Экономика 26 мая 2016 1377

​В Бурятии введут полный запрет лова омуля

Вопрос о полном запрете лова байкальского омуля сроком на пять лет был поднят в правительстве Бурятии на совещании под председательством замминистра сельского хозяйства России – руководителя федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова. 

Это вынужденная мера

О ситуации, которая складывается с численностью популяции омуля в озере Байкал, наша газета недавно подробно рассказала в интервью с руководителем Ангаро-Байкальского территориального управления Виталием Молоковым. По данным Байкальского филиала ФГУП «Госрыбцентр», в 2008 году биомасса омуля в Байкале впервые опустилась ниже 20 тысяч тонн. Так, в 2012-2013 годах она составляла 15,4-15,8 тысячи тонн, а к 2016 году – до 15,1 тысячи тонн. Количество заходящих в реки рыб-производителей также продолжает снижаться: в 2015 году показатель составил 2,1 млн экземпляров, что существенно ниже среднемноголетних значений (4,3 млн экземпляров) и на уровне минимального значения, отмеченного в 2013 году (2,1 млн экземпляров).

Столь печальная статистика не могла остаться без внимания федерального правительства. Готовится законопроект о полном запрете лова байкальского омуля в самой акватории озера и в местах нереста. Запрет коснется не только промышленного лова, но и любительского, а также коренных малочисленных народов, для которых это практически основной вид традиционной хозяйственной деятельности. Напомним, в Бурятии промышленным ловом омуля занимаются 11 эвенкийских общин.

- Введение запрета - вынужденная мера, - отметил Илья Шестаков. - Другого выхода у нас сейчас нет. В советское время вводился запрет, который дал плоды. И сейчас наша основная задача – обсудить конкретные шаги, чтобы мы могли рыбакам и населению объяснить: это единственно верное решение, которое позволит сохранить байкальский омуль.

В ближайшее время введут ограниченный объем вылова омуля. В конце апреля 2016 года Байкальский филиал «Госрыбцентра» рассчитал рекомендуемый объём допустимого улова на 2017 год водных биологических ресурсов на Байкале. Вылов омуля предлагается сократить в 2017 году до 500 тонн в год вместо 1,5 тысячи тонн в 2016-м. В Бурятии квота на вылов омуля в 2017 году составит 435 тонн, а в Иркутской области – всего 60,5 тонны.

Окончательное решение по введению запрета будет принято, возможно, этой осенью, когда завершатся исследования по нересту омуля в 2016 году.

В то же время, как отметил Илья Шестаков, необходимо, чтобы органы государственной власти в Иркутске и Бурятии вместе проработали все вопросы, связанные с повышением мер по пресечению незаконной торговли и добычи байкальского омуля.

Квоты на добычу нерпы должны вырасти

Будет введен запрет или нет, но в любом случае рыбопромышленникам, готовым инвестировать в воспроизводство байкальского омуля, уже сейчас нужно готовиться к худшему варианту. Как предложил министр сельского хозяйства и продовольствия РБ Даба-Жалсан Чирипов, необходимо на пять лет (может быть и меньше) перепрофилировать свое производство.

- Конечно, запрет поставит под удар наших предпринимателей, - рассказал министр. - Но тут нельзя обойтись полумерами. А рыбопромышленники на определенный период могут заняться земледелием, животноводством…

На совещании также поднята тема повышения квот на добычу нерпы. В частности, отвечая на вопрос председателя ассоциации коренных малочисленных народов Надежды Будаевой, Илья Шестаков сказал, что нужно не только увеличивать объёмы квот на вылов нерпы. Науке надо просчитать оптимальный режим и количество нерпы для озера Байкал, которое обосновано.

Отметим, что популяция байкальской нерпы из года в год растет, и сегодня достигает 100 тысяч голов. А это значительно превышает её кормовую базу. Одно из решений сдерживания ростапопуляции нерпы - можно возобновить промышленный ее вылов, что позволит снизить отрицательное влияние нерп на численность байкальского омуля.

- Мы даже говорили о том, чтобы предусмотреть выделение средств из регионального бюджета для стимулирования мероприятий по данному направлению. Что ни говори, но все подтверждают: такое излишнее количество популяции нерпы вредит не только запасам Байкала по омулю, но, что самое страшное, может привести к последствиям, которые будут носить эпидемический характер, - отметил Илья Шестаков. 

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также