Культура 16 апр 2021 1284

Кузница талантов Бурятии отмечает 60-летие

На протяжении 60 лет Бурятский  республиканский  хореографический колледж  имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева готовит кадры не только для Бурятии, регионов Сибири и Дальнего Востока, а также зарубежья

На протяжении 60 лет Бурятский  республиканский  хореографический колледж  имени Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева готовит кадры не только для Бурятии, регионов Сибири и Дальнего Востока, а также зарубежья.

О жизни колледжа в непростые времена перестройки, о том, что сделано, и что предстоит сделать, мы поговорили с Ниной Бальжиновной Базарон, руководившей учебным заведением больше 20 лет.

Нина Бальжиновна окончила филолого-исторический факультет БГПИ им. Д. Банзарова. По направлению трудилась  во многих районах республики, позже перешла на работу инспектором минобразования Бурятской АССР. Длительные командировки сменились должностью в Малой академии наук при Дворце пионеров имени Постышева. В 1984 году в райкоме партии ей предложили должность  директора Бурятского хореографического училища. С тех пор ее жизнь неразрывно связана с учебным заведением.

Непривычная специфика работы, непростое отношение коллег, мол, что может понимать учительница в профессиональном искусстве? Нине Бальжиновне пришлось доказывать, что она на своем месте, в чем помог и предыдущий опыт работы. Сама, по собственному признанию, не тушевалась, потому что привыкла работать с великими учеными - преподавателями вузов республики.

- Моей задачей было скомпоновать этот где-то разрозненный коллектив, создать единую струю, направленную на улучшение качества обучения, наладить коммуникацию. Какие у нас были дискуссии во время обсуждений творческих и педагогических вопросов! Все понимали, что нужны сильная методическая основа преподавания классического, народно-сценического и дуэтного танцев. Постепенно все стало в одну колею, за что огромное спасибо нашим выдающимся педагогам. Мне довелось поработать с Ольгой Коротковой, Петром Абашеевым, Екатериной Самбуевой, Ларисой Протасовой, с нынешним художественным руководителем Людмилой Пермяковой,  - говорит Нина Бальжиновна.

Немного истории

Глубокие связи с Московским и Ленинградским хореографическими училищами идут из далеких военных времен, когда после декад бурятской литературы и искусства специалистов отправили в Улан-Удэ поднимать местную культуру. Среди них были выдающийся балетмейстер Михаил Арсеньев, в 1943 году поставивший первый в республике классический балетный спектакль «Бахчисарайский фонтан», и его супруга, педагог Татьяна Глязер.

В 1948 году в Ленинградское училище из Бурятии отправились Пётр Абашеев, Энгельсина Кондратьева, Анатолий Мягков, Алла Батубаева, Галдан  Иванов, Бакалин Васильев, Виктор Дамбиев, Тамара  Тугутова, Анна Балдунникова.  Там они увидели легендарных Галину Уланову, Веру Костровицкую, Ольгу Иордан, были заняты в спектаклях с Ольгой Преображенской, Натальей Дудинской, Аллой Шелест. Наблюдать, как те общаются между собой, как одеваются -  все это было глубоким воспитанием, приобщением к великой культуре великих людей.

Вскоре стало понятно, что в Бурятии без профессионального учебного училища, готовящего артистов балета, уже нельзя. Его основателями в 1961 году при поддержке Правительства Бурятской АССР стали выдающиеся деятели искусства -  народные артисты СССР Лариса Сахьянова, Гомбо Цыдынжапов, народный артист РСФСР Пётр Абашеев. Первым директором стал заслуженный деятель искусств Бурятии Гомбо Бельгаев. Впоследствии из первого выпуска вышли народные артисты РФ Екатерина Самбуева, Виктор Ганженко, Юрий Муруев, заслуженный артист РФ Алексей Павленко, народная артистка РБ Татьяна Муруева.

С мастер-классами из Москвы и Петербурга приезжали крупные  специалисты в области классического, народно-сценического, дуэтно-классического танцев. Так, наш земляк, балетмейстер и лауреат Государственной премии РСФСР Генрих Майоров поставил для училища детский спектакль «Чиполлино» Д. Родари, а на базе народной сказки – одноактный детский  балет на музыку Анатолия Андреева «Небесная дева-лебедь».

Поиск возможностей

Период перестройки для училища выдался непростым. В то время многие учителя практически перестали получать зарплату. Однако в плане творческой работы в этот период восстановили 7 спектаклей с костюмами, одеждой сцены и музыкальным материалом. Всеобщая взаимовыручка была одним из жизненных критериев того времени.

- Тесные связи были с татарским театром оперы и балета, где работал бывший коллега Рафаэль Саморуков. Зная наше положение, он предложил старые списанные костюмы, которые мы потом реанимировали. В этот непростой период завязывались и международные связи. Мы были кузницей кадров не только для Бурятии, но и других регионов и стран. Выезжали со спектаклем «Чиполлино» в Улан-Батор, в рамках международного обмена - на гастроли в Тайвань, где дали 27 концертов. Как профессиональное учебное заведение ездили на смотры, международные конкурсы в Болгарию, Москву, Санкт-Петербург, Пермь, где ребята удостаивались званий лауреатов. С гастролями выступали в Чите на фестивале «Цветущий багульник», в Иркутской области. Монгольские дети учились у нас классическому танцу, а мы у них -  народному. Приезжали к нам из Южной Кореи, Китая, - вспоминает Нина Бальжиновна.

В начале «нулевых», благодаря федеральной целевой программе «Культура» училище получило рояль, несколько пианино, выделили деньги на проведение межрегионального фестиваля хореографических школ «Золотые родники». Это был большой праздник для всех, но, к сожалению, он так и не стал ежегодным.

Непростые вопросы

В период с 1994 по 2005 год сделано 3 ПСД на строительство хореографического училища. Воплотить их в жизнь также не удалось.

- Передача училища из  федерального на региональный бюджет, перестройка, смена общественной формации этого не позволили. Во время работы над ПСД постоянно сравнивала нас с якутским хореографическим училищем, построенным в 1995 году по указу Президента Якутии Михаила Николаева на базе Фонда будущих поколений Республики Саха. Он был большим сторонником поднятия профессионального искусства в республике, лично бывал на стройке. Однажды приезжал министр культуры РС (Я) Андрей Борисов с визитом в наше училище на Ербанова. Я ему, восхищаясь, говорила: «Какие же вы молодцы, у вас такое здание!». Он ответил: «Не расстраивайтесь, у вас сплоченный педагогический коллектив, хорошая методическая база, а новый учебный корпус еще обязательно будет».

К сожалению, без материальной поддержки, помощи властей в строительстве учебного корпуса, решении вопроса с интернатом обойтись нельзя. Старый интернат располагался в деревянном двухэтажном здании по ул. Некрасова. Нынешний находится на Проспекте Победы, 8, в бывшем общежитии техникума руководящих кадров минсельхоза. Однако при его передаче нам выяснилось, что второй этаж здания занят семьями работников техникума. Вопрос с их переселением не решен до сих пор. Из-за аварийного состояния учебного корпуса по ул. Ербанова колледж перевели в учебный корпус торгово-экономического техникума.

- Но размеры балетных залов, к сожалению, не соответствуют нормативам, это просто учебные классы. Неудобство ощущается и в питании детей: если раньше его осуществлял комбинат школьного питания, то сейчас колледж кормит ИП, как и студентов техникума и всех желающих. Это не соответствует строгим критериям питания воспитанников хореографического колледжа: никаких булочных изделий и сладостей и, наоборот, больше фруктов, овощей и соков. Само строительство учебного корпуса хореографического колледжа, считаю, должно идти в комплексе с интернатом. Тогда уже можно будет говорить о базе для подготовки не только учащихся из нашего и других регионов, но и про обучение детей и преподавателей из юго-восточной Азии.

В свое время при содействии замминистра культуры Анатолия Пискунова у нас появилась база в Гремячинске, в планах было возвести летний и зимний вариант. Начали строительство веранды, станков для занятий, возвели баню. Но, к сожалению, все сошло на нет с моим выходом на пенсию. Сейчас в руководстве колледжа мой ученик, выпускник ГИТИСа Доржо Васильевич Дугаржапов, человек, душой болеющий за дело, за которое взялся. При поддержке минкультуры Бурятии  он организовал ремонт и дальнейшее функционирование базы. Да, хотелось еще, чтобы она работала круглогодично: это нужно детям, которые на берегу Байкала могли бы получить заряд бодрости и позитива, - признается наша собеседница.

Связь поколений

Незадолго до пандемии Нина Бальжиновна снова вернулась в колледж в качестве помощника директора. Ходила на уроки ведущих педагогов, посетила интернат, участвовала в педсоветах. В этот период началась  организация Совета ветеранов учебного заведения.

- Считаю, что старшее поколение должно приходить и по возможности оказывать помощь в работе с детьми, а не только в дни праздников, - уверена Нина Бальжиновна. - В целом, работа идет, и поддержка со стороны властей ощутимая. Хотелось бы поблагодарить минкультуры РБ и лично Соёлму Баяртуевну Дагаеву, которая всегда интересуется жизнью колледжа, нашими проблемами. О Главе РБ Алексее Цыденове знаю из СМИ и по работе с минкультуры. Считаю, что с назначением Алексея Самбуевича пришло иное видение, вдохнувшее новую силу в жизнь Бурятии. Многое меняется в лучшую сторону, в том числе и в культуре. А если Глава обратит пристальное внимание на наш колледж и интернат, как это сделал Михаил Николаев в Якутии, то ему впору поставить памятник при жизни. Причем не только работниками колледжа, учащимися, ветеранами, но и всеми деятелями культуры региона, прекрасно знающими о нашей проблеме. ПСД готово, надеемся, что именно благодаря воле руководства республики мечта воплотится в жизнь.

Наш хореографический колледж - старейшее учебное заведение в регионе, после нас училища появились в Красноярске, Иркутске, Владивостоке и Якутске. Он должен стать центром хореографического образования не только на  Дальнем Востоке, но и во всей юго-восточной Азии. Для этого у нас есть все - шикарная база и высокопрофессиональный коллектив педагогов, - уверена Нина Бальжиновна.

Автор: Антон ИРШУТОВ

Фото: brhk03.ru