Общество 29 июн 2022 5218

Иркутские буряты: разворот на Иркутск

Обзор бурятских анклавов накануне «Алтарганы»

© фото: Александр Махачкеев

Недавно побывал на родине, в Алари. Этот блиц-визит ещё раз подтвердил факт ментального и миграционного разворота местных бурят на Иркутск.

Этот процесс наблюдается уже не первый год, и сегодня он набрал полную силу.   И в этом нет ничего нового. До создания БурАССР, до революции 1917 года именно Иркутск служил центром притяжения иркутских бурят. Здесь у губернатора решались политические вопросы - выборы в Степные думы, на базаре - торговые дела, а в гимназиях и училищах учились дети и молодёжь. Стояли богатые усадьбы и дома купцов и заводчиков Зандана Ханхасаева, Михайлова, тайши Пирожкова, Ертагая Ертаханова  и других. Один из двухэтажных особняков Михаила Бичиханова до сих пор украшает столицу Приангарья. Эта копия парижского Тюильри стоит на ул. Степана Разина, 11 (1907 г., объект культурного наследия регионального значения). Это единственный на сегодня исторический объект в Иркутске из наследия бурятских купцов.

Сохранились ли другие дома в столице Приангарья, неизвестно. Никто этим вопросом специально не занимался, к тому же, не было «туземного» квартала, где бы отдельно жили, работали и учились буряты. Но исторически Иркутск был хорошо освоенным бурятами городом. В Верхнеудинске, напротив, бурят почти не было. По свидетельству краеведа Михаила Танского, одна юрта стояла в районе Батарейки, а ещё две на Нижней Берёзовке - Дивизке.

Однако, после создания БурАССР поток мигрантов устремился в Улан-Удэ. Как писал Л.В. Минерт: «Если до революции Верхнеудинск был русским городом на земле Бурятии, то в годы Советской власти в нем наряду с русской социалистической культурой и в гармоничном единстве с ней все более расцветает социалистическая культура бурятского народа. Город стал базой осуществления культурной революции на всей территории республики. Если в годы образования республики в Верхнеудинске проживало только 28 бурят (0,13 %), то к концу 30-х годов буряты составляют уже около 10 % его населения. И в дальнейшем доля бурят в национальном составе населения города неуклонно возрастает».  

Идея создания национальной автономии, строительства столицы бурятского мира влекла иркутских бурят вплоть до крушения СССР и по инерции продолжалась в 90-е. Как сказал зампред Правительства Бурятии Вячеслав Цыбикжапов  на юбилее округа в Усть-Орде: «Спасибо этой земле за тех её сыновей и дочерей, которые строили нашу республику, нашу Бурятию!».

Уже к концу 90-х маятник качнулся в обратную сторону, поскольку  идея нацстроительства потеряла актуальность. А с приходом капитализма нужно было элементарно выживать и это усилило процессы миграции и глобализации. Хотя даже в начале 60-х годов иркутские буряты массово выезжали не только в Бурятию, но и в Агу, а в 70-е их общины возникли в Якутии и Магадане.

В чём же современные причины традиционной высокой мобильности иркутских бурят? Сегодня в шести районах Усть-Орды сосредоточено 50 % поголовья скота области, а всего в регионе 24 сельскохозяйственных района. Округ даёт 30 % зерна, мяса и молока. Ещё 30 % сельхозпродукции даёт один Белореченский агрохолдинг, поглотивший множество хозяйств.

Продолжается процесс консолидации и приватизации земель крупными фермерами и агрохолдингами. Интенсификация производства ведет к вытеснению ЛПХ, а исключение населения из производственного процесса, в свою очередь, ведёт к её оттоку в города. Особенно молодёжи. В той же Алари в 2000 году было 26493 человека, а в 2018 году - уже 20330.

Сегодня левобережные (по отношению к Ангаре) буряты (Аларь, Нукуты, Китой) селятся в Иркутске в основном в микрорайоне Новоленино. Здесь квартиры дешевле, чем в центре и удобнее ездить домой в деревню. Соответственно, правобережные буряты (Эхирит, Баяндай, Бохан, Оса и др.) покупают квартиры в ближней к себе стороне. В той же стороне, в Хомутово, Оёке и других предместьях, покупают дома буряты из Забайкальского края и Бурятии (чаще дома, а не квартиры).

В некоторых классах городских школ учится до десяти бурят, а это достаточно много для Иркутска. Сегодня в Приангарье 78 % населения живёт в городах (в Бурятии 59 %), и процесс урбанизации ещё продолжается.  Это и хорошо (для повышения качества жизни), и плохо (для сохранения национальной идентичности), но, так оно и есть.

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Александр Махачкеев