Экономика 18 мая 2016 2664

​Байкальский омуль спасет аквакультура - Виталий Молоков

На федеральном уровне прорабатывается вопрос о полном запрете промышленного лова омуля именно на Байкале. Сроки рассматриваются разные - от трех до пяти лет, что даст омулю возможность для вос­производства и восстановления запасов популяции в есте­ственных условиях. Но если «закроют» Байкал, в первую очередь пострадают промышленники. Потому так важна сегодня активизация работы по развитию аквакультуры.

По мнению руководителя Ангаро-Байкальского тер­риториального управления Росрыболовства Виталия Мо­локова, если защитить нере­стовый омуль, значительно уменьшить число браконьеров, особенно в период захода омуля в Селенгу - а эту работу надо вести совместно с общественностью, с большой до­лей вероятности можно ожи­дать увеличения численности популяции данного вида. Тог­да мы сможем отсрочить как минимум на год вопрос запре­та. Пока же ситуация остается на прежнем уровне…

О защите и сохранности водных биоресурсов шла речь на коллегии Федерального агентства по рыбоводству в Москве. В ее работе принял участие и Виталий Молоков. О том, как будет построена работа его управления в со­временных условиях, он рас­сказал нашим читателям.

Омуля становится меньше

Аквакультура, или, дру­гими словами, разведение и выращивание водных ор­ганизмов в естественных и искусственных водоемах, се­годня одна из актуальных проблем.

Проблема снижения по­пуляции рыб, прежде всего в водоемах Бурятии, уже не первый год будируется как учеными, так и обществен­ностью. Ежегодно на нерест заходит крайне низкое количество омуля, в связи с этим в Селенге снижается уровень его естественного воспроиз­водства. Эти данные пред­ставлены научной организа­цией ФГБНУ «Госрыбцентр», подведомственной Федераль­ному агентству по рыболов­ству.

Не справляется с воспро­изводством омуля и Боль­шереченский завод, объемы выпускаемой рыбоводной продукции, которую он вос­производит, недостаточны. К тому же предприятие выпускает в Байкал личинки, тогда как наиболее эффекти­вен выпуск молоди, которая более жизнеспособна. Для того, чтобы завод мог вы­ращивать больше молоди, необходимы реконструкция и ремонт рыбоводных вы­ростных озер-питомников и прудов. Соответственно, жизненно необходимо до­финансирование завода. Это можно сделать в рамках фе­деральной целевой програм­мы по охране озера Байкал, о чем сейчас готовится письмо в Федеральное агентство по рыболовству.

Обеспечивать порядок на водоемах будет частник

Как считает Виталий Молоков, в Бурятии пер­спективным направлением развития аквакультуры является товарная аквакуль­тура, которая будет способ­ствовать развитию малого и среднего бизнеса в рыбо­водстве. Производственные процессы при осуществле­нии товарной аквакультуры (рыбоводства) состоят из закупа рыбопосадочного ма­териала - молоди, личинок, икры, выращивания и реали­зации объектов аквакульту­ры потребителю.

Местом осуществления аквакультуры для предпри­нимателей станут рыбовод­ные участки, которые будут предоставляться в республи­ке по результатам аукционов. Всего в Бурятии их будет око­ло 14. Участки формирова­лись на основании ранее по­данных гражданами заявок с учетом специфики водного объекта: глубины, течения, глубины промерзания, кото­рые влияют на разведение рыбы.

Победивший по результа­там аукциона предпринима­тель - а сейчас идет активный прием заявок - закрепляет по договору за собой рыбовод­ный участок в аренду, на ко­тором он может заниматься разведением рыбы.

Причем каждый из них обязан обеспечить порядок в границах своих рыбоводных участков. Что это значит? В первую очередь, это поможет не допускать на нем брако­ньерства, использования незаконных орудий лова.

Но как это сделать, избе­жав конфликтных ситуаций, поскольку браконьеры за­частую бывают вооружены, законодатель не уточнил. В законе об аквакультуре лишь прописано: «в порядке, установленном законодатель­ством».

Что же касается любитель­ской и спортивной рыбалки, это – конституционное право граждан, которое пресекать никто не может. В том числе и нахождение в береговой поло­се общего пользования, кото­рая составляет 20 метров во­дного объекта, - оно доступно для любого человека.

Виталий Молоков пояс­нил: если кто-то вторгнется на чей-либо рыбопромысло­вый участок просто посидеть с удочкой, прогнать его никто не имеет права, за исключени­ем рыбоводных участков, где необходимо согласие пользо­вателя этим участком.

Преимуществ нет, но оборудование быть должно

Отметим, крупные рыбо­добывающие и рыбоперера­батывающие предприятия в проведении конкурсов на право заключения договора о предоставлении в пользо­вание рыбопромыслового участка преимуществом поль­зоваться не будут. Это откры­тые аукционы, и выигрывает тот, кто предложит государ­ству за рыбопромысловый участок большую сумму.

Впрочем, при подведении итогов все же будет оцени­ваться имеющееся имущество у заявителя. К примеру, обяза­тельно должно быть наличие холодильного оборудования, поскольку по правилам рыб­ная продукция должна быть практически сразу же подвер­жена моментальной шоковой заморозке. Сейчас в этом во­просе творится настоящий хаос. Даже те промышленни­ки, которые имеют законные квоты на добычу рыбы, порой не имеют холодильников, а это априори нарушение пра­вил ветеринарии.

Между тем, в настоящий момент в Бурятии промыш­ленное рыболовство осущест­вляют около 25 предприятий. Рыбопереработкой занима­ются, по официальным дан­ным, около 20 предприятий. Однако, по словам Виталия Молокова, реально их чуть бо­лее 70.

- Сегодня территориаль­ное управление совместно с полицией ведет работу по вы­воду их из тени. Те, кто жела­ют работать в правовом поле, легко могут исправить ситу­ацию, - отметил глава ведомства.

Намыл золото - выпусти мальков

Не меньшую тревогу вы­зывает деятельность различ­ных организаций, которые в той или иной степени наносят ущерб биоресурсам, «убива­ют» водоемы. Это предпри­ятия золотодобывающей про­мышленности, сюда нужно отнести добычу гравия или даже строительство на берегу того же водоема. По законо­дательству предприятие обя­зано компенсировать нане­сенный ущерб. Согласно ст. 50 ФЗ «О рыбоводстве» каждое из них обязано компенсиро­вать ущерб путем искусствен­ного воспроизводства, проще говоря, выпустить мальков. Это касается любого водоема, будь то таежная речка или озеро Байкал. И это направ­ление Федеральное агентство по рыбоводству сегодня ста­вит перед собой как приори­тет в своей работе.

Причем, если хозяйству­ющий субъект не сможет сам выполнить работу по выпуску мальков, он в рамках подряда может использовать сторон­ние организации, занимаю­щиеся аквакультурой.

К сожалению, сегодня приходится констатировать: антропогенный пласт, ока­зывающий отрицательное влияние на среду обитания водных биоресурсов, очень большой, в основном здесь присутствует человеческий фактор. Если брать общую цифру, в республике более тысячи предприятий, нанося­щих ущерб водным биоресур­сам. Ситуацию здесь, считает Виталий Молоков, необходи­мо исправлять.

«Вопрос национальной безопасности»

Отдельный разговор шел на коллегии в Москве о ра­боте рыбоохраны, учитывая, что часть ее функциональ­ных обязанностей перейдет к владельцам рыбопромысло­вых участков по наведению порядка на закрепленных за ними водных объектов.

Впрочем, работы хватит всем. Рыбопромысловые участки не охватят все водо­емы региона. К тому же в обя­занности рыбоохраны войдет контроль за законными поль­зователями участков водоема и пресечение браконьерства. В этом направлении работа активизировалась, идет под­готовка к осеннему нересту на Байкале.

- Имея опыт работы в про­куратуре, прекрасно вижу схему взаимодействия с ор­ганами государственного контроля, - говорит Виталий Молоков. – Будем наводить порядок не только на водных объектах, но и пресекать реа­лизацию незаконно добытого водного биоресурса, в первую очередь, омуля.

Сегодня у частника, торгу­ющего вдоль дороги, свобод­но можно купить 100 кг ому­левой икры – это катастрофа. По планам территориального управления, в рамках взаимо­действия с Правительством РБ органами контроля со вто­рого полугодия этого года начнутся проверки рынков, в ходе которых будут выявлять­ся факты на предмет закон­ности продаваемой рыбной продукции. Для проведения этих работ имеются все раз­решения.

- Главная задача - выявить того рыбопромышленника, который занимается незакон­ным ловом, пройти по всей це­почке, - считает Виталий Мо­локов. - Начнут именно с тех, кто торгует рыбопродукцией на трассах. Сделать это будет несложно, поскольку любая рыбная продукция должна иметь ветеринарные сопрово­дительные документы, при их отсутствии она автоматиче­ски признается незаконной и негодной, и подлежит утили­зации в соответствии с прави­лами ветеринарии.

Добавим, что основная от­ветственность ложится на того продавца, который реа­лизует продукцию. Кодексом об административных право­нарушениях предусмотрено соответствующее наказание за нарушение норм реализа­ции пищевой продукции. В случае если лицо, у которо­го он купил, не установлено, предусмотрена уголовная от­ветственность по ст. 256 «бра­коньерство».

Решается вопрос о дофина­сировании территориального управления из федерального бюджета по материально-тех­ническому обеспечению. Пла­нируется закуп аэролодок, по­скольку без них в весенний и поздний осенний периоды нет возможности передвигаться по Байкалу, в связи с чем осла­бевает режим охраны.

Также в управлении будет налажено взаимодействие с полицией, районными про­курорами, ФСБ. Ситуация, сложившаяся на Байкале, становится вопросом наци­ональной безопасности. Традиционное природопользова­ние, в первую очередь добыча омуля, под угрозой. Причем не только для промышленного лова, но любительского.

- Положение с браконьер­ством нужно поднимать на самый высокий уровень, - по­дытожил Виталий Молоков.

Большую надежду он воз­лагает на общественность. Именно помощь от населения сможет сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

- У нас есть телефон дове­рия, его можно узнать на сай­те управления. Как показы­вает практика, сообщения от людей помогают эффективно бороться с браконьерами. К тому же, взаимодействие с об­щественными организациями не допустит коррупциоген­ных факторов, в первую оче­редь со стороны госслужащих, - уверен Виталий Молоков.

СПРАВКА

Виталий Николаевич Молоков - выпускник Байкаль­ского государственного университета экономики и права, магистр юриспруденции. Работал более пяти лет помощ­ником Западно-Байкальского межрайонного (природоохранного) прокурора Иркутской области.

С 11 апреля 2016 года - руководи­тель Ангаро-Байкальского территориального управления.

Фото Германа Намжилова

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также