Общество 19 ноя 2021 566

​ХорИнцы у хоринцев. У хори-бурят и якутских хоро — общие родовые корни

© фото: газета «Удинская новь»

 ХОРИНСКИЙ РАЙОН

Делегация школьников и их руко­водителей из Саха-Якутии посетила Хоринский район с краеведческой экспедицией.

Они приехали из далекого села Хоро (произносится с ударением на втором слоге, находится на берегу реки Вилюй в Верхневилюйском улусе (районе), в 700 км от г. Якутск), что­бы установить родовые и исторические связи с представителями хори-бурят, с которыми предки якутских хорИнцев, по их мнению, имеют общие корни. По­нятно, что все встречи прошли с соблю­дением мер санитарной безопасности.

ЯКУТСКИЕ ХОРО

На вопросы корреспондента газеты «Удинская новь» о целях этой поездки и впечатлениях ответила гостья из якут­ского села Хоро Мария Васильевна Бе­стинова.

- Летописи утверждают, что хори-бу­ряты в V веке отделились от Монголии и откочевали на север. Большая их часть осталась в Забайкалье, а часть ушла дальше на север, в Якутию. Мы - хорИн­цы (с ударением на букве И) считаем себя потомками этой ветви. У якутских хоро три родоначальника, главный - ста­рик Хоро, который всегда изображается верхом на быке. Вашим покровителем является белый лебедь, а покровителем хоро - белый ворон, - рассказала Мария Васильевна. - В Саха-Якутии сегодня пять населенных пунктов с названием Хоро, еще несколько сел в разные годы сменили свои названия, перестали на­зываться Хоро.

Наш ХорИнский наслег (сельское поселение) получил печать и стал от­дельным обществом (самостоятельной административной единицей) 250 лет назад.

При ХорИнской школе в 2007 году создан краеведческий лагерь «Ыллык», в котором школьники занимались ис­следовательской работой, изучали историю родного наслега (села), а по­том выступали с докладами на научно-исследовательских конференциях, например, «Шаг в будущее». В конце каждо­го сезона школьники с учителями обяза­тельно отправлялись в поход или поезд­ку, потом стали проводить экспедиции. Так провели экспедицию в Усть-Алдан­ский улус, в Сунтарский улус. По преда­ниям, хорИнцы бежали от притеснений якутов из Алдана до Сунтара, по пути оставляли больных, слабых сородичей. Наш улус расположен как раз на этом пути, то есть мы — потомки этих осла­бевших хоро (хорИнцев), которые долго платили дань в Сунтар и возили её имен­но на быках. Сегодня хоро проживают и в Олёкминском улусе. В экспедициях мы собирали материалы о наших предках. В 2010 году мы выиграли грант в 50 ты­сяч рублей и на эти деньги, а также при финансовой помощи родителей наших учеников, отправились на «Метеоре» по реке Лена. А потом стали мечтать о поездке в Бурятию, где живут хори-бу­ряты. Мы долго искали деньги на эту поездку. В этом году выпускник нашей школы, а теперь начальник районного управления образования С.О. Борбу­ев подарил нам эту поездку. В составе нашей делегации - учащиеся 9 класса ХорИнской средней школы со своим классным руководителем, директор школы, учителя. Руководит делегацией Спиридон Олегович Борбуев, сам по на­циональности хорИнец. Нам очень по­нравилась ваша школа искусств, такие талантливые дети, очень понравился национальный инструмент иочин - как он мелодично звучит.

ЭТНИЧЕСКИЕ ХОРИНЦЫ

Несколько вопросов мы задали ру­ководителю делегации Спиридону Оле­говичу Борбуеву.

- Я сам окончил ХорИнскую школу в 2002 году, работал ее директором, теперь - начальник районного управ­ления образования. Несколько раз мне уже приходилось бывать в Бурятии, но, в основном, в Улан-Удэ. Очень хотелось побывать именно в районе, в глубинке. Ведь у улу-хоро и хори-бурят одни кор­ни, - рассказал он.

В Верхневилюйском улусе (районе) 21 село, 25 школ, население - 22 тысячи че­ловек. Расстояния между селами очень большие, во многие населенные пункты можно только самолетом долететь. Но интернет везде есть хороший, поэто­му проблем со связью нет. В районном центре у нас тоже есть Детская школа искусств, и в нескольких селах работают её филиалы. В Хоро как раз есть филиал ДШИ, и там дети тоже учатся играть на национальных музыкальных инструмен­тах. В селе Хоро компактно проживают хорИнцы, здесь и находится ХорИнская средняя общеобразовательная школа, в которой обучается 200 детей. В нашей школе большое внимание уделяется краеведческой работе. И я всегда под­держивал учителей в их начинаниях. Мария Васильевна Бестинова и Евдокия Николаевна Бабаранова более 10 лет за­нимались исследовательской работой по истории хорИнцев, проживающих в Якутии. В этом году они вышли на за­служенный отдых после 40 лет работы в школе. И эта поездка - своеобразный подарок им за преданность профессии и истории края. Они долго не могли най­ти денег на организацию этой поездки в Бурятию, видимо, не все в Якутии пони­мают стремление этнических хорИнцев к изучению своих корней.

МНОГО ОБЩЕГО

- Природа в Бурятии совсем другая, отличается от Саха-Якутии, но когда мы ночевали в Хоринске, именно ночью почувствовали свободный дух, почти как у себя дома. Национальная одежда хорИнцев Саха-Якутии, конечно, при­способлена к суровому климату и отли­чается от одежды хори-бурят. Но узоры, орнаменты, которыми украшены бурят­ские костюмы, имеют много совпаде­ний с нашими. А деревянные скамейки со спинками (диванчики), которые мы увидели в Хоринской школе искусств - один к одному похожи на те, что делают у нас, - продолжил свой рассказ Спири­дон Олегович.

Мы рассказали, что, согласно бу­рятским легендам, хори-буряты прои­зошли от Хоридой-мэргэна, женивше­гося на прекрасной Лебеди и ставшего отцом 11 сыновей - родоначальников 11 хоринских родов.

- Видимо, двенадцатый сын Хоридоя потерялся и ушел на север, стал нашим предком, - пошутил Спиридон Олего­вич.

Автор: Лидия СТРЕКАЛОВСКАЯ

Фото: газета «Удинская новь»

Читайте также