Власть 18 окт 2018 799

​​Депутаты Народного Хурала в Бурятии изучили проблемы среднего профессионального образования РБ

В рамках подготовки к заседанию Совета Народного Хурала РБ депутаты Комитета по социальной политике посетили несколько средних профессиональных учеб­ных заведений, где встретились со студентами и препо­давательским составом, чтобы более детально узнать о проблемах, с которыми сталкиваются наши ссузы. В Бурятском аграрном колледже им. Ербано­ва парламентарии посети­ли общежитие и учебные аудитории, где на месте смогли увидеть проблемы и совместными усилиями попытаться найти пути их решения, сообщает газета «Бурятия».

Куда идти работать после учёбы?

В аграрном колледже обучается более 800 сту­дентов по 13 специально­стям, и сегодня одна из самых острых проблем, которая стоит перед руко­водством учебного заведе­ния, - дальнейшая судьба выпускников, так как нет единых стандартов трудоустройства молодёжи после окончания учёбы.

Этот вопрос заинтересо­вал и депутатов Народного Хурала РБ: куда идут рабо­тать выпускники коллед­жа. Точного ответа так и не было получено, потому что до сих пор в нашей стра­не не выстроена система трудоустройства молодых специалистов, и каждый из них, в большинстве случаев, ищет работу себе сам.

«Какая-то часть про­должает обучение в ву­зах, довольно много ребят уходят служить в армию, а девушки выходят замуж, рожают детей и уходят в де­кретный отпуск. Но все эти данные не учитываются при выполнении индикаторов по трудоустройству. Поэто­му получается, что многие из них официально нигде не работают, хотя сейчас есть большой спрос на специаль­ности, которые ребята полу­чают в этом колледже. По­лучается, что необходимый процент мы выдерживаем, но, конечно, сложности воз­никают, особенно по филиа­лам колледжа», - объяснила ситуацию заместитель ми­нистра образования и науки РБ Галина Фомицкая.

В последние годы стали востребованы такие специ­альности, как «ветерина­рия» и «кинология», где, по словам преподавателей аграрного колледжа, есть неплохой конкурс во время поступления. В перспективе открытие новых специаль­ностей: «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», «Электромонтёр по обслуживанию элек­трооборудования», также планируется обучение по специальностям «животно­вод», «дояр» и «чабан».

По мнению парламен­тариев, необходимо воз­рождать традиции, когда студент, отучившись в ка­ком-либо колледже или техникуме, должен отра­ботать определённый срок именно в том регионе, где он и получал образование.

«Государство тратит средства на обучение, а мы, получается, даже не отслеживаем дальнейшую судьбу «наших детей». И получается, мы для кого их учим? Если для частников, то пусть они тогда и платят за своих будущих специали­стов», - высказала свою точ­ку зрения зампредседателя Комитета по социальной политике Народного Хурала РБ Светлана Будаева.

Об этом говорил и пред­седатель комитета Игорь Марковец, отметив, что уже принят федеральный закон о целевом обучении, и в самое ближайшее время он будет рассмотрен и одобрен на сессии Народного Хурала РБ. По его словам, основная суть закона заключается в том, что абитуриент, посту­пающий в ссузы в рамках целевого направления, бу­дет зачисляться по отдель­ному конкурсу, получать дополнительную стипендию от предприятия и точно знать, куда пойдёт работать после окончания учебного заведения.

«У нас принят федераль­ный закон о целевом обуче­нии. И когда мы в Народном Хурале утвердим, то у нас будет целевое обучение на все бюджетные места. Тогда обучающийся обязан бу­дет вернуться туда, откуда получил контракт, договор и проработать три года. В случае невозвращения он будет обязан оплатить все средства, которые были потрачены на его обучение. Целевое обучение помогает решить сразу две проблемы - трудоустройство выпуск­ника и обеспечение кадра­ми предприятия», - подчер­кнул Игорь Марковец.

Острая нехватка молодых специалистов

Не менее острый вопрос, который обсудили депутаты с руководством аграрного колледжа - кадровый со­став учебного заведения. По словам директора коллед­жа, на сегодняшний день коэффициент совмести­тельства составляет почти две ставки. Не хватает ка­дров и в филиалах коллед­жа, о чём уже не первый год говорят практически на всех возможных «площадках» и совещаниях, но ощутимого результата пока что нет.

«У вас идёт практически двойная нагрузка на учите­лей, а какая у них заработ­ная плата?» - поинтересовал­ся Игорь Марковец.

Как было сказано го­стям колледжа, на сегод­няшний день зарплата со­ставляет 30900 рублей, и выдерживать индикаторы «майских указов» Прези­дента получается только путём совмещения, что, ко­нечно, не может беспокоить руководство колледжа, так как существует большая вероятность продолжения оттока преподавательского состава.

По проведённым иссле­дованиям, многие сельско­хозяйственные предприя­тия, да и районы республики в целом, нуждаются в мо­лодых, по-современному подготовленных ветерина­рах, так как средний воз­раст специалистов, которые сегодня работают на селе, равняется 60 годам.

«В управлении ветери­нарии уже открытым тек­стом говорят, что идёт ста­рение кадров, и, несмотря на то, что мы выпускаем ветеринарных фельдшеров, их очень не хватает. А всё потому, что небольшая за­работная плата, нет жилья, социальных условий, и всё это отпугивает молодых специалистов», - поделился своим мнением директор Бурятского аграрного кол­леджа Эдуард Галсандор­жиев.

Выслушав эти доводы, депутаты ещё раз задались вопросом - а сколько не хватает специалистов, где они наиболее востребова­ны. Ведь это может быть и частный сектор, и большие сельхозпредприятия, и рай­онные ветеринарные стан­ции. На сегодня, по словам депутатов, этот вопрос оста­ётся открытым, так как нет чёткой позиции по кадрово­му наполнению.

«Я уверен, что вам нужно теснее работать не только с Министерством образования, тем более, что они являются вашими учредителями. Необходи­мо налаживать взаимовы­годное взаимодействие с Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики, непосредствен­но с каждым районом. Они должны быть заинтересова­ны в специалистах, опреде­лять потребности в той или иной профессии, причём как по республике в целом, так и по каждому району. Должно быть межведом­ственное взаимодействие, они должны быть заинте­ресованы в ваших выпуск­никах», - сказал депутат На­родного Хурала РБ Андреян Зыбынов.

Время заняться капитальным ремонтом

Помимо «кадрового голода» колледж всерьёз обеспокоен и своей мате­риально-технической базой. В этом наглядно убедились депутаты Хурала, пройдя по общежитию и территории колледжа.

Один из корпусов об­щежития постройки начала 60-х годов уже не может полностью удовлетворить запросы студентов, хотя со­трудники колледжа делают всё возможное, чтобы учащиеся чувствовали себя как дома.

В общежитии обустроен небольшой борцовский зал, комната отдыха, несколько кружков, при этом состо­яние, в котором находят­ся помещения, вызывает множество вопросов. Этому есть как объективные, так и субъективные причины. И хотя сами студенты «не ропщут», по их лицам видно, что они хотят жить в со­временных комнатах, а не ходить по скрипучим полам и затыкать щели в окнах.

«Я учусь на четвёртом курсе, за это время есть небольшие сдвиги: прак­тически везде вставлены пластиковые окна, и это сказывается на температу­ре зимой, хотя ещё хватает окон, где нужно затыкать дыры. Есть библиотека в общежитии, комната отды­ха, занимаемся спортом, есть теннисный стол, девоч­кам есть чем заняться, но, я думаю, что раз мы живём в 21 веке, нужно переходить на современные стандарты, а не жить в прошлом веке», - считает студент колледжа Виктор.

Сегодня, по словам ру­ководства учебного заве­дения, крайне необходим капитальный ремонт зда­ний, так как, если будет увеличен приём студентов, особенно иногородних, то их просто негде будет раз­мещать. При этом на тер­ритории колледжа есть где построить новые здания, но для этого нужно решить множество вопросов, свя­занных с передачей уже практически разрушенного дома в собственность учеб­ного заведения.

«Вот тут раньше жили десять семей. Видите, в ка­ком состоянии здание, но мы ничего не можем сде­лать, так как оно нам не принадлежит. На сегодня четыре семьи уже получи­ли новое жильё, но оста­лись ещё люди, которые там официально прописаны. Мы сами эту проблему не решим. Очень многое упи­рается в бюрократические нюансы», - посетовал дирек­тор колледжа.

Такие же строительные и бытовые проблемы есть и в остальных зданиях. И хотя колледж пытается решить хозяйственные проблемы своими силами, необходим комплексный подход, и тог­да можно будет говорить о современном обучении специалистов сельского хо­зяйства.

Подводя итоги рабочей поездки, Игорь Марковец отметил, что в большинстве своём проблемы профте­хобразования похожи, и в подавляющем большин­стве это касается недофи­нансирования отрасли. Все поднятые проблемы, как заверил парламентарий, бу­дут обобщены и вынесены на Совет Народного Хурала РБ, который планируется провести в ноябре текущего года.

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН