Власть 1 дек 2017 1311

​Власти Бурятии обозначили ряд проблем обеспечения жильём детей-сирот

В Комитете по социальной политике Народного Хура­ла Бурятии состоялся круглый стол на тему: «О ходе реализации федерального и республиканского законодательства в части обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильём». Госга­рантии жилищных прав детей-сирот установлены федеральным законом от 21.12.1996 и законом РБ от 11.10.2012. В связи со всту­плением в силу с 11.01.2013 Федерального закона «О внесении изменений» значительно расширилась ка­тегория детей-сирот, кото­рым нужно предоставлять жилые помещения за счёт средств федерального и ре­спубликанского бюджетов, сообщает газета «Бурятия».

На сегодняшний день оче­редь на получение жилья сиротами не уменьшается, а, наоборот, растёт. Как от­метил председатель коми­тета по социальной полити­ке НХ Александр Стопичев, проблема остаётся острой.

«Деньги отдаём, дети-си­роты через 5 лет остаются без жилья, квартиры не приобретаются, деньги рас­ходятся. Проанализировав все показатели, видим, в около 200 квартирах никто не проживает, уехали или квартиры находятся в запу­щенном состоянии. Финан­сирование на реализацию данной программы умень­шено. Если раньше выде­лялось 240 млн рублей, то в последние три года стало 200 млн. Проблема остаётся, поэтому нам нуж­но обсудить и выработать определённые решения по улучшению ситуации», - cка­зал Александр Стопичев.

В настоящее время в ре­спублике на учёте нуждаю­щихся в жилье состоит 6847 граждан из числа детей-си­рот. Из них 3 218 человек - в возрасте старше 18 лет.

«Сфера обеспечения жи­льём детей-сирот является самой острой и финансово ёмкой. Для обеспечения всех, кому исполнилось 18 лет, необходимо более 3 млрд рублей. Всего с 2013 по 2017 год в Бурятии обрели своё жильё 1218 де­тей-сирот, за счёт освобо­ждения жилья – 18, купили за денежные средства - 83 человека», - сообщила заме­ститель министра социаль­ной защиты населения РБ Эльвира Эрдынеева.

Что делать?

Практика показывает, что жильём обеспечива­ются граждане, достигшие зрелого возраста, старше 25 лет, уже создавшие свои семьи. Многих не устраи­вает существующая норма квадратных метров, и они отказываются от жилья. Некоторые даже предлага­ют использовать денежные средства в механизм льгот­ного ипотечного кредито­вания жилищных займов. Многие предлагают сокра­тить срок найма в целях улучшения жилищных ус­ловий. Но все эти действия не предусмотрены действу­ющими законами.

Есть среди получателей жилья и такие, которые ведут аморальный образ жизни, безработные, относящиеся к полученному жилью недобросовестно. Возникают проблемы в части управления жилищ­ными помещениями и экс­плуатации их гражданами в виде уклонения от оплаты жилищнокоммунальных услуг, несвоевременного заселения в предоставлен­ные квартиры, халатного отношения к жилью.

«Одной из острых про­блем, с которыми столкну­лись, – неуплата комму­нальных услуг. В настоящее время сумма задолжен­ности по жилому фонду превысила 7 млн рублей», - сообщила Эльвира Эрдыниева.

Руководитель группы подготовки производствен­но-технического отдела Управления капитального строительства РБ Олег Цы­дендамбаев также обозна­чил ряд причин, препятству­ющих строительству домов для сирот. Э то, в первую очередь, вопрос выделения земельного участка под строительство.

«Администрации муни­ципальных образований не выделяют землю, или вы­деленные земли не соответ­ствуют для строительства домов. Основная проблема приобретения жилых поме­щений для детей-сирот со­стоит в том, что минималь­ная площадь приобретения должна быть не менее 24 квадратных метров. Такую квартиру никто не проекти­рует и не строит. Если была бы норма в 31-32 квадрат­ных метров, то проблемы не было», - подчеркнул Олег Цыдендамбаев.

Участники круглого стола также озвучили проблемы сохранности жилья на пери­од нахождения детей-сирот в социальных учреждениях, недобросовестных отноше­ний приёмных родителей или опекунов к жилью, за­креплённому за детьми-си­ротами.

Для решения проблем плохого содержания вы­данного жилья, неуплаты платежей за коммунальные услуги, пьянства и амораль­ного поведения было пред­ложено приобретать сиротам квартиры на вторичном рынке. Это предложение поддержала уполномочен­ный по правам ребёнка Та­тьяна Вежевич.

«Жилье на вторичном рынке более качественное и с развитой инфраструкту­рой. И выделять надо соци­альные квартиры в много­квартирных домах, потому что сейчас опыт регионов есть, когда в новостройках по одной или две кварти­ре выделяется, и граждане не в такой резервации жи­вут, как у нас заселились в Улан-Удэ, и создание таких асоциальных резерваций в неблагополучном микро­районе - все проблемы бу­дут впереди. И сегодня зву­чало предложение: нужно рассмотреть вопрос о при­обретении жилых помеще­ний не менее 28 квадратных метров, как принято во многих регионах, у нас сегодня – 24», - отметила детский ом­будсмен.

Татьяна Вежевич так­же заострила внимание на отсутствие эффективной системы подготовки сирот-выпускников детских домов и средних профес­сиональных учреждений к самостоятельной жизни.

Подытоживая работу круглого стола, Александр Стопичев подчеркнул, что необходимо искать новые методы и подходы к реше­нию данных проблем.

«Я, все-таки, сторонник того, чтобы привлечь опе­кунов, попечителей к этой сегодняшней проблеме, чтобы они делились опы­том. Тогда эти проблемы ре­шались бы легче», - отметил он.

Анализируя реализацию федерального и республи­канского законодательства в части обеспечения де­тей-сирот и детей, остав­шихся без попечения ро­дителей, и лиц из их числа жильём, круглый стол пришёл к выводу, что дей­ствующее федеральное за­конодательство нуждается в существенном совершен­ствовании. Принят ряд ре­комендаций, в частности, Правительству Бурятии увеличить объём средств из республиканского бюджета, выделяемых на обеспече­ние детей-сирот жилыми помещениями, в том числе и на исполнение судебных решений.

Министерству социальной защиты на­селения РБ организовать индивидуальную информа­ционно-разъяснительную работу для нанимателей жилых помещений специ­ализированного жилищ­ного фонда, находящих­ся в трудной жизненной ситуации. Правительству Бурятии совместно с органами местного самоуправления муниципаль­ных районов и городских округов также рекомендован ряд предложений. Среди них – осуществление систематического контроля над использованием жи­лых помещений, собствен­никами которых являются дети-сироты, обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений, передача полномочий по наделению органов местно­го самоуправления отдель­ными государственными полномочиями по обеспе­чению жильём детей-сирот и другие.

Автор: Цырегма САМПИЛОВА