Со старой, подернутой временем фотографии на нас смотрит солдат Победы Фёдор Сигаев. Мужественное лицо, словно вытесанное из скальной породы скульптором-природой мужественное лицо. Острый, проницательный взгляд. Волевой подбородок. Такие точно не подведут. И старший лейтенант, командир взвода бронебойщиков Сигаев никого не подвел. Врастал в землю под шквалом адского огня. Шёл под огненный вихрь пуль и снарядов. Превращал в горящие факелы фашистские танки. Словом, воевал как надо и совершал поступки, достойные настоящих мужчин.
Проект ОНФ - «Улица Героя»
Так было всегда на передовой - когда уроженец заиграевского села Ташелан смело и решительно бился зимой 1944 года в Венгрии, отчаянно сражался и стоял насмерть у Имперского моста в Вене весной 1945-го. Увы, в Книге Памяти РБ (восьмой том) о нем - сухие строчки. Всего лишь девять слов: «Сигаев Фёдор Глебович, 1913 г.р. Заиграевский район. Умер в Улан-Удэ». И об этом героическом офицере до ноября 2020 года практически нигде не упоминалось. О его подвиге в течение 75 лет после Победы не знали, его имя не было увековечено. Но так не должно быть - несправедливо. Вот спустя 76 лет после Победы справедливость восторжествовала.
Еще в ноябре прошлого года Общероссийский народный фронт (ОНФ) запустил патриотический проект «Улица Героя», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и призванный сохранить историческую память о героях войны. В рамках этого масштабного проекта улицам, площадям и скверам по всей стране присваивают имена фронтовиков. В начале этого года представители ОНФ предложили назвать одну из улиц Улан-Удэ именем Фёдора Сигаева. В середине марта этого года администрация Улан-Удэ приняла распоряжение о том, что улица имени фронтовика Сигаева появилась в поселке Забайкальский. Как отметил эксперт ОНФ, краевед, корреспондент газеты «Бурятия» ИД «Буряад унэн» Баясхалан Дабаин, фронтовик Фёдор Сигаев почти ровно 76 лет назад совершил подвиг, данные о котором многие годы оставались засекреченными.
Представление к Золотой Звезде
- В прошлом году, занимаясь историческим расследованием в рамках проекта «Герои без звёзд» газеты «Бурятия» ИД «Буряад унэн», я нашел в рассекреченных архивах минобороны РФ наградной лист на имя Фёдора Сигаева. Недавно я познакомился с его близкими родственниками и смог прикоснуться к его орденам. О подвиге, который совершил наш земляк и за который он был представлен к званию Героя Советского Союза, никто долгое время не знал. Я рад, что, наконец, его имя увековечено благодаря проекту ОНФ, - рассказал Баясхалан Дабаин. - Давайте еще раз вспомним (с некоторыми уточнениями) о жизни и подвигах нашего земляка, выходца из небольшого заиграевского села, улан-удэнского бухгалтера Фёдора Глебовича Сигаева. Фронтовик это заслужил. Он любил жизнь и был готов, не колеблясь, отдать ее за Отчизну. До войны учился в начальной школе в родном Ташелане, в Москве на Центральных курсах счетно-финансовых работников. Учился бы дальше, но грянула война, которая безжалостным катком прошлась по судьбам тысячи наших земляков. Призван в РККА, судя по фронтовым документам, в начале марта 1942 года. В декабре 1943-го окончил курсы «Выстрел» на станции Дивизионная. На передовой - с конца февраля 1944 года. На фронтах гвардии старший лейтенант Сигаев служил командиром взвода ПТР первого стрелкового батальона 217-го Гвардейского Кишинёвского орденов Суворова и Кутузова полка 80-й Гвардейской стрелковой Уманской ордена Суворова дивизии. Причем за год войны Фёдор Сигаев награжден двумя боевыми орденами, хотя не ради наград воевал. Помимо ордена Красной Звезды на его гимнастерке сверкал орден Отечественной войны I степени - его главная фронтовая награда. Но могла быть выше! Ведь в начале мая 1945 года командир 217-го Гвардейского стрелкового полка Андрей Никулин представил Фёдора Сигаева к званию Героя Советского Союза. 22 мая командир 80-й гвардейской стрелковой дивизии Василий Чижов поддержал это представление.
Орден и медаль - за Вену
Однако врио командира 20-го гвардейского корпуса, гвардии генерал-майор Михаил Забелин почему-то не согласился с этими мнениями и 18 июня вынес резолюцию: «достоин правительственной награды - ордена Отечественной войны I степени». А подвиг, совершенный Фёдором Сигаевым почти ровно 76 лет назад - 11-12 апреля 1945 года, - был достоин того, чтобы его отметили высшей степенью отличия СССР.
Об этом прямо сказано в представлении к награде: «за проявленный героизм, умение командовать в тылу противника по удержанию важного моста тов. Сигаев достоин награждения орденом Ленина с присвоением звания Героя Советского Союза». На самом деле «важный шоссейный мост через Дунай» - это Имперский мост (Райхсбрюке). В апреле 1945 года тяжелые бои развернулись за переправы через Дунай. Немцы взорвали все мосты, оставив только один - Имперский, заминировав его на случай отступления. Райхсбрюке было необходимо во что бы то ни стало сохранить, иначе советским войскам пришлось с боем форсировать переправу. В этих условиях было решено высадить десант в районе моста силами Дунайской флотилии. В этот десант выделена часть роты первого стрелкового батальона 217-го стрелкового полка 80-й гвардейской стрелковой дивизии численностью 103 человека. В десантно-штурмовую группу включили и бронебойщика Фёдора Сигаева. Десант высадили в 50 метрах ниже моста. Группой командовал комбат 217-го гвардейского стрелкового полка Евген (Еген, Гегим) Пилосьян, единственный воин из этой десантной группы награжденный Золотой Звездой Героя. По сообщению Совинформбюро от 11 апреля 1945 года, к Имперскому мосту в Вене с бронекатеров Дунайской флотилии под неистовым вражеским огнем высадили десант из 103 человек, и мост был захвачен при поддержке ракетных бронекатеров. В течение полутора суток десантная группа, в том числе и наш земляк Фёдор Сигаев, теряя бойцов, удерживала мост, несмотря на яростные контратаки врага. К утру 13 апреля к ним пробилось подкрепление, и «после выхода к Имперскому мосту 80-й гвардейской стрелковой дивизии сопротивление гарнизона Вены сломлено». Бои за Райхсбрюке стали решающими во всем сражении за столицу Австрии. И вскоре гимнастерку Фёдора Сигаева, прошедшего через самое пекло войны, украсила медаль «За взятие Вены».
Война, великая и проклятая, не отпускала Фёдора Глебовича и в мирное время, особенно в преклонном возрасте. Он видел ее в бреду - как рядом падали, как подкошенные, его боевые друзья, как брали и удерживали с потерями тот самый Имперский мост в Вене. Фёдор Сигаев воевал и жил по совести. По велению сердца.
Внучка Фёдора Сигаева - Татьяна Сигаева:
- Мы благодарны ОНФ и лично Баясхалану Дабаину за помощь в увековечении памяти нашего дедушки. Для нас это очень знаковое событие. Мы рады, что его подвиг и имя будут знать и помнить жители нашего города.