Культура 31 мар 2021 1189

​Именитый бурятский артист из края голубых озёр - о себе и своей профессии

© фото: Фото с личной страницы Чимита Дондокова «Вконтакте»

В селе Ульдурга в семье Дондоковых, где отец -  инженер-механик, а мама -  зоотехник, появился четвертый сын, которого назвали Чимитом.

Мальчик  любил петь с детства, но выйти выступать перед зрителями никак не решался. После окончания школы пошел по стопам матери и поступил в сельскохозяйственную академию. Все же после первого курса его отчислили.

«Я на самом деле мечтал поступить в музыкальный колледж. Но не понимал, как это озвучить перед родными и друзьями. Не мог признаться, что хочу петь».

Затем  поступил  в железнодорожный колледж,  оттуда он также ушел. Вернувшись на родину, решил ждать повестки в армию. Но жизнь распорядилась иначе. В тот год у колхоза был юбилей. В село приехал заслуженный деятель искусств РФ   Сергей Дондокович Бальжанов. Именно он уговорил Чимита Дондокова выйти на сцену и попробовать сыграть роль.

«Все было  как в тумане. Мне кажется, что  я был  в состоянии аффекта. Ведь тогда я впервые вышел на сцену. Даже не помню, кого я там играл».

Но все прошло удачно, 19-летнему юноше предложили пройти отбор в бурятскую студию Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

«Я приехал в город, ничего не подготовив, а вокруг все такие талантливые -  у всех куча дипломов, медалей и наград. А у меня всего одна и то -  по борьбе».

Отбор желающих поступить в театральную академию проводили преподаватели из Санкт-Петербурга и артисты Буряад театра. Каждому претенденту необходимо было показать все свои таланты.

«Единственная песня на русском языке, которую знал,  - из «Спокойной ночи, малыши» -  «Спят усталые игрушки…». У нас ведь в деревне только два канала показывали, и с детства эта песня засела у меня в голове. Репертуар, конечно, всех сильно удивил, затем меня попросили прочитать стихотворение на бурятском языке. А я не знал ни одного стиха. Стою и начинаю: «Нэгэн, хоёр, гурба…»  и так до 30 посчитал,  что ли. Меня спросили про что стихи? Я отвечаю, что  про быка и корову. В это время наши аксакалы  Михаил Гомбоевич Елбонов и Олег Дамдинович Бабуев от смеха лежали под столом».

Только по-настоящему талантливый человек может посчитать до 30 и покорить приезжих мастеров. Сам Чимит Дондоков предполагает, что представителей академии убедили его непосредственность, простота и искренность. Как итог - он поступил.

«Первое время хотел бросить академию. Но когда дышишь одним воздухом с талантливыми людьми, невозможно не влюбиться в профессию».

Первая роль, которую получил Чимит Дондоков, -  Чингисхан в дипломной постановке «Белое облако Чингисхана» по произведению Ч. Айтматова. С этим спектаклем студенты приезжали на гастроли в Бурятию. Именно тогда родные впервые увидели его на сцене.

«Мы тогда играли еще «Шутки Чехова. Там есть сцена, когда я падаю с маленькой табуретки. И в этот момент слышу возглас моей мамы: «Ааа!».

С 2011 года Чимит Дондоков сыграл больше 30 ролей на сцене Буряад театра -  и главных, и второстепенных. Увидеть игру артиста можно и в кино. Сейчас Чимит Дондоков воплощает свою школьную мечту -  он учится на вокальном отделении Колледжа искусств им. Чайковского.

«Буряад театр -  это одно мое крыло, а вокальное отделение - второе. Я хочу стать универсалом. Возможно, когда-нибудь поеду покорять Москву».

В этом году в Буряад театре прошла премьера моноспектакля «Дорж». Чимит Дондоков выступил как автор пьесы и единственный актер в постановке. Обдумывать пьесу о первом бурятском ученом Доржи Банзарове он начал в родных местах.

«Я очень люблю ездить в Еравну -  это мое место силы, я там перезагружаюсь. Каждый год стараюсь обязательно  съездить домой. А создать моноспектакль -  это вызов для меня, была проделана кропотливая работа. Три месяца я собирал информацию. Ежедневно с утра до вечера сидел в библиотеках,  изучал труды ученых».

Режиссером постановки выступил Олег Юмов. Примечательно  то, что во время премьерных показов моноспектакля случилось чудо -  зацвели сухие ветки, из которых была сооружена юрта-декорация. Все сотрудники театра очень удивились, как и родители Чимита Дондокова. Отец даже ходил в дацан, где ламы сообщили, что это хороший знак.

Дарима Нимаева, газета «Ярууна»

Фото: Фото с личной страницы Чимита Дондокова «Вконтакте»