Власть 29 мая 2019 1238

​​Место раздора: очистным сооружениям в Бичуре – быть, но где их строить?

Равнодушных не было. На слушания пришли даже с «грудничками»

В сельском поселении «Би­чурское», в состав которого вхо­дят собственно сам районный центр и посёлок Сахарный Завод, состоялись публичные слушания по строительству очистных сооружений, сообщает газета «Бурятия».

Нет - экологической катастрофе!

В Бичуре ситуация с отхода­ми, откачиваемыми из выгребных ям в двух населённых пунктах, складывается катастрофическая. Всё это вывозят машины. И отхо­ды сбрасывают, можно сказать, в паре километров от села. Глава района Василий Смолин показал председателю Комитета территориального развития админи­страции Главы и Правительства РБ Виктору Аюшееву то место, где образовались фекальные озёра. Мы насчитали их порядка пяти. Существуют они не один и не два года. А всё, что сливается в них, просачивается в грунтовые воды, а там по цепочке - в Хилок, Се­ленгу и Байкал. Но главная опас­ность, считает Василий Смолин, в том, что вся зараза попадает в ко­лодцы, откуда население черпает воду для своих нужд. И рано или поздно, считает глава, это может привести к печальным послед­ствиям.

Кроме того, есть решение суда, вынесенное летом прошлого года, по иску природоохранной проку­ратуры, согласно которому рай­онная администрация должна до 1 января 2020 года ввести в экс­плуатацию очистные сооружения в пределах сельского поселения «Бичурское». Поэтому альтернати­вы нет, отмечает Василий Смолин.

Для этого уже начаты работы – районная администрация опре­делила место под будущие очистные в Сахарном Заводе. Провели межевание земли, состоялся тен­дер по выбору проектной органи­зации, который выиграло ново­кузнецкое ООО «Стройпроект». С ним заключили государственный контракт.

Проект есть, привязки - нет

То, что местом выбрали имен­но Сахарный Завод, объясняется экономической сообразностью. Во-первых, в посёлке есть ко­тельная, загруженная не на полную мощность, электроснабжение, транспортная логистика. Да и по рельефу он полностью отвечает предъявляемым требованиям по строительству очистных сооруже­ний. К тому же по законодатель­ству стоки с очистных должны идти именно в водный объект, а тут - протока, втекающая в Хилок поблизости, что избавит строите­лей тянуть напорный коллектор, чтобы очищенные стоки сбрасы­вать в реку.

«Возведение всех этих объек­тов приведёт к дополнительным затратам, и наша задача минимизировать расходы», - уточнил представитель УКСа Минстроя Бурятии Евгений Нестеров.

Нельзя не отметить и то, что при выборе другого, более за­тратного места, проект не получит одобрения со стороны государ­ственной экспертизы, поскольку этот вариант потребует больше средств из бюджетов. Это, в конеч­ном итоге, отразится на тарифах по вывозу отходов. Если участок отодвинуть дальше от населённых пунктов хотя бы на один кило­метр, то в счетах, предъявляемых к оплате за коммунальную услугу, тариф может вырасти во много раз. Другими словами, населению придётся платить больше.

Что будут представлять собой будущие очистные, об этом рас­сказал гендиректор ООО «Стройпроект» Сергей Калинин. По его словам, это здание закрытого типа, куда будут доставлять отхо­ды с обоих населённых пунктов. А это порядка 300 куб. м в сутки. Все отходы перед тем, как их сбрасы­вать в водоём, будут проходить тщательную очистку: механиче­скую, химическую и биологиче­скую.

«В итоге стоки станут чище, чем вода в реке. Кроме того, предусматривается тщательная воздушная очистка, так что никакого зловонного запаха от очистных со­оружений не будет», - заявил Сер­гей Калинин.

Он пояснил, что проект предусматривает все требования, предъявляемые законодатель­ством к очистным сооружениям. На его взгляд, они завышены, чем в других территориях.

Добавим, что твёрдые отходы после очистки будут поставлять­ся на полигон твёрдых коммунальных отходов, они могут ис­пользоваться для рекультивации полигонов или использоваться в качестве удобрений лесных на­саждений (по консистенции они на уровне чернозёма).

И последнее. Проект обяза­тельно пройдёт государственную экологическую экспертизу на федеральном уровне, которая опре­делит эффективность проекта. Ход работы очистных сооружений под жёсткий контроль возьмут Роспотребнадзор и природоохран­ная прокуратура.

Народ не согласен

Кажется, всё хорошо. Но дело в том, что администрация района определила участок под очистные сооружения, не согласовав этот вопрос с жителями посёлка. Это основная ошибка. А население Са­харного Завода несогласно с та­ким решением. Узнав о том, что на территории их посёлка собирают­ся строить очистные, люди выра­зили своё возмущение. Они под­готовили протестное обращение к районным властям за подписью более 300 человек, это почти по­ловина взрослого населения.

Основные доводы против строительства как раз касались того, что весь запах от очистных будет идти в посёлок, люди не хотят дышать отравленным воз­духом. Они выразили опасение, что стоки отравят речку. Как они пояснили: именно в том месте, где предполагалось строить очистные сооружения, находится зона от­дыха, причём не только жителей Сахарного Завода, но и райцентра.

«Мы не хотим купаться в по­ганой воде, дышать отравленным воздухом», - так коротко люди резюмировали своё несогласие.

Никакие доводы, приводимые проектировщиком, администра­цией района и даже представителями природоохранной проку­ратуры, их не убедили. Похоже, население априори настроено против строительства.

В республике есть аналоги очистных сооружений, разрабо­танные этой же проектной организацией и построенные в Кяхте, Бабушкине, Северобайкальске. Причём там очистные расположе­ны также в черте города. Как по­казала практика, там нет никаких запахов, от жителей этих городов жалоб тоже нет. По крайней мере, так утверждал и.о. прокурора при­родоохранной прокуратуры Артём Баженов.

«Почему-то когда бичуряне сливают отходы возле села пря­мо на землю, запахи есть, никто не возмущается, не обращается в прокуратуру с жалобами», - удив­ляется он.

Но, похоже, всё было напрасно, каждая сторона стояла на своём. Надо было искать выход из сложившегося положения, и он, к счастью, нашёлся. Решено создать инициативную группу из жителей посёлка Сахарный Завод и села Бичура, которая вместе с главой района определит окончательное место под строительство очист­ных сооружений. Место должно устроить всех. Но то, что строить надо, с этим все согласны.

Комментируя итоги публич­ных слушаний, Виктор Аюшеев отметил, что он рад найденному разумному решению.

«Мне отрадно, что вы так тре­петно относитесь к своей земле, - сказал он, обращаясь к жителям Сахарного Завода. - Мы друг дру­га поняли, нашли общий язык, и нам надо вместе работать дальше».

Времени для определения окончательного места под очист­ные сооружения немного. Нужно уложиться в недельный срок, что­бы проектировщики могли при­вязать свой проект к местности, провести изыскательские работы, а уж потом приступить к строи­тельству.

Правительство Бурятии ста­рается выделять средства на строительство очистных, прежде всего, районам вокруг Байкала. Но учитывая, что в Бичурском райо­не есть решение суда, оно пошло навстречу и готово выделить на проект 5,5 млн рублей. Если во­прос с участком земли не решить, то район может лишиться этих денег. А это скажется на жителях поселения.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ