Власть 24 дек 2024 3377

Борис Данилов: Представитель Президента России в Бурятии

Борис Васильевич Данилов являлся первым и последним обладателем самого высокого статуса в истории Бурятии - Полномочного представителя Президента России в РБ. Поэтому не удивительно, что до сих пор вызывает интерес к феномену статуса Бориса Васильевича, когда он неожиданно поменял место работы научного сотрудника Бурятского научного центра на Администрацию Президента РФ.


© фото: Из архива Бориса Данилова

В январе 2024 года ушел в иной мир мой муж Борис Васильевич Данилов. Боль утраты невосполнима и будет еще долго отдаваться печальным эхом в сердцах родных и близких ему людей. Был он человеком уникальным, обладал многими талантами, проявил себя в разных сферах деятельности, начиная от рабочего в художественных мастерских до  Полномочного представителем Президента Рос­сийской Федерации в Республике Бурятия (ППП РФ в РБ). На этой ответственной должности он поработал с 1997 по 2000 гг. Борис Васильевич получил статус действительного государственного советника РФ 3 класса, относящийся к классным чинам высшей группы федеральных государственных служащих.

Избрание ППП РФ 

Выбор Б.В.Данилова на пост полпреда Президента России из 12 довольно сильных и известных в республике кандидатов был не случаен. По всей вероятности, сказались его поддержка демократических преобразований, опыт политической борьбы, соответствующее образование, а также личностные качества,  коммуникативные навыки, дипломатические  способности и др. В то время он уже зарекомендовал себя, работая  советником Председателя Совета Министров Бурятии, Председателя Президиума БНЦ СО РАН. Знали его и как политика, поскольку он активно участвовал во многих избирательных кампаниях, являлся руководителем исполкома регионального отделения партии «ПРЕС» и общественно-политического движения «Наш дом - Россия»,.
По образному выражению   Г.Н.Манжуева куда не пойдешь, всюду  выступал Борис Васильевич, как «бурятский В.И.Ленин с броневика», причем не только с поддержкой демократических преобразований, но и их критикой. К тому же, различные проблемы того периода Борис Васильевич излагал на разных уровнях не только в регионе, но и на партийных съездах, советах, Правительстве РФ.

Причины образования института полпредов в регионах

Первые полпреды Президента РФ появились в сентябре 1991 г., повсеместно в регионах   – 1997 г. Полномочные представители Президента РФ представляли его интересы в органах государственной власти, осуществляли контроль за исполнением решений Президента РФ и федеральных органов государственной власти. Образование Института полпредов в регионах   было обусловлено необходимостью укрепления федеральной власти в период продолжающейся «смуты» 90-х годов, когда отмечался «парад суверенитетов». На местах стали принимать законы, противоречившие Конституции РФ и федеральным законам. Порою местные власти отказывались подчиняться федеральному центру, что могло привести к распаду РФ. В этих условиях необходимо было жесткое выстраивание вертикали власти, усиление координации деятельности трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, унификация законов, наведение единого порядка на территории страны. В условиях «лихих 90-годов», нестабильной политической обстановки, глубокого экономического кризиса Институт полпредов являлся своего рода и антикризисным инструментом.

Члены коллегии федеральных органов исполнительной власти в Бурятии. 1999 г.

Полномочия и деятельность

Полпреды в регионах, как представители высшей власти, были наделены широкими полномочиями. Спектр деятельности полпредов был настолько обширен, что можно сказать: они осуществляли наблюдение, контроль, анализ за происходящими процессами во вверенных им территориях. В их компетенции входило направлять, координировать, давать предложения по улучшению деятельности тех или иных структур, продвигать решения проблем региона на уровне высших органов власти страны. При этом полпред не вмешивался в оперативную деятельность местных органов власти, но практически ни один из важных вопросов в регионе не решался без согласования с ним.

Для осуществления деятельности полпреда был создан аппарат ППП РФ в РБ, руководителями которого являлись А.Д.Турбянов и И.Л.Федотов, набран штат  квалифицированных экспертов, курирующих правовые  (Н.И.Еременко), социально-экономические (С.К.Васильев), политические, межнациональные и межконфессиональные (А.Д.Нанзатов) вопросы.  Помощниками работали И.Ильина, О.Кокорина, В.Ощепкова, О.Б.Цойжилова и др.

Полпреды осуществляли контроль деятельности местных властей, исполнения ими законов, соблюдения прав и обязанностей граждан. Аппарат ППП РФ в Бурятии в первую очередь реагировал на чрезвычайные происшествия, острые проблемы, связанные с социально-экономической ситуацией и безопасной жизнедеятельностью населения (отоплением жилых домов, выплатой заработной платы, пенсий и социальных пособий, борьбой с коррупцией, преступностью и др.).  Полпредом проводились инспекционные проверки в районы, осуществлялся мониторинг политической, межнациональной и конфессиональной ситуации.

Поскольку регион является трансграничным, важное внимание в деятельности полпреда уделялось укреплению  сотрудничества со странами АТР, контролю за ситуацией на таможне, в войсковых, в том числе пограничных, подразделениях и др. В целях выстраивания жесткой вертикали власти, аппарат полпреда осуществлял контроль за приведением в соответствие региональных законов федеральным. В случае несоответствия их федеральному законодательству, аппарат вносил представления Народному Хуралу РБ об их изменении, корректировке. 

Одной из обязанностей аппарата полпреда являлся сбор и анализ информации о состоянии национальной безопасности, политической, социальной и экономической обстановке на территории, которая направлялась главе государства в форме регулярных докладов. В докладах полпреда содержалась не только информация о состоянии дел на территории, но и давалось свое видение по выходу из проблемных ситуаций. Последнее было обязательным пунктом в отчетах полпреда в Администрацию Президента РФ.

 

Полпреды Президента РФ: Данилов Б.В., В.Е.Кондратов в Приморском крае и П.П.Марченко на Северном Кавказе (в Республике Адыгея, Республике Дагестан, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике  и Ставропольском крае). Москва, Кремль, 1998 г.

Коллегия территориальных федеральных органов исполнительной власти

В то время на территории республики функционировало около 70   федеральных  органов государственных учреждений и предприятий, из них 53 территориальных структурных подразделения федеральных органов исполнительной власти, 3 правоохранительных органа высшей республиканской инстанции (прокуратура, Верховный суд, Высший Арбитражный суд РБ), а также Бурятская транспортная прокуратура и др. Численность сотрудников в федеральных территориальных органах исполнительной власти намного превышала число работающих в местных органах исполнительной власти.

Деятельность полпреда была направлена на установление эффективного взаимодействия местных и федеральных органов власти, а также координацию работы территориальных федеральных органов исполнительной власти. С этой целью в 1998 г. была создана одна из первых в России коллегия федеральных органов исполнительной власти при полпреде в Бурятии, председателем которой являлся Б.В.Данилов. Членами коллегии являлись заместители Председателя Правительства РБ (В.К.Агалов, затем В.О.Гейдебрехт, И.М.Егоров), руководители территориальных федеральных органов исполнительной власти.  В коллегии работали секции по направлению взаимодействий, как с федеральными, так и республиканскими органами власти и управления. Особенно активно свою работу проводили руководители МВД (И.И.Калашников), юстиции (Б.Н.Ботоев), Управления федеральной службы исполнения наказаний (Н.Н. Аникеев), телерадиокомпании «Бурятия» (А.Г.Варфоломеев), Госкомстата РФ по РБ (Л.А.Мунаев) и др. Коллегия проводила совещания  раз в квартал, при необходимости решения экстренных (чрезвычайных) мер собиралась чаще. 

 

Два правительства и общественная приемная

Как вспоминал Борис Васильевич, время было трудное, сложное во всех отношениях и многое приходилось делать впервые. Вначале было много неувязок по взаимодействию властных структур, согласованию совместно проводимых мероприятий. Возникала проблема так называемой соподчиненности. Поскольку каждая структура подчинялась своему вышестоящему руководству, не всегда их планы состыковывались с планами коллегии при ГФИ. Приходилось действовать исходя из ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию. На основе Посланий составлялся единый комплексный план в РБ, согласованный с планами федеральных ведомств и местных органов власти.

На первых порах образование коллегии вызывало непонимание и беспокойство со стороны как властных структур, так и общества. Распространялись слухи, что в Бурятии созданы «два правительства» Л.В.Потапова и Б.В.Данилова. По этому поводу Борис Васильевич  давал неоднократно разъяснения, что никакого второго правительства не было и быть не могло, а происходил процесс взаимодействия и координации деятельности как внутри федеральных структур, так и между федеральными и местными органами власти.

Важной задачей аппарата полпреда являлась защита прав и свобод гражданина. При полпреде функционировала общественная приемная, осуществляющая прием граждан по личным вопросам. Прием граждан вели как полпред, так и специалисты его аппарата. В разные годы ее возглавляли И.А.Антакшинова, С.Б.Алексеева, И.Г.Франк. Нередко люди обращались в общественную приемную за консультацией, разъяснением своих прав и обязанностей, решением своих вопросов как в последнюю инстанцию в Бурятии, где они могли получить помощь.  

Несмотря на то, что институт полномочных представителей Президента РФ  еще не был унифицирован, аппарат Полпреда в республике за относительно небольшой срок прошел путь от противостояния, неприятия местными властями к взаимодействию, от жесткого надзора к согласованному сотрудничеству. В результате федеральная власть укрепила свое влияние в регионе, что благотворно сказалось на стабильности его жизнедеятельности. В этом есть определенная заслуга данного института и конкретно полпреда Б.В. Данилова.

В связи с образованием в стране семи федеральных округов в 2000 г. и соответственно назначением полпредов в этих округах, Борис Васильевич продолжил работать в Администрации Президента РФ в должности Главного федерального инспектора по Республике Бурятия.

На главном фото: Аппарат полпреда Президента РФ в РБ. 1997 г.

Зинаида Данилова  

Фото: Из архива Бориса Данилова