Блоги 7 мар 2023 1121

Телевидение Татьяны Хамагановой.

Вышла в свет книга «Моё телевидение». Её автор - известный телевизионный режиссёр и писатель Татьяна Хамаганова. Она автор и режиссёр проектов и программ на ТВ, а также сборников художественной прозы. Но название этой книги говорит само за себя – оно о телевидении. (К 100-летию Республики Бурятия)

© фото: Из книги "Мое телевидение"

- Татьяна Бальжинимаевна, как вам пришла идея создания такой книги?

- Идея появилась таким образом. Я боролась с тяжелой болезнью. Когда выписалась домой, позвонила моя коллега и друг Баярма Раднаева. Она сообщила, что следующий год юбилейный для Бурятского государственного телевидения, поэтому я должна написать книгу о нашем телевидении. Баярма поделилась этой идеей с М. В. Урбаевой, тогда еще первым заместителем генерального директора ГТРК «Бурятия». Они и надавили на меня, чтобы я взялась за ручку. Я села за компьютер. Сходу пришло название «Моё телевидение», поэтому здесь нет какой-либо определенной нагрузки, завязки-развязки, художественных образов, кульминации. О чем думаю, о том и пою, не подчиняясь законам драматургии, не думая о последовательности событий, хронологии.

- И всё же, о чём ваша книга?

- Бурятское государственное телевидение было создано в 1961 г., потому и историю имеет богатейшую. Книга о «золотом веке» нашего телевидения, о легендарных людях, работавших в то время. Это не хроника, не летопись, не мемуары, а моё мнение, мои впечатления, воспоминания. Разных событий было много – серьезных, смешных, казусных, ну и по ходу действия попыталась дать и небольшие мастер-классы о телевидении.

- Кто стоял у истоков?

 - 31 декабря 1960 г. над городом взметнулась 162-хметровая телевизионная вышка, а 16 июня 1961 года состоялось официальное открытие Бурятского государственного телевидения. Из летописи: «Телевизионную программу открыли выступления Секретаря Бурятского обкома КПСС Д.Д. Лубсанова, секретаря Улан-Удэнского Горкома КПСС К.М. Продайводы, Председателя Бурятского комитета по радиовещанию и телевидению И.И. Болдогоева. От имени зрителей свои пожелания высказал инженер ПВЗ Л.А.Пигарев. Программу продолжил концерт мастеров искусств, творческих коллективов Всесоюзного радио и ЦТ. В тот день в эфир вышел и первый выпуск телевизионных новостей «По родному краю». Завершилась программа художественным фильмом «Нормандия-Неман». И это всё в прямом эфире! Тогда еще не было видеозаписи, только в «живье» и на кинопленках. Над первым официальным телевыпуском работали: режиссеры Петр Николаев и Иван Миронов, звукорежиссер Галина Загбаева, телеоператоры Алексей Дмитриенко и Николай Втюрин. Первыми дикторами были Алла Болдогоева, Валентина Жалсараева, Софья Гончикова, Владимир Коренев, Лев Перминов и Валерий Хацанов. В первый редакторский состав вошли профессиональные журналисты Анатолий Щитов, Светлана Смирнова, Эльвира Намсараева, Юрий и Валерия Николайчук, Владимир Богданов, Ким Балков, Игорь Петров, Михаил Хандажапов, Степан Тюлюкин, Валентина Погодаева, Лариса Суворова, Галина Коренева и др. Так началась долгая история Бурятского государственного телевидения.

- Как вы сами пришли на ТВ?

- Как-то на улице встретила Гертруду Адушевну Манжееву, одну из первых телевизионных режиссеров. Она и предложила прийти на студию ТВ, отметив, что я творческий человек. Начала с помощника режиссера. Мне там нравилось всё! Даже заставки к передачам рисовала, сказки стали выходить на моих рисунках. На ТВ правило продвижения по квалификационной лестнице было строго регламентировано. Начинали с помрежа, потом сдавали экзамен на ассистента режиссера, который имел три категории. Становились режиссером в том случае, если главный режиссер Владимир Петрович Коренев и руководство студии примечали, что ты показал себя натурой инициативной, творческой, овладел мастерством режиссуры и есть усердие в работе. А режиссеру нужно было пройти еще три ступени, чтобы стать режиссером высшей категории. Мне не пришлось пройти все три ступени, чтоб получить высшую режиссерскую категорию, руководство увидело во мне потенциал.

 - И нашли на ТВ не только профессию, но и личное счастье?

- Есть мнение, что на работе не стоит заводить романы. Но у нас возможно. Нужно в абсолютном содружестве работать с Телецентром, где много инженеров, видеотехников. Вся аппаратура в их руках, а студия ТВ без телевизионной техники не сможет выйти в эфир. Вот и зарождалась дружба и любовь между нами. При мне случилось девять бракосочетаний, и замечу, ни одного развода. Мой муж Игорь Львович Хамаганов - профессионал высокого класса, почетный радист России, заслуженный инженер РБ, занимал должность начальника телецентра, сейчас он видеоинженер на ТВ «Ариг Ус». Мы с ним тридцать лет проработали на БГТРК.

- Вы отразили в своей книге историю не только одной компании, но и развитие телевидения как отрасли?

- Времена стремительно меняются. На телевидении произошли значительные технические изменения. Видеокамеры дают приемлемое изображение при любых условиях, электроника всё настраивает и корректирует, для записи звука нужно всего лишь прицепить маленький микрофон говорящему, монтаж производится на компьютере. В настоящее время ценится широкий профиль специалиста, потому что телевизионное оборудование становится всё более надежным, а управление им всё более простым. Но простота – это сложная вещь, особенно на телевидении, когда главной задачей является умение отказываться от клише. Телевизионщики должны приобретать множество разных умений, а не посвящать себя какой-то узкой специальности. Человек с большим количеством навыков более гибок, идет в ногу со временем.

- Расскажите о смешных, забавных случаях из телевизионной кухни.

 - Сейчас представить трудно, что телевидение начинало своё явление в мир с «прямого эфира». А что такое прямой эфир? Это - «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». На современном телевидении казусных случаев быть не может, всё можно скорректировать при монтаже. Однажды Светлана Смирнова, ведущая детской передачи «Светофор», попала в смешную ситуацию. Прошел в эфире киносюжет, где мальчик ел конфеты и в неположенном месте перешел проезжую часть дороги. Она попросила школьника, сидящего рядом, прокомментировать эту ситуацию.

- Ну, мальчик вышел из магазина и жрет конфету, - начал тот.

- Не жрет, а ест, - деликатно поправила его Светлана Андрияновна.

- Я не говорил «жрет», я сказал – жует, - удивленно посмотрела на нее мальчик.

«Вот я оконфузилась!» - смеялась потом телеведущая. Конечно, смешных, казусных случаев было много, всего не упомнишь, а что помнишь, в одном интервью не расскажешь.

- Татьяна Бальжинимаевна, телевидение тогда и сегодня…

- Телевидение сильно влияет на жизнь общества. Оно может служить и хорошему, и плохому. Это зависит от руководства, редакторов, журналистов-ведущих. Порой почти на всех каналах идет, а их сейчас очень много, стрельба, мордобой вперемежку с ток-шоу, с топ-шопами, новостными страшилками и т.д. и т.п. Всё-таки маловато программ, поднимающих проблемы, которые интересны и важны для общества. Известный актер Николай Бурляев высказался так: «Почти 90% программ на телевидении работает на отупление нации и понижение духовного уровня народа. СМИ против цензуры. Но нравственная цензура должна быть!»

 Надеюсь, книга «Мое телевидение» поможет понять людям, что Бурятская государственная телерадиокомпания имеет глубокую историю. Вся деятельность компании тесно соприкасалась с историей нашей республики, с жизнью известных, знаменитых, уважаемых личностей, прославивших свою республику в искусстве, литературе, музыке, живописи, героев войны и труда. Нам, ветеранам, есть чем гордиться, когда трудились на ГТРК «Бурятия». Сейчас время поменялось, сложностей много, но оно развивает в нас божественную духовность. И мы уже знаем – всё, что имеет начало, имеет конец. А значит, оно не вечно! Ни при каких обстоятельствах не следует терять надежду!

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из книги "Мое телевидение"