Общество 3 сен 2020 523

​В грозовом небе родины: как в Бурятии готовили лётчиков - 2

© фото: Фото из личного архива автора

В один год с Петром Харитоновым радость первых полетов над Селен­гинской долиной испытал и 18-лет­ний токарь ПВРЗ Георгий Агильдин.

Когда аэроклубовцы разъехались по разным военным школам, он попал в ВВС Тихоокеанского флота. Слу­жил сначала в запасном, а затем в 19-м истребительном полку. Во время войны охранял коммуникации кораблей и во­енно-морские базы Приморского края. Когда начались боевые действия с япон­цами, эскадрилья Як-9, в которой слу­жил Агильдин, участвовала в налетах на войска, аэродромы, железнодорожные станции, огневые позиции врага.

В послевоенные годы Георгий Яков­левич служил в ВВС Тихоокеанского флота. На истребителях (в том числе – на реактивных МиГах) налетал более двух тысяч часов, что удавалось не каждому. Демобилизовавшись летчиком 1-го класса, работал на Улан-Удэнском авиапредприятии. Стал вертолетчиком и на Ми-4 облетел всю республику и соседние области. Помогал геологам в поисках подземных кладов, тюменской нефти.

ОРДЕНОНОСЦЫ

В Забайкальской военной школе пилотов начиналась армейская жизнь Романа Башинова. Его наставником был Юрий Гарнаев. В ряды фронтовых летчи­ков лейтенант Башинов попал в 1943-м году, накануне Курской битвы. Боевое крещение было удачным – он сбил двух­моторный «Юнкерс-88». За войну Баши­нов лично сбил 6 вражеских самолетов и 4 – в групповых боях. Во фронтовом небе был подбит четырежды, послед­ний раз 26 апреля 1945 г. под Берлином. Удостоен многих боевых наград. В пос- левоенные годы вернулся в Бурятию, служил в аэрофлоте.

Летчик истребительной авиации, бывший аэроклубовец М.С. Рожин 120 раз поднимался во фронтовое небо. Службу начал в 848-м авиаполку, кото­рый в 1943 г. прибыл в Харьков. На 1-м Белорусском фронте сбил несколько немецких самолетов. Рожин награжден орденом Отечественной войны 2-й сте­пени и орденом Красной Звезды. На 3-м Украинском – удостоен ордена Боевого Красного Знамени. День Победы встре­тил в Австрии, близ Вены. После войны пилотировал на реактивных самолетах и закончил службу в ВВС в звании под­полковника.

Бывший инструктор 81-й эскадрильи ГВФ Василий Гридасов служил в Каре­ло-Финской авиагруппе особого назна­чения. Сначала перевозил оружие и бое- припасы, эвакуировал раненых. Затем забрасывал в тыл противника наших разведчиков, бомбил немецкие аэро­дромы и другие цели. За время пребы­вания на фронте Гридасов выполнил 122 боевых вылета, совершил 18 посадок в тылу врага. В армии, а затем в граждан­ской авиации он прослужил более 50 лет. Летал на реактивном Ил-28 и вер­толете Ми-4. Награжден 18 орденами и медалями.

Бывший командир Ил-4, а в мирные годы ветеран-наставник Улан-Удэнского авиапредприятия Базар-Гуро Цыденов, вспоминая фронтовые полеты в авиа­ции дальнего действия, рассказывал: «В небо уходили под вечер с полной загрузкой. В одну ночь летали на Штет­тин, а в другую – на Данциг, Лиепаю, Кенигсберг, Свинемюнде. Противник встречал нас массированным зенитным огнем… Бомбили Берлин. День Победы праздновали в Польше, где базирова­лись наши «Илы»… Авиации отдал поч­ти 20 лет. Служил в авиачастях на Кури­лах, Сахалине, Чукотке. Позже облетал всю республику и соседние области».

В летную книжку Сергея Рандина, воевавшего во 2-м гвардейском дваж­ды Краснознаменном Смоленско-Будапештско-Берлинском бомбардировоч­ном полку авиации дальнего действия, внесены записи не только о боевых вы­летах на бомбежку немецких войск, но и испытательные полеты, в частности, во главе экипажа реактивного бомбар­дировщика Ту-16. За участие в ВОВ и испытание новейшего авиационного вооружения бывший курсант 81-й ави­аэскадрильи капитан Рандин удостоен орденов Боевого Красного Знамени, От­ечественной войны 1-й степени, Крас­ной Звезды и 14 медалей.

«НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ»

Катя Шабельская трижды просила в военкомате об отправке на фронт, считая, что занятия в аэроклубе и в са­нитарном кружке, дают ей право вне­очередного призыва в действующую армию. Но каждый раз из-за больной матери ее оставляли дома. И все же в четвертый раз добилась своего. Правда, в авиачасти, куда ее направили, увидев красивый каллиграфический почерк девушки, ее сначала назначили писарем. Но она не прекращала настойчивых просьб: «Хочу летать!». И ей разрешили.

В дни боев над Кенигсбергом она впервые села в кабину бомбардиров­щика в качестве воздушного стрелка. И вскоре на ее счету появились нале­ты на немецкие позиции, подавленные огневые точки, взорванные вражеские склады. Свидетельством тому – боевые медали и благодарности командования.

Кате Левицкой, которая тоже рвалась на фронт, не исполнилось еще и 17-и, когда ее приняли на курсы шоферов. После их успешного окончания девуш­ку отправили в подмосковную школу радистов. Оттуда Левицкая получила назначение в гвардейский авиацион­ный полк, которым командовала про­славленная летчица, Герой Советского Союза Марина Раскова. Первые боевые вылеты на По-2 в качестве стрелка-ра­диста – бомбардировки вражеских по­зиций и складов, чаще всего ночью. Во время одного из полетов снаряд угодил в крыло самолета. С трудом удалось посадить подбитую машину на лесной поляне. При посадке пострадала и сама Левицкая: сильно ударилась головой о приборную доску.

После госпиталя ее перевели радист­кой на стартовый командный пункт аэ­родрома. И снова начались фронтовые будни – на этот раз на земле: радиосо­провождение экипажей своих подруг, прием сигналов о выполнении боевого задания. После войны Евгения выбрала одну из самых мирных профессий – учи­тель. И часто в беседах со своими воспи­танниками рассказывала о подвигах сво­их однополчан в грозовом небе Родины.

ПОДАРОК ОТЦА

Уроженец Бичуры командир Ил-4 Владимир Петров, летавший на самоле­те, построенном на личные сбережения его отца и подаренном им сыну, служил в 19-м полку 2-й гвардейской Севасто­польско-Берлинской бомбардировочной дивизии. Лейтенант Петров бомбил во­енно-промышленные объекты Бреслау, Кенигсберга, Данцига, Пиллау, Берлина.

Даширабдан Батожабай, будущий народный писатель Бурятии, тоже про­шел летную подготовку в 81-й эскадри­лье. В 1942-м влился в состав фронтовых летчиков авиации дальнего действия и летал бомбить немецкие города.

Уроженец Баргузина Юрий Абро­симов – бывший воздушный стрелок на ДБ-3. В составе 22-го дальнебом­бардировочного авиаполка в качестве воздушного стрелка самолета ДБ-3 участвовал в знаменитых налетах на Берлин в 1941 году, в бомбардировках фашистских войск под Москвой и Ста­линградом, на Украине. Бомбил воен­ные объекты противника в Польше и Венгрии. Был ранен и сбит над Будапеш­том. Попал в плен и спасся с помощью югославского врача. Награжден: орде­нами Отечественной войны 2-й степе­ни, Красной Звезды, медалями «За отва­гу», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта». В послевоенные годы трудился доцентом кафедры научного коммунизма БГПИ им. Доржи Банзарова.

Пилотов-асов для авиации дальнего действия готовила Новосибирская во­енная летная школа. В нее попал почти весь второй выпуск Улан-Удэнской 81-й эскадрильи.

Пётр Берёзкин был командиром Ил-4 в 10-м Гвардейском авиаполку. С неба добивал отступающие немец­ко-фашистские войска, а затем совер­шал испытательные полеты на новом дальнем бомбардировщике Ер-2, на ре­активных машинах.

Василий Белых после Новосибир­ской окончил Кирсановскую школу ноч­ных летчиков. Командир Ил-4 сражался в 5-м Гвардейском Севастопольском Краснознаменном полку. После войны летал на реактивном Ту-16. Участвовал в воздушных парадах над Красной пло­щадью в Москве. В одной части с ним служил бывший курсант Улан-Удэнской эскадрильи Леонид Гамала, который по­сле войны в звании полковника коман­довал бомбардировочным полком.

Не вернулись с фронта домой, в Бу­рятию, многие бывшие аэроклубовцы и курсанты 81-й эскадрильи. Так, не дове­лось дожить до Дня Победы Дамбе Жан­чипову, сражавшемуся в 149-м авиапол­ку и совершившему около 20 боевых вылетов. Летчик-истребитель Анатолий Никутов совершил свыше 20 боевых вы­летов. Войну закончил под Гамбургом. Награжден несколькими орденами и медалями. В мирное время стал летчи­ком-испытателем и в 1949-м погиб при испытании нового самолета.

Оставшиеся в живых продолжили служить в авиации или же изменили ме­стожительство. Но навсегда сохранили память о своих первых полетах в небе Бурятии.

Евгений ГОЛУБЕВ

Фото: Фото из личного архива автора

Читайте также