Общество 15 фев 2024 4683

«Крылья Родины»: Улан-Удэнскому авиационному заводу исполняется 85 лет

Флагман индустрии республики, крупный работодатель, налогоплательщик, является гордостью жителей Бурятии. Более 9000 самолетов и вертолетов изготовил завод со дня основания. С чем подходит завод к знаменательной дате? Об этом рассказывает газета «Бурятия» в серии статей.

Достижения и перспективы

Улан-Удэнский авиазавод - предприятие холдинга «Вертолёты России» госкорпорации «Ростех». Производственный и технологический потенциал позволяет заводу осваивать изготовление новых типов летательных аппаратов, совмещать создание новых образцов с серийным выпуском техники. 

Сегодня завод специализируется на производстве вертолетов Ми-8АТМ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2, разрабатывает ряд перспективных проектов, расширяя гражданскую линейку вертолетной техники. Речь идет о многоцелевом вертолете Ми-171А3 и легком Ка-226Т.

Вертолет Ми-171А3 предназначен для полетов над морем, в частности, на морские буровые платформы. Первый российский вертолет, соответствующий строгим требованиям Международной ассоциации производителей нефти и газа IOGP.

Машина Ка-226Т адаптирована для полетов в горах и над водной поверхностью. Одно из главных преимуществ винтокрылой машины - модульная схема конструкции. В аэродромных условиях вертолет можно легко конвертировать в пассажирский, грузовой, санитарный или поисково-спасательный вариант с помощью замены одного модуля на другой.

На Восточном экономическом форуме У-УАЗ представил многоцелевой вертолет Ми-171А2 и Ка-226Т. На стенде минпромторга России также были представлены модели вертолетов Ми-171А3 и Ка-226Т в масштабе 1:10 в поисково-спасательном исполнении. 

На выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве можно было совершить виртуальное путешествие по Байкалу в виртуальной кабине вертолета. Прототип кабины вертолета собрали специалисты Улан-Удэнского авиазавода. Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков провел московских студентов и школьников по экспозиции Дальнего Востока, в том числе гости побывали в виртуальной кабине вертолета.

Из истории завода

Первая очередь самолетостроительного завода № 99, как до 1960-х годов назывался Улан-Удэнский авиазавод, была сдана в 1939 году. Завод строился на промышленной площадке к востоку от г. Улан-Удэ, при бурятском селе Шэнэстуй. На стройку направлялись специалисты и рабочие со всех концов страны. Новому заводу был поручен ремонт истребителей И-16 и средних бомбардировщиков СБ. В начале Великой Отечественной войны заводчане осваивают выпуск фюзеляжей и оперения основного фронтового бомбардировщика Пе-2. С осени 1941 года по июль 1942-го для сборки на Иркутском авиазаводе бурятские специалисты передали 699 агрегатов для Пе-2.

С 1943 года завод приступил к полноценному выпусков самолетов - моделей ОКБ Лавочкина, а именно истребителей Ла-5 и Ла-7. Простые в использовании и живучие машины стали основной ударной силой фронтовых ВВС. Ими вооружали воздушные армии, авиасоединения фронтов и резерва Главного командования.

После войны на заводе осваивают производство истребителей Ла-9 и учебно-тренировочного Ла-9УТИ. Однако продолжалось оно недолго, так как новым требованием времени в 50-е годы стал выпуск самолетов на реактивной тяге, в том числе в годы войны на Корейском полуострове. Поршневые истребители Лавочкина уступают место реактивным «МиГам». Для переучивания пилотов на новые самолеты создается учебно-тренировочная модель истребителя МиГ-15УТИ, которую самолетостроительный завод № 99 выпускал с 1950 по 1959 год.

Профиль завода расширяется, когда в 1956 году начинается производство первых вертолетов. Предприятие осваивает выпуск вертолетов, разрабатываемых в ОКБ Камова по соосной схеме. Это многоцелевые легкие вертолеты Ка-15 и Ка-18. Машины использовались в сельском хозяйстве, на рыболовецких судах, а также для обучения пилотов. С 1965 года завод переходит на выпуск газотурбинных палубных вертолетов Ка-25 в различных модификациях. В основном эти машины применялись для поиска и уничтожения подводных лодок. 

Трудовая доблесть

Председатель совета ветеранов завода Наталья Фролова высказала Президенту Владимиру Путину пожелание о том, чтобы городу Улан-Удэ было присвоено звание города трудовой доблести на встрече в цехе завода. Это было в марте прошлого года, в ходе рабочей поездки Владимира Путина в Бурятию. И вскоре Улан-Удэ получил это звание - в соответствии с Указом Президента РФ от 11 сентября 2023 г. № 668! Гордое звание Улан-Удэ получил наравне с Рязанью, Владимиром, Находкой, Воткинском и другими городами страны. Копия Указа бережно хранится в музейной комнате совета ветеранов. 

Встреча работников авиазавода с Президентом Владимиром Путиным, март 2023 год. Фото пресс-службы Главы и Правительства РБ

Совет ветеранов «Авиастроитель» отметил свое 60-летие осенью прошлого года. На заводе насчитывается 3500 пенсионеров, в том числе тружеников тыла - 45, пенсионеров категории «дети войны» - 535, малолетний узник фашистских концлагерей и 48 ветеранов боевых действий. Звание «Ветеран труда» носят 471 бывший заводчанин. За плечами каждого - десятки лет работы на родном заводе, а сегодня они собирают помощь бойцам СВО, проводят встречи с молодежью. Провели акции в честь 80-летия Сталинградской битвы, сражения на Курской дуге, полного освобождения Ленинграда от блокады. В заводской многотиражке публикуется серия очерков «Вспомним, как всё начиналось...». «Авиастроитель» поддерживает тесную связь с депутатами НХ РБ Игорем Марковцом, Михаилом Гергеновым, Михаилом Итыгиловым и, конечно же, с Леонидом Белых.

За десять лет медалью «За любовь и верность» награждены 15 супружеских пар, в том числе супруги Наймановы, Варфоломеевы, Ручко, Чередовы, Токаревы. Семейные ценности - один из главных фундаментов жизни, считают ветераны.

«Байкальские зори»

Широко известен народный ансамбль песни и танца «Байкальские зори», созданный на базе заводского (в прошлом) Дома культуры «Рассвет» в поселке авиастроителей Загорск. Ансамбль - одна из визитных карточек не только авиазавода, но и Бурятии. Ансамблю в этом году исполнится 55 лет, ему рукоплескали зрители в Улан-Удэ, в районах республики, во многих городах Сибири и Дальнего Востока, а также в Монголии, Китае, Польше. Сейчас в составе ансамбля 39 человек. 

Ансамбль под руководством Юрия Кротова и Галины Кривулиной организован в 1969 году. Уже в 1971-м ансамбль получил звание «народный», дополнительные штатные ставки руководителей. В последующем руководителями были: Виктор Ручин, заслуженные работники культуры РБ и РФ Галина Евтушенко, Ирина Кулиева, а также Светлана Нечепай, Игорь Зайцев, Татьяна Зарубина, Дмитрий Ильин, Аида Лхасаранова, Саяна Баяртуева, Юлия Путинцева, Наталья Дементьева. Сегодня руководителем хореографической группы является Александр Сотников, вокальной - Алексей Телешов, концертмейстером - Денис Калашников. 

Не счесть наград ансамбля за высокое исполнительское мастерство, активную творческую деятельность. На международном фестивале в г. Хух-Хото (АРВМ, КНР) в 2006 году ансамбль был награжден призами правительства Хух-Хото, мэра и министра культуры. В 2014 году, как лучший коллектив, вошел в энциклопедию «Народное художественное творчество Республики Бурятия».

Автор: Даржана ЦЕЛОВАЛЬНИКОВА

Фото: Сайт холдинга «Вертолеты России»