Общество 19 авг 2022 2339

«Крымский» бурят»: строитель-курумканец строит свою судьбу вдали от родины и помогает бойцам-землякам

На днях в одном из пабликов наткнулся на информацию о земляке, который почти два десятилетия живет за пределами нашей республики. Сегодня он проживает и трудится в Севастополе, где успешно занимается строительством. А еще от чистого сердца творит добро: в местном госпитале навещает раненых бойцов из Бурятии, пишет Баясхалан Дабаин на страницах «Бурятии».

Захотелось побольше узнать об Эдуарде Дашиеве. Связался с ним по телефону, и он согласился ответить на мои вопросы.

«Аргада - моя колыбель»

- Мой отец - Валерий Дашиев. Мой род по отцу - Шубтхей шоно, это второй род из семи волков. Мама - Баярма. По линии матери род - Онгор галзууд. По отцовской линии мой дед Надмит-Цырен всю жизнь работал плотником, много строил. Наверное, я в него пошел. Прадед Даши был хозяйственником. Говорят, во времена революции он передал семь волов Харамодунскому колхозу. Раньше наши предки-аргадинцы жили в местности Харамодун. Это уже потом, в Советском Союзе, Аргада разрослась, и многие переехали жить туда. Бабушка Лиза, мать отца, родом из Хилганы Баргузинского района. Дед с бабушкой были сиротами и по окончании семи классов учились по программе Сталина, насколько знаю, в селе Турка Прибайкальского района в местном техникуме. Дед - на столяра, бабушка - не знаю на кого. Они воспитали восемь детей. По материнской линии моя бабушка Пуржима - ветеран тыла. Я и мои родные два брата и сестра выросли у нее: родители поднимали колхоз, а мы жили с бабушкой. В основном она нас воспитывала. Из ближайших родственников родной дядя бабушки по матери, дедушка Бальжир, воевал под Сталинградом. Мне было лет семь, когда его не стало. Помню, что он рассказывал про войну только то, что когда немцы атаковали, небо становилось серым от пуль и снарядов. Дедушка Бальжир был ранен.

- На вашей малая родине в селе Аргада бывал. Это удивительно красивое, благодатное место.

- Аргада - минии тоонто, то есть место, где я родился. Кстати, я - последний, кто появился на свет в аргадинском роддоме. Перед моим рождением в 1984 году его закрыли и маму не успели увезти в райцентр - по дороге начались роды и ее привезли в наш роддом, где я родился под присмотром акушерок. Я прожил в Аргаде до 17 лет. В крайний раз в родной деревне был в 2017 году, когда перевезли в Улан-Удэ отцовский дом.

«В строительстве я - самоучка»

- Расскажите о школьных годах. Как учились, увлекались ли спортом, кем мечтали стать? Кого из учителей вспоминаете теплыми словами?

- В школе учился хорошо. Любимыми предметами были математика, рисование и черчение. Был в числе отличников. Немного занимался борьбой, так как это была единственная в селе спортивная секция. С детства люблю шахматы, до сих пор играю. Очень уважаю моего классного руководителя Лубсана Гомбоевича Очирова. Моим любимым педагогом была учительница алгебры и геометрии Долгор Величкеевна Дампилон, мудрая женщина, которая умела доводить до ученика предмет. Помню, она объясняла на бурятском языке про буквы Х и Y: «Хонин үнеэн хоëроо - не путайте!». Когда весь класс решал два варианта контрольной работы, я выполнял третий, потому что давал всем списывать. У меня была детская мечта - стать военным. Любил всё военное - форму, фильмы, историю. В романе «Жестокий век» в большей степени читал про стратегию войны, перечитал несколько раз.

- После школы вы жили в Забайкалье, в Чите. Как оказались там? Где работали?

- Читу люблю. Со студенческих лет много друзей оттуда. Народ там хороший. Говорят, Чита - криминальный город, но я за 15 лет там ничего этого не видел. В город приехал абитуриентом, поступил в медицинскую академию, но ушёл с четвертого курса: не по душе мне медицина. Поэтому с 2007 года ушёл в строительство. В этой сфере я - самоучка: начинал с самых низов. Работал в сфере торговли (продукты питания). Начал трудовую деятельность грузчиком, когда еще учился в академии, а уволился оттуда с должности директора супермаркета.

- Известно, что вы из Читы переехали в Краснодар?

- В Забайкалье с 2010 года я занимался реконструкцией складов ГСМ пограничной службы ФСБ Забайкальского края. За четыре года объездил всю границу Забайкалья с Китаем - все 1700 километров. Но в 2014 году грянул кризис. Тогда в Чите заказы на госконтрактах заметно сократились. То есть причина переезда банальная - работа. В конце 2015 года переехал в Краснодар один, через полгода перевёз туда семью. У нас с супругой двое детей (сыну 16 лет, дочери - восемь). В сентябре ждем пополнение - сына. Моя супруга Эржэна - врач-терапевт военного госпиталя. Два года прожили в Краснодаре.

 - Почему решили переехать в Севастополь? Где работаете? Общаетесь ли с нашими земляками?

 - В 2017 году в первый раз приехал в Крым с семьей. Нам понравился климат, и мы практически сразу решили перебраться поближе к морю. В Севастополе нам нравится. Занимаюсь строительством малоэтажных домов. Строим под ключ с отделкой. У нас есть бурятское землячество. Встречаемся раз в полгода, это точно. Здесь нас около 200 семей из Бурятии, Читы и Иркутска

- На самом ли деле в мегаполисах больше возможностей для самореализации?
- В наше время интернет помогает реализоваться даже в деревне. Большие города просто дают возможность познакомиться с такими же, как и ты, или с нужными людьми - чаще, чем в провинции. Опять же, все зависит от человека. Чтобы стать успешным, нужно сначала в своей голове стать тем, кем ты хочешь быть, и выстроить чёткий план. А всё остальное само приходит.

- Готовите ли вдали от родины бурятские блюда? Или ходите в Севастополе в кафе, где готовят буузы?

- Дома, само собой, готовим шүлэн, бухлёор, боовы, буузы. Это и удовольствие приносит. И в кафе ходим, и буузы у наших земляков заказываем: времени иногда не хватает на готовку.

- Какие уроки усвоили за годы жизни, находясь далеко за пределами Бурятии?

- Надеяться только на себя.

- Что посоветуете молодым людям, стремящимся уехать в другой регион в поисках лучшей доли?

- Быть честным, смелым и просто быть человеком. Не порочить нацию, хотя наши земляки на чужбине проявляют себя с лучшей стороны.

- Возникают ли мысли вернуться в Бурятию?

- Конечно. На старости лет хочу вернуться в родную деревню.

У бойцов-земляков

- Как пришла к вам идея о помощи нашим раненым бойцам? Что вы для них делаете?

- Моя задача - обеспечить бойцов связью, чтобы они могли общаться с родными. С появлением интернета стало проще переводить деньги, покупать что угодно и организовать доставку купленного. Занимаюсь шопингом: раненому надо купить, например, вещи. Ведь после ранения медики просто режут и выбрасывают носильные вещи: это даёт больше времени для оказания медпомощи - зачастую секунды имеют значение. Я пишу посты по сбору средств по Бурятии - в свою группу в телеграм, или же сами бойцы через родственников перечисляют мне деньги, а я лишь покупаю и передаю им в госпитале. Стараюсь каждого раненного бойца угостить буузами. У нас в Севастополе Татьяна из Хоринска и Иван из Джиды делают и продают бузы, в основном, у них заказываю. Они всегда привозят буузы свежими и горячими. Но бывает, что буузы остывают. Я не успеваю до каждого добежать вовремя: территория госпиталя большая. Иногда на посещение уходит до семи часов.

- Помогают ди вам в этом патриотическом начинании в вашем городе другие наши земляки?

- Конечно. Но хочется, чтобы в нашем волонтёрском движении участвовало больше людей. Понимаю, что у людей бывают разные жизненные ситуации, и поэтому осуждать кого-то я не в праве. Это выбор каждого.

- Что вам запомнилось из общения с бойцами? Какие мысли возникают после встреч с ними?

- В первое время ребятам очень хочется выговориться: наши беседы в госпитале - это своего рода эмоциональная разгрузка. Я как будто живу в воинской части, знаю, кто и в каком направлении и как воюет. Но говорить об этом не имею права. Никому. Иногда узнаю о судьбе погибшего боевого товарища моего собеседника, а через некоторое время мать того паренька мне пишет и спрашивает о сыне. А я-то знаю, что он погиб, но как об этом ей сказать?! Поэтому отвечаю всегда одинаково, мол, обращайтесь в часть, у меня информации нет. А мысли после встреч с военнослужащими возникают только одни: чтобы все возвращались домой живыми и невредимыми.

- Эдуард, спасибо вам за беседу. Успехов вам!

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: предоставлено Эдуардом Дашиевым

Читайте также