Как идет передача полномочий из поселения в район и из района в поселение? Что дает объединение муниципальным образованиям? Эти вопросы обсудили депутаты республиканского парламента, районных советов депутатов и сельских поселений на выездном заседании Совета представительных органов местного самоуправления при Народном Хурале РБ в Кяхтинском районе. Оно прошло под руководством председателя НХ РБ Цырен-Даши Доржиева.
Кому какие полномочия?
Федеральный закон № 131, принятый в 2003 году, впервые ввел такие понятия, как городские и сельские поселения. В Бурятии он в полном объеме заработал с 1 января 2006 года.
По словам председателя комитета территориального развития администрации главы РБ и правительства РБ Баира Жамбалова, за последние 10 лет в связи с изменениями ФЗ №131, увеличилось количество вопросов местного значения: у поселений с 22 до 39, районов – с 20 до 40, городских округов - с 27 до 42. В свою очередь расширение перечня полномочий привело к увеличению объема расходных обязательств муниципалитетов.
В связи с этим федеральное законодательство предоставило право заключать между органами МСУ соглашения о передаче части своих полномочий.
В 2005 году издано распоряжение правительства РБ, которое регламентировало заключение данных соглашений. Оно рекомендовало заключать соглашения самостоятельно между двумя уровнями местного самоуправления.
Таким образом, в 2006 году между районами и поселениями заключено 969 соглашений, согласно которым поселения взяли на себя следующие полномочия: планирование застройки территории, территориальное зонирование земель, установление правил землепользования застройки территории, изъятие земельных участков в границах поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, обеспечение населения топливом.
В 2016 году подписано 657 соглашений, общая сумма субвенций составила 109 млн рублей. В основном, как отметил Баир Жамбалов, это полномочия по формированию исполнения бюджета поселений при составлении отчетности и осуществлении расходов, за счет чего оптимизирована, централизована бухгалтерия. Кроме того, в перечень переданных полномочий по соглашениям вошли вопросы по внешнему муниципальному финансовому контролю, муниципальному контролю в сфере благоустройства, по созданию условий по организации досуга и обеспечению жителей поселений услугами культуры, муниципальному земельному контролю.
В этом году шел и обратный процесс – передача полномочий из поселений в районы. Так, в 15 муниципальных районах подписаны соглашения о передаче пяти городским и 95 сельским поселениям районных полномочий. Они связаны с дорожной деятельностью, утилизацией, переработкой бытовых промышленных отходов, библиотечным обслуживанием населения, созданием условий для развития традиционного художественного творчества, обеспечением мероприятий по безопасности людей на водных объектах.
Кстати, тему передачи полномочий на поселенческий уровень полномочий по водоснабжению подняла в своем выступлении председатель Совета депутатов МО «Мухоршибирский район» Ольга Симухина.
Она отметила, что необходимо внести изменения в п. 4 статьи 8 Закона РБ «Об организации местного самоуправления в РБ», которые закрепят за сельскими поселениями полномочия по водоснабжению населения. Свое предложение аргументировала тем, что многие поселения удалены от райцентра, тогда как вопросами водоснабжения нужно заниматься ежедневно. Инициативу мухоршибирцев поддержал ряд других районов.
Но ее доводы парировал Борис Ботоев. Он считает, не все поселения сегодня самодостаточны.
- В республике 287 поселений, - сказал он, - и даже если 87 из них могут содержать водокачки, у остальных 200 нет такой возможности. Если вы в состоянии обеспечить водоснабжение, кто вам мешает, заключайте с районами соглашения.
- Когда мы дополнительно наделили поселения еще восьмью полномочиями к 13 имеющимся, предварительно опросили все поселения. Только когда абсолютное большинство ответило, что потянут их, приняли решение, - отметил Борис Ботоев.
Касаясь проблем, связанных с передачей полномочий из районов в поселения и обратно, Баир Жамбалов отметил: не все главы поселений идут на подписание соглашений, а также не хватает средств в бюджете муниципальных районов, сельских поселений на исполнение переданных полномочий в полном объеме.
Впрочем, участники заседания дополнили этот список проблем. Депутат Народного Хурала РБ от Кяхтинского района Валерий Цыремпилов озвучил такую тему, как тушение лесных пожаров.
- Когда горит лес вблизи населенного пункта, кто его должен тушить? - задался он вопросом, поскольку по законам это не входит в полномочия главы сельского поселения.
Не менее остро стоит вопрос и по аренде земель, находящихся на территории поселений, доходы от которых уходят в бюджет районов.
- По этому вопросу нужно выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень, - отметил спикер республиканского парламента Цырен-Даши Доржиев. - Это проблема номер один для поселений, их главы отвечают за земли, тогда как большинство из них так и не оформлены в собственность, в основном арендуются. Соответственно поселения не заинтересованы осваивать земли, пашни буквально зарастают лесом.
Фото отдела по работе со СМИ НХ РБ
Объединение объединению рознь
Объединять или нет сельские поселения - однозначного ответа на данный вопрос по-прежнему нет. В свое время, отметил председатель Комитета Народного Хурала РБ по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Борис Ботоев, от количества населенных пунктов в районе напрямую зависели поступаемые из республиканского бюджета деньги, поэтому было выгодно, чтобы в районе было как можно больше сел. Сегодня во главу угла ставится только количество населения в том или ином районе, в связи с чем малые села оказались в неравном положении. Поэтому вопрос об укрупнении поселений все чаще встает на повестку дня, в первую очередь - объединение малых сел с более крупными. В Бурятии этот процесс начался с 2011 года. За это время объединения произошли в Кяхтинском, Мухоршибирском, Селенгинском, Хоринском, Заиграевском районах.
Как показала практика, у объединения есть как положительные, так и отрицательные стороны. Борис Ботоев считает, что положительных все же больше.
- Единственный вопрос, с которым обращались ко мне жители поселений, - рассказал Борис Ботоев, - это вопрос о старостах, институт которых существовал в России еще в дореволюционные годы, и сейчас он возрождается. На ближайшей сессии Народный Хурал рассмотрит вопрос о внесении изменений в республиканский закон о местном самоуправлении, где будет прописан институт старост. Староста - представитель местного самоуправления, он будет содержаться за счет жителей поселения.
В пользу объединения говорит и то, что государство субсидирует объединенное поселение.
- Многие боятся, что освободившиеся в бюджете деньги пойдут в крупное село. Это не так. Деньги, которые предназначались малым селам, остаются у них, - отметил Борис Ботоев.
Своим опытом объединения поселений поделились председатели районных советов Хоринского, Закаменского и Селенгинского районов. Там процесс объединения прошел достаточно успешно, но были проблемы. В частности, в Селенгинском районе жители села Ехэ-Цаган недовольны объединением. В причинах сегодня разбирается администрация района. Глядя на них, отказываются объединяться с п. Гусиное озеро жители с. Темник.
Как отметил председатель Совета депутатов МО «Хоринский район» Анатолий Орлов, с экономической точки зрения от объединения есть толк:
- Это вопрос мы предварительно обсуждали на сходах населения, потом у нас на Совете. Считаем, что только после всестороннего обсуждения можно принимать решение. И ни в коем случае нельзя давить на людей.
- В условиях Сибири нельзя объединять поселения, где пустуют огромные земли. И если делать это, то подходить к этому вопросу, все просчитав, - высказал свою точку зрения Валерий Цыремпилов.
Председатель республиканского парламента Цырен- Даши Доржиев согласился с мнением депутата:
- Вопрос объединения поселений – очень серьезный. Его можно поднимать только тогда, когда он действительно назреет, и решать его только в пользу людей, - отметил он. - Проблема сегодня в том, что малые села «умирают», пахотные земли зарастают. Ну, объединим села, получат они деньги, отремонтируют социальные объекты, а что дальше? Нужно прорабатывать вопрос с перспективой на будущее. Как бы тяжело не было, нужно стимулировать развитие сел. А оттуда сегодня уезжает все больше людей.
Как считает спикер, сегодня главе поселения нужно дать больше полномочий и требовать с него.
- Если глава не хочет заниматься инвесторами, осваивать бывшие пахотные земли, о развитии села речи не будет, - подытожил Цырен-Даши Доржиев.