ХОРИНСКИЙ РАЙОН
Делегация школьников и их руководителей из Саха-Якутии посетила Хоринский район с краеведческой экспедицией.
Они приехали из далекого села Хоро (произносится с ударением на втором слоге, находится на берегу реки Вилюй в Верхневилюйском улусе (районе), в 700 км от г. Якутск), чтобы установить родовые и исторические связи с представителями хори-бурят, с которыми предки якутских хорИнцев, по их мнению, имеют общие корни. Понятно, что все встречи прошли с соблюдением мер санитарной безопасности.
ЯКУТСКИЕ ХОРО
На вопросы корреспондента газеты «Удинская новь» о целях этой поездки и впечатлениях ответила гостья из якутского села Хоро Мария Васильевна Бестинова.
- Летописи утверждают, что хори-буряты в V веке отделились от Монголии и откочевали на север. Большая их часть осталась в Забайкалье, а часть ушла дальше на север, в Якутию. Мы - хорИнцы (с ударением на букве И) считаем себя потомками этой ветви. У якутских хоро три родоначальника, главный - старик Хоро, который всегда изображается верхом на быке. Вашим покровителем является белый лебедь, а покровителем хоро - белый ворон, - рассказала Мария Васильевна. - В Саха-Якутии сегодня пять населенных пунктов с названием Хоро, еще несколько сел в разные годы сменили свои названия, перестали называться Хоро.
Наш ХорИнский наслег (сельское поселение) получил печать и стал отдельным обществом (самостоятельной административной единицей) 250 лет назад.
При ХорИнской школе в 2007 году создан краеведческий лагерь «Ыллык», в котором школьники занимались исследовательской работой, изучали историю родного наслега (села), а потом выступали с докладами на научно-исследовательских конференциях, например, «Шаг в будущее». В конце каждого сезона школьники с учителями обязательно отправлялись в поход или поездку, потом стали проводить экспедиции. Так провели экспедицию в Усть-Алданский улус, в Сунтарский улус. По преданиям, хорИнцы бежали от притеснений якутов из Алдана до Сунтара, по пути оставляли больных, слабых сородичей. Наш улус расположен как раз на этом пути, то есть мы — потомки этих ослабевших хоро (хорИнцев), которые долго платили дань в Сунтар и возили её именно на быках. Сегодня хоро проживают и в Олёкминском улусе. В экспедициях мы собирали материалы о наших предках. В 2010 году мы выиграли грант в 50 тысяч рублей и на эти деньги, а также при финансовой помощи родителей наших учеников, отправились на «Метеоре» по реке Лена. А потом стали мечтать о поездке в Бурятию, где живут хори-буряты. Мы долго искали деньги на эту поездку. В этом году выпускник нашей школы, а теперь начальник районного управления образования С.О. Борбуев подарил нам эту поездку. В составе нашей делегации - учащиеся 9 класса ХорИнской средней школы со своим классным руководителем, директор школы, учителя. Руководит делегацией Спиридон Олегович Борбуев, сам по национальности хорИнец. Нам очень понравилась ваша школа искусств, такие талантливые дети, очень понравился национальный инструмент иочин - как он мелодично звучит.
ЭТНИЧЕСКИЕ ХОРИНЦЫ
Несколько вопросов мы задали руководителю делегации Спиридону Олеговичу Борбуеву.
- Я сам окончил ХорИнскую школу в 2002 году, работал ее директором, теперь - начальник районного управления образования. Несколько раз мне уже приходилось бывать в Бурятии, но, в основном, в Улан-Удэ. Очень хотелось побывать именно в районе, в глубинке. Ведь у улу-хоро и хори-бурят одни корни, - рассказал он.
В Верхневилюйском улусе (районе) 21 село, 25 школ, население - 22 тысячи человек. Расстояния между селами очень большие, во многие населенные пункты можно только самолетом долететь. Но интернет везде есть хороший, поэтому проблем со связью нет. В районном центре у нас тоже есть Детская школа искусств, и в нескольких селах работают её филиалы. В Хоро как раз есть филиал ДШИ, и там дети тоже учатся играть на национальных музыкальных инструментах. В селе Хоро компактно проживают хорИнцы, здесь и находится ХорИнская средняя общеобразовательная школа, в которой обучается 200 детей. В нашей школе большое внимание уделяется краеведческой работе. И я всегда поддерживал учителей в их начинаниях. Мария Васильевна Бестинова и Евдокия Николаевна Бабаранова более 10 лет занимались исследовательской работой по истории хорИнцев, проживающих в Якутии. В этом году они вышли на заслуженный отдых после 40 лет работы в школе. И эта поездка - своеобразный подарок им за преданность профессии и истории края. Они долго не могли найти денег на организацию этой поездки в Бурятию, видимо, не все в Якутии понимают стремление этнических хорИнцев к изучению своих корней.
МНОГО ОБЩЕГО
- Природа в Бурятии совсем другая, отличается от Саха-Якутии, но когда мы ночевали в Хоринске, именно ночью почувствовали свободный дух, почти как у себя дома. Национальная одежда хорИнцев Саха-Якутии, конечно, приспособлена к суровому климату и отличается от одежды хори-бурят. Но узоры, орнаменты, которыми украшены бурятские костюмы, имеют много совпадений с нашими. А деревянные скамейки со спинками (диванчики), которые мы увидели в Хоринской школе искусств - один к одному похожи на те, что делают у нас, - продолжил свой рассказ Спиридон Олегович.
Мы рассказали, что, согласно бурятским легендам, хори-буряты произошли от Хоридой-мэргэна, женившегося на прекрасной Лебеди и ставшего отцом 11 сыновей - родоначальников 11 хоринских родов.
- Видимо, двенадцатый сын Хоридоя потерялся и ушел на север, стал нашим предком, - пошутил Спиридон Олегович.