Экономика 16 янв 2023 2085

Ренессанс скотоимпорта

О бурятской тушёнке из монгольского мяса для российской армии

© фото: Александр Махачкеев

В конце декабря в соцсетях прогремела история с бурятской тушёнкой, появившейся в продаже в городе Армянск в Крыму. В этот город прибывает гуманитарная помощь для участников спецоперации. Тушёнку продавали всего по 100 рублей, тогда как даже в Бурятии цена одной банки составляет около 200. Тогда председатель общественной палаты Татьяна Думнова полностью отвергла причастность к скандалу волонтёров из Бурятии: «Пищевые продукты в их гуманитарную помощь не входят. Мы считаем, что это не специально кто-то взял, увез и начал продавать. Есть предположение, может, кто-то из военнослужащих обменивает. Может, она ещё каким-то образом закуплена. Эта тушёнка – точно не наша гуманитарная помощь, которая уходит по официальным каналам».

Так откуда же взялась там наша тушёнка? Ответ лежит на поверхности, если знать, что «Бурятмясопром» является поставщиком продукции на нужды армии и Росгвардии. А как известно, военные заказы это всегда надёжные и долгосрочные источники прибыли. Мясокомбинат выполняет  условия поставок, а уж как   дальше распоряжаются тушёнкой армейские интенданты это не его забота, а военной прокуратуры. Сегодня завод загружен на полные производственные мощности, а в качестве сырья используется мясо из Монголии. Его завозят фурами.

Старшие поколения помнят, как в августе и сентябре огромные стада скота гнали через границу и так до самого улан-удэнского мясокомбината. Переход занимал время, ведь важно было не спешить и давать скотине отъедаться вдоволь, чтобы к Улан-Удэ животные подходили здоровыми и откормленными. Живой скот сплавляли и на баржах вниз по Селенге, тогда очень оживлённой водной артерии. Переработка монгольского мяса осуществлялась и в приграничных районах. Работали мясокомбинаты в Наушках, Закаменске, Петропавловке, хотя масштабы были поменьше. Это была целая индустрия, во главе которой стояло предприятие «Скотоимпорт».

В августе и сентябре объём работы резко возрастал и на мясокомбинаты отправляли студентов. «Я работал в колбасном цехе и на всю жизнь наелся колбасы!», - вспоминает мой коллега Александр Фарфутдинов, тогда учившийся на истфаке БГПИ. Блоки замороженной конины импортировали в Японию, а оттуда получали по бартеру дефицитный ширпотреб.

Но и советская практика опиралась на более ранний опыт, когда Монголия была поставщиком мяса в Российскую империю. Особенно активно раскупали его на рынке в Иркутске, отправляли на прииски, на стройку Транссиба и на Дальний Восток. Как писал Цыбен Жамсарано, этим  прибыльным бизнесом в масштабах Иркутской губернии занимались  буряты: «В эту осень из Монголии было пригнано до 400 тысяч овец и несколько сот лошадей. И все почти разобраны на «хэрэг», т.е. шаманские обряды».

И тогда монгольское мясо ценилось во всём регионе за свой отменный вкус. Как и сегодня жители Кабанского и Прибайкальского районов стараются закупать на зиму не своё мясо, а продукцию из Джиды, Закамны, других степных и горно-таёжных районов республики.

Для самой Монголии экспорт мяса жизненно важен. 28 декабря Национальный статистический комитет страны сообщил, что в 2022 году по всей стране насчитывалось 71,1 миллиона голов скота, что является самым высоким показателем за всю историю государства. Мясо, шерсть и шкуры просто некуда девать, а рынок громадного Китая практически закрыт. Это видно даже наглядно: куда ни кинешь взгляд, везде коровы, лошади, овцы, козы и верблюды. Экспорт мяса и живого скота — один из способов решить проблему перепроизводства.

- В условиях ограничений на экспорт мяса в Китай и Россию, основным рынком сбыта и его переработки является Улан-Батор, - говорит экономист Алдар Бадмаев. – Поэтому животноводы стараются держать его поближе к столице и в итоге, её окрестности подвергаются колоссальной нагрузке. Пастбища буквально вытаптываются овцами и козами.

По его словам, сегодня в условиях СВО для мясоперерабатывающей промышленности республики сложились исключительно выгодные условия и нужно по максимуму успеть воспользоваться ими. Особенно в плане производства тушёнки. Для этого необходимо загрузить существующие производственные линии по производству консервов и установить их на тех предприятиях, где их нет. Ну, а самое главное, это открыть «зелёный коридор» для наших предприятий по импорту мяса из Монголии.

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев