Власть 3 фев 2017 1627

​Смогут ли жители Бурятии узаконить свои самоволки?

Проблема узаконения самоволок в Бурятии существует давно. Ре­шить ее пытаются депутаты Народного Хурала РБ путём принятия закона «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной соб­ственности». Но, как выяснилось во время заседания общественного со­вета при министерстве имущественных и земельных отношений РБ, этот закон не доработан и посему многие «самовольщики» так до сих пор и остаются ими, сообщает газета «Бурятия»

Много интересных предложений прозвучало в ходе заседания. Но на главный и действительно решаю­щий все проблемы выход из этой не­простой ситуации указала Маргарита Магомедова, министр имущественных и земельных отношений РБ. Она считает, что нужно увеличить пере­чень документов, позволяющих за­конно оформить земельные участки. Но обо всем по порядку.

Закон нужно доработать

По словам Дмитрия Булнаева, на­чальника отдела землеустройства ми­нимущества РБ, проблема самоволок в Бурятии – одна из острейших соци­альных проблем, и потому нуждается в скорейшем решении.

- Первые поправки в этот закон были приняты в 2009 году. Этому предшествовало немало дискуссий. Правильность решений подтвержде­на и Верховным судом РФ. По иници­ативе главы Бурятии подготовлен за­конопроект «О внесении изменений в области земельных отношений», по которому подвергались узаконению дома и земельные участки, построен­ные до 31 декабря 2010 года. Народ­ный Хурал РБ принял эти поправки, и таким образом у граждан появилась возможность узаконить «самоволки», - сообщил Дмитрий Булнаев.

Он отметил, что благодаря послед­ним поправкам в закон сегодня граж­данин может предоставить всего лишь один из документов - домовую книгу, архивные сведения или квитанцию об оплате земельного налога, паспорт БТИ, положительное решение судов - но даже это не смогло решить всей проблемы, так как у «самовольщиков» нет и этих документов. Усугубляет си­туацию и сложившаяся в республике отрицательная судебная практика по делам узаконения этих участков.

- Глядя на все это, мы приступили к подготовке внесения изменений в этот закон, чтобы увеличить перечень предоставляемых документов, - расска­зал Булнаев.

Таким образом, минимущество Бурятии предлагает внести в пере­чень дополнительные документы: справку участково­го уполномоченного полиции, под­тверждающая фактическое прожи­вание граждан; медицинская карта из поликлиники, с указанием адреса проживающего гражданина; справка от органов пенсионного фонда РФ об установлении страховой пенсии и вы­даче по месту фактического прожива­ния; справка из соцзащиты по уста­новлению пособий и выплат по месту фактического проживания; сведения из образовательных учреждений.

- Однако данные изменения де­путаты Хурала отклонили. И потому, по сведениям комитета по управлению имуществом и земле­пользованию Улан-Удэ, только 124 земельных участка смогли уза­конить свои права на землю. Низкая реализация данного закона связана с ограниченным перечнем докумен­тов, так как у граждан попросту нет документов. Также органы местного самоуправления отказывают гражда­нам в виду того, что их дома распо­ложены в зонах, не предназначенных для строительства индивидуального жилья. В связи с этим глава РБ дал поручение администрации Улан-Удэ по приведению этих зон в соответ­ствие с фактическим использованием земельных участков. Исходя из всего этого мы считаем нужным дополнить данный перечень, - отметил Булнаев.

Перечень нужно увеличить

К разговору подключился Валерий Яковлев, председатель общественно­го совета при минимуществе РБ.

- Ну почему Хурал так подошел к решению этой проблемы? Почему ре­шающую роль сыграло решение пра­вового управления НХ РБ? Ведь, как мне известно, там сидят мои коллеги, по большей части молодежь, мало зна­комая с реалиями жизни, они не видят всей остроты проблемы, - высказал мнение Яковлев.

Собравшиеся также дружно сосла­лись на разные моменты, мешающие нормальному процессу узаконения - это, в первую очередь, на так называ­емые санитарные, шумовые и другие зоны, в которых люди живут годами, не имея возможности узаконить свои участки.

- Парадокс в чем? А в том, что Вер­ховные суды и Бурятии, и России вы­несли решение о том, что на местах можно внести изменения в этот закон, то есть увеличить перечень докумен­тов, по которым можно будет узако­нить «самоволки». Но, к сожалению, в этом вопросе понимания со стороны депутатов мы пока не нашли,– отме­тила Маргарита Магомедова.

По словам министра, увеличение перечня документов взято не с потол­ка.

- Я даже не знала, к примеру, о том, что есть такая архивная справка воен­комата, которая является официаль­ным документом, подтверждающим фактическое проживание граждани­на по тому или иному адресу. Ко мне обратилась одна гражданка, которая родилась по улице Осипенко г. Улан- Удэ. Она предоставила справку о том, что ее отца призвали на срочную службу в ряды Советской Армии в 1967 году. А она родилась в 1969 году и до сих пор не может оформить над­лежащие документы на земельный участок. У нее, матери пятерых детей, кроме этой справки ничего нет! Ну по­чему мы против этой женщины долж­ны идти?! Предложили включить этот документ в перечень, но навстречу правовое управление Хурала в этом вопросе не пошло. То же самое касает­ся и других документов, той же справ­ки из Пенсионного фонда, ведь рань­ше люди получали пенсию на дому, по фактическому месту проживания. Это касается справок из школ, тех­никумов и вузов, где обучаются дети «самовольщиков», а также справки по уплате электроэнергии и так далее. И таких примеров множество! – воскли­цает Магомедова.

Довольно эмоционально, и это можно понять, выступила пенсионер­ка Валентина Бочкарева, которая из своих 70-ти лет 63 года живет в «само­волке», что в поселке Южный города Улан-Удэ.

- У нас в Южлаге и ЛЭП, и птицефа­брика, и железная дорога. Люди жи­вут в домах 20-40-х годов постройки, в которых уже сменилось несколько поколений, но узакониться никак не могут. Сейчас на дворе 2017 год, а воз, как говорится, и ныне там, – говорит пенсионерка.

Не лучше ситуация и в печально известном ДНТ «Цагатуй», в ДНТ «Та­ежный» и во многих других микрорай­онах столицы Бурятии.

- Все это не может нас не напря­гать! Потому как ситуация не меняет­ся к лучшему. Ведь дополненный нами перечень документов, а всего было 10 документов, мы предложили не просто так – мы проанализирова­ли все эти моменты. Отмечу, что этот перечень может состоять из 50-100 и более документов, лишь бы он под­тверждал фактическое проживание гражданина по этому адресу. Прези­дент страны много раз упоминал в последнем послании к Федеральному Собранию слово «справедливость». Он отметил, что все должно быть ориен­тировано на выполнение требований и пожеланий граждан. И при этом дол­жен быть справедливый подход вла­сти к решению этих проблем.

Конечно, мы не призываем людей: бегите – стройтесь! Ничего подобно­го! Мы лишь хотим «узаконить» тех людей, которые по тем или иным при­чинам не смогли этого сделать ранее, – говорит Магомедова.

Решение министр видит в том, чтобы тщательнейшим образом рас­смотреть этот вопрос в рамках Обще­ственной палаты, в частности, реа­лизацию этого закона, а в целом, всю ситуацию, связанную с самовольным строительством.

- Также, думаю, нужно будет под­ключить к этой работе тех депутатов, у которых на округах проживают «са­мовольщики», и через них внести в Хурал такие предложения. Мы берем на себя ответственность максималь­но поддержать такой законопроект, который будет соответствовать тре­бованиям граждан. Нужно учесть и то, что согласно позиции Европейского суда по правам человека, снос жилья является нарушением Конвенции по правам человека, так как нарушаются его права на жилище. И мы ведь мо­жем решить эту проблему, не нарушая права человека, даже одним росчер­ком пера, и от этого в выигрыше были бы все, - отметила министр.

Её слова горячо поддержали собравшиеся, действительно устав­шие от бесконечной, изматывающей нервы борьбы за свое жильё, которое и так было построено на последние деньги. Люди уходили с заседания окрыленными, да и во время него они говорили слова благодарности руко­водителю и сотрудникам минимуще­ства за четкое понимание их проблем и за поиск выхода из них.

Дождаться первых результатов

Александр Попов, председатель комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребитель­скому рынку НХ РБ, на вопрос нашего корреспондента: как вы относитесь к увеличению перечня документов, подтверждающих фактическое про­живание граждан, ответил:

- Мы не можем не прислушаться к тем людям, которые приобрели зе­мельные участки на торгах и возму­щающимся действиями «самоволь­щиков». Их можно понять. В принятии этого закона принимала участие и прокуратура, которая нас поправила, и правильно сделала, что поправила. Делают замечания и правовое управ­ление Хурала, и минюст РБ. Именно они стоят на страже закона и приводят в соответствие с федеральным зако­нодательством все наши инициативы. В первоначальной редакции в перечне было больше десяти документов, но, учитывая заключения прокуратуры, правового управления НХ РБ и миню­ста РБ, мы сократили этот список. У нас даже среди депутатов нет едино­душия в этом вопросе. Те, кто имеет юридическое образование, вопроша­ют: «Что вы делаете? Узакониваете заведомо противоправные действия?»

Мы принципиально не возражаем насчет этого перечня документов, но есть позиция надзорных органов, не прислушаться к которым мы не мо­жем. Также огромное внимание уде­ляем и мнению представителей КУИ города Улан-Удэ, которые непосред­ственно реализуют этот закон. Обра­щали внимание и на разграничение зон, но ту же зону подлета или ЛЭП никуда не денешь – запрещено, и там люди жить не должны.

Позицию Александра Попова под­держивает Баир Гармаев, зампред комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительско­му рынку НХ РБ.

- Все эти документы – справки из школы, Пенсионного фонда и прочее – очень трудно доказать. Получится, что любой гражданин, предъявив по­добную справку, может претендовать на узаконение. А ведь может так полу­читься, что в этом доме жили и братья, и сестры, и еще кто-то, что впослед­ствии вызовет споры среди них по по­воду настоящего владельца. И в этом случае все эти споры должен решить суд.

Понимаете, закон только-только вступил в силу, работает всего месяц. Нужно посмотреть, как будут продви­гаться дела в этом направлении. И го­ворить о том, что Хурал принял не тот закон, преждевременно. Мы смогли сделать все, что было в наших силах! Пусть пройдет полгода, год, за это вре­мя мы получим первые результаты, от которых после и будем отталкиваться. А внести поправки в закон мы можем всегда, - отметил Баир Гармаев.

Автор: Буда ДУГАРЦЫРЕНОВ