Происшествия 31 июл 2020 2348

​Без следа: Больше десяти дней в Бурятии ищут пропавший самолёт Ан-2

Легкомоторный «кукурузник» пропал с радаров 19 июля. О том, что пилоты перестали выходить на связь, стало известно спустя шесть часов после их вылета из Кырена Тункинского района, сообщает газета "Бурятия".

Борт принадлежал авиакомпа­нии «Феникс», на нем находились два пилота и четыре пассажира - командиры других воздушных экипа­жей. Ан-2 совершал облет территории Тункинского и Окинского районов для определения области химической об­работки с воздуха лесов от тутового шелкопряда.

Поиски двумя посланными ему вслед самолетами и вертолетами ока­зались безрезультатными. Согласно первым предположениям, Ан-2 мог со­вершить жесткую или аварийную по­садку. В самой авиакомпании заявили, что нареканий по поводу исправности воздушного судна быть не могло. Пре­жде чем отправиться в рейс, самолет прошел техосмотр.

- Мы до сих пор сами не понимаем, что произошло. Самолет в идеальном состоянии, вылетел технически исправ­ный. Всё в штатном режиме, - рассказал представитель авиакомпании «Феникс».

Главным управлением МЧС России по Бурятии 20 июля развернут опера­тивный штаб по поиску: организовано взаимодействие с Сибирским авиацион­ным поисково-спасательным центром Федерального агентства воздушного транспорта, Главным управлением МЧС России по Иркутской области, главами муниципальных образований и старо­стами населенных пунктов Окинского и Тункинского районов Бурятии.

В среду, 22 июля, поиски велись не­далеко от Байкала. Как отмечают в МЧС, в первые три дня операции самолеты обследовали ежедневно по 2 тысячи кв. км. Поиски заметно усложняет нелетная погода.

НЕ ОСТАВЛЯЯ НАДЕЖДУ

Пропавшим самолетом управлял 46-летний Виталий Мациевский, опыт­нейший пилот с летным стажем более 20 лет. Его двоюродная сестра Марина Казакова рассказала IRK.ru, что с семьей держит постоянную связь МЧС и коор­динационный центр в Новосибирске.

- Смотрели по разным направлени­ям, куда они могли полететь, какой ве­тер дул. Отследили трек их полета, это возможно там, где есть сотовая связь. В МЧС нам говорили, что пока не най­дут место падения самолета, наземные бригады туда отправить не могут во избежание новых жертв, - рассказала женщина.

К концу первой недели родственни­ки Виталия Мациевского попросили помощи в соцсетях, а после сами отправи­лись в Кырен, чтобы искать пропавшее воздушное судно на земле. Приблизи­тельный маршрут следования борта известен, но поиски осложняет горный рельеф местности - здесь густая рас­тительность. Самолеты летают очень высоко, с такого расстояния Ан-2, если он находится в траве, кустах, деревьях, можно не заметить.

По словам сестры пропавшего пило­та, первый поисковый отряд полностью снаряжала авиакомпания «Феникс». Они арендовали квадроциклы, договорились с местными жителями. Оказывают помощь и простые люди, отправляют деньги.

- Мы связывались с поисково-спа­сательным отрядом «Лиза Алерт». Они договорились с компанией, которая производит беспилотники с высоким качеством съемки, способные долгое время находиться в воздухе, - говорит Марина Козакова.

Вместе с другими родственниками она встречалась с главой администра­ции Тункинского района, представите­лями Национального парка, чьи егери также участвуют в поисках.

Женщина уверена, что ее брат сде­лал бы все возможное, чтобы избежать катастрофы и гибели людей. Родные не оставляют надежды найти всех живы­ми. Вместе с Виталием Мациевским в командировку прибыли его коллеги из разных концов страны. У их родствен­ников нет возможности приехать в Бу­рятию. Марина держит с ними связь через «WhatApp», где делится всей актуальной информацией о ходе поисков.

ПОИСКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Утром 28 июля в федеральных СМИ появились сообщения, что Ан-2 обнаружен на территории Иркутской области. Однако вскоре выяснилось, что найде­ны обломки совсем другого самолета. Позже зампред Правительства Бурятии по вопросам безопасности Пётр Мор­довской уточнил, что это за самолет.

- Недалеко от Кырена найдены об­ломки самолета. Самолет также принадлежит компании «Феникс», он совершил аварийную посадку в июне 2019 года, когда также проводил работы по обра­ботке лесного массива от тутового шел­копряда. Тогда всего за несколько часов спасатели нашли и эвакуировали чле­нов экипажа, - подчеркнул Мордовской.

Сложность обнаружения пропав­шего самолета заключается в том, что радиомаяк на борту судна по какой-то причине не сработал.

- Радиомаяк обычно срабатывает при любой аварии, - объясняет спаса­тель республиканской поисково-спаса­тельной службы Игорь Задевалов. - В прошлом году такое же судно в респу­блике потерпело авиакатастрофу, его местонахождение удалось определить сразу по сработавшему радиомаяку. Эвакуация экипажа была произведена спустя два часа после падения. Сейчас же у нас нет ни данных радиомаяка, ни явных очевидцев.

Поэтому главной проблемой оста­ется направление поиска. Техники, обслуживавшие борт, указали примерный курс полета и пункты назначения. Пло­щади достаточно большие – сотни кило­метров.

Пётр Мордовской подчеркнул, что поиск воздушного судна взял на особый контроль Глава республики Алексей Цыденов. В настоящий момент помимо воздушных судов поиск пропавшего са­молета ведет и наземная поисково-спа­сательная служба. Так, для усиления наземной группировки из Улан-Удэ вые­хали спасатели Бурятской республикан­ской поисково-спасательной службы и мобильная группировка республикан­ского МЧС. Всего в Тунку отправились 19 человек и пять единиц техники.

- Обследование местности прово­дят два самолета и беспилотные лета­тельные аппараты. В ближайшее время к поискам будет привлечен еще один беспилотный летательный аппарат - Восточного военного округа, который может преодолевать большие рассто­яния и держаться в воздухе до 6 часов. Помимо этого, поступила информация, что севернее села Тибельти Иркутской области охотники обнаружили срезан­ные верхушки кедра. Предположитель­но их могло срезать самолетом, - отме­тил Петр Мордовской.

Также есть другая неофициальная версия, что пропавшее воздушное судно якобы видели в местности Ша­ра-Жагла – горном ущелье на границе Бурятии и Иркутской области.

Поисковые суда - вертолёты Ми-8 и Робинсон R-66, а также самолёты Ан-2 и Ан-26 - суммарно совершили почти 40 вылетов, обследовав более 12 тысяч кв. километров.

Как уже отмечено, к поискам присо­единились беспилотный летательный аппарат общественников «Лиза Алерт» из Новосибирска и команда Восточного военного округа. У последних - мощ­ный беспилотный летательный аппарат: дальность до 400 километров, время нахождения в небе до шести часов. Дроны позволят оперативно проверять сигналы о возможном нахождении про­павшего самолета. В Бурятии пока нет лесных пожаров, поэтому привлекут дополнительные отряды парашюти­стов-десантников.

29 июля Пётр Мордовский расска­зал, что в зоне поисков находятся 56 человек. Им на помощь отправлено еще 36 человек, в том числе шесть спасате­лей Бурятской республиканской поис­ково-спасательной службы, 20 пара­шютистов-десантников Забайкальской базы авиационной охраны лесов. Все они - опытные таежники, которые уме­ют ходить в горной лесистой местности. Также к месту поисков выдвинулись 10 сотрудников МЧС с психологом, а в бли­жайшее время будут дополнительно отправлены еще несколько парашюти­стов-десантников. Власти Бурятии по со­стоянию на 28 июля подали заявку в МЧС России о выделении вертолета Ми-8, с которого парашютисты-десантники смогут спускаться для обследования территории.

От редакции. На момент сдачи но­мера в типографию пропавшее воздуш­ное судно еще не нашли. Облёт терри­тории продолжается.

Автор: Антон ИРШУТОВ