а до нашей деревни он добрался в середине 60-х. Тогда фильмы крутили с повторами, в том числе и по такой уважительной причине, как: «Доярки с вечерней дойки не успели!». Особенно, если это было индийское кино, типа бессмертной «Зиты и Гиты».
Билет стоил пять копеек, мы садились на передние лавки. Если мест не было, устраивались на полу перед самым экраном и к концу фильма засыпали вповалку в самых живописных позах. Скамейка у печи была облюбована молодёжью. Парни дымили самокрутками из махорки, реже - папиросами, на них шикали, а девушки-хохлушки лузгали семечки. В самом интересном месте лента обрывалась, и тогда поднимался топот и свист. Бывало и хуже, когда вдруг гас свет. Или же деревенский драчун мог подраться с киномехаником и как матрос с «Авроры» бросить в зал эпическую фразу: «Кина не будет! Я оборвал кино!».
Прекрасную Эсмеральду играла Джина Лоллобриджида, а Квазимодо - Энтони Куин. Кроме него Эсмеральду любили красавчик Феб, поэт Гренгуар и епископ Клод Фролло. Драма разворачивалась в замкнутом пространстве собора, и он здесь ещё один полноправный главный герой. Разумеется, имена героев и их исполнителей я узнал, уже повзрослев. Но, наполненный страстями Нотр-Дам-де-Пари врезался в память.
Потом были другие французские фильмы. Франция была в фаворе у руководства СССР. Президент де Голль вывел свою страну из военной организации «агрессивного блока НАТО». А французская компартия была самой сильной в Западной Европе, и нам была доступна культура «Прекрасной Франции».
В «Прогрессе» крутили фильмы с Делоном и Бельмондо. Мы слушали песни Монтана, Азнавура и Дассена, зачитывались Мопассаном и Экзюпери. Всё французское обладало особым шармом романтики и красоты. Эффект усиливался тем, что у нас не было возможности воочию познать желанный, но недоступный французский шик. Лишь Высоцкий, задолго до Марины Влади написавший «Она была в Париже», а уже затем: «…плевал я с Эйфелевой башни на головы беспечных парижан!», сумел вполне так офранцузиться.
Потом вдруг всё резко поменялось, страна стала другая, и мы стали другими. Но, там, на берегах Сены, всё так же величественно стоял собор Парижской Богоматери - «Всё боится времени, а время боится пирамид». Собор моложе пирамид Гизы, но и ему в 2013 году исполнилось 850 лет. Он стоял, казалось, незыблемо, а его гаргульи и химеры смотрели свысока на «праздник, который всегда с тобой».
Однако город изрядно изменился, стал гораздо более «мультикультурным». В прошлом Париж благополучно «переваривал» иностранцев. Ту же нашу русскую «белую» эмиграцию, давшую массу имён во французской культуре. Валерий Инкижинов по праву считается не только русским, бурятским, но и французским актёром, режиссёром и продюсером.
Но с середины прошлого века из бывших колоний в метрополию хлынули толпы мигрантов. Они не ассимилировались, а создали анклавы, куда даже полиция не рискует совать нос.
Плюс легализация однополых браков, педофилии и абортов, забвение христианской основы собственной культуры. Против всего этого активно выступал ряд известных деятелей Франции, в том числе Брижит Бардо и писатель Мишель Уэльбек. Но против них ополчилась вся либеральная и левая интеллигенция.
В августе 2005 года я участвовал в массовке франко-российского фильма «Серко» за Оронгоем, и на съёмках был обозреватель влиятельной газеты «Монд». Мой вопрос о романе «Элементарные частицы» Уэльбека поверг его в шок. Как? Здесь, на краю света, в Сибири, читают крамольного писателя?! В том же году вышел роман-антиутопия российской писательницы Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери». События романа происходят в 2048 году во Франции, власть в которой захватили мусульманские иммигранты.
А в мае 2013-го перед алтарём собора Парижской Богоматери застрелился писатель Доминик Веннер. После трагедии публицист Егор Холмогоров написал: «…Сначала говорилось о том, что это был его протест против французского закона о гей-браках. Но оставленная Веннером (кстати, специалистом по России и истории нашей Гражданской войны) записка помещает его поступок в более широкий контекст: это был протест не столько против конкретного закона, сколько против культурной, цивилизационной, религиозной, нравственной самоликвидации Европы».
В восточной культуре к сожжению храмов относятся философски. В 1950 году буддийский монах сжёг знаменитый храм Кинкаку-дзи. Из этого случая родился сюжет романа Мисимы «Золотой храм», где гибель делает Прекрасное ещё более совершенным.
А когда пять лет назад сгорел Согчен дуган Агинского дацана, в народе говорили, что это был очистительный огонь, ведь в храм люди идут со своей болью и горем. Возможно, и в случае с Нотр-Дамом имело место самовозгорание? Он сгорел в знак протеста. Собор устал быть лишь туристическим объектом, а его гаргульи и химеры не могли больше стерпеть те непотребства, что творятся в современной Франции?
Фото из архива Александра Махачкеева