Блоги 20 мая 2024 4120

Китайцы в Бурятии

Ретроспективный взгляд на отношения со Срединной империей и непосредственное участие китайцев в жизни Бурятии

© фото: Из архива Татьяны Филипповны Гармаевой

Визит президента

Президент РФ Владимир Путин свой первый заграничный визит после инаугурации совершил в Китай. Аналогично, но только в Москву – приезжал председатель КНР Си Цзиньпин после своего избрания руководителем Поднебесной в 2023 году.  Это подчеркивает стремление обеих держав к взаимовыгодному сотрудничеству и созданию справедливого миропорядка.

Владимира Путина встречали красной ковровой дорожкой, а Си Цзиньпин снова назвал его своим другом. В актив встречи вошли десяток соглашений в разных областях, включая торговлю, инвестиции и развитие территорий. А кроме того, КНР поддерживает действия РФ по защите своего суверенитета и территориальной целостности. Особенно важным визит Путина является для всего Дальнего Востока Российской Федерации, поскольку это даст дополнительный импульс к развитию экономических и культурных связей с соседним государством, второй экономикой мира.

В эти же дни в Китае работала большая делегация из Бурятии во главе с Алексеем Цыденовым. «Уже много раз говорил, что поскольку экономика России развернулась на Восток, это открыло, в первую очередь, возможности для нашей республики. Мы — ворота в Азию, - отметил Алексей Цыденов. - Поэтому в своём выступлении перед участниками ЭКСПО я акцентировал, какие именно перспективы есть у китайских предпринимателей, инвесторов, предприятий, чтобы развивать сотрудничество с Бурятией».

Со времён хунну

Исторически соседство с Китаем (первой экономикой мира в эпоху до промышленной революции XIX века в Европе, в начале XXI века вернувшей утраченные позиции) во многом определяло экономику Забайкалья. Еще до нашей эры кочевники, будь то уйгуры, хунну, тюрки или монголы, поддерживали тесные экономические отношения со Срединной империей. Поставляли туда скот, пушнину, шкуры, а взамен получали шелк, чай и разнообразную ремесленную продукцию. Позднее эти же товары, прежде всего чай, стали главным экспортным товаром Китая в Россию.

 Китайцы в Верхнеудинске, Кяхте и Хоринске

 В 1860 г. был подписан Пекинский договор, по которому подданным Цинской империи было предоставлено право торговли в России, а кроме того Великий Чайный путь и «золотая лихорадка» Баргузинской тайги  XIX и начала XX-го вв. давшие  мощный толчок развитию Забайкалья, открыли широкую дорогу в Сибирь китайскому бизнесу.

В Верхнеудинске значительная часть магазинов, заведений общепита, сапожных мастерских и т.д. принадлежала китайцам, а вокруг города были их огороды. «Но основным занятием китайцев была торговля. Например, большинство торговых лавок в Верхнеудинске принадлежало евреям и китайцам» (Башкуева. с. 268–273).

 «В Троицкосавске (Кяхте) 5 столовых, все они принадлежат китайцам. Одна гостиница «Сибирь», принадлежащая Чжао-Бен-Сю» (Бурят-Монгольская правда, № 048, 1929). «В 20–30-е годы в селе Хоринск проживало много китайцев. В основном это были частные торговцы, мелкие лавочники. В архивных документах – ​постановлениях общего отдела аймисполкома 1926 г. – ​содержатся записи о различных нарушениях правил торговли со стороны частных торговцев Сю-О-Ли, Ма-О-Цай, Ян-Гу-Тай, Хан-Ю, об азартных играх в карты Ко-Кан-Ду, Са-Хон-До, Ко-Куй, Вом-Бо-Ду, Ку-Ан-Ши; производство фотоснимков без разрешения Ян-Дэ-Шу в доме П. Махалова; незаконное хранение дробового оружия (берданы) гражданином Чи-Лен-Жу» (Гармаева, 2013, с. 199).

Фунся Василий с женщинами и детьми в молодости. Хоринск. 50-е годы. 

Китайцы в Бур АССР

«11 октября 1925 года китайцы провели в Верхнеудинске демонстрацию. Демонстрация с музыкой прошла по Ленинской улице, Первомайской (Линховоина) и ул. Ю. коммунаров (Коммунистическая). Несли лозунги про союз СССР и Китая». (Бурят-Монгольская правда, № 235, 1925).

По переписи 1937 года в Бурят-Монгольской АССР было 2 172 китайца, а в Читинской области – ​8 127 человек. В довоенные годы китайцы подверглись политическим репрессиям, как вероятные пособники Японии, и частично выселены. В послевоенные годы массовые репрессии в отношении китайцев были прекращены. Уже в 1946 году на предприятия Сибири пришли освобожденные из мест заключения китайцы. В середине 1950-х годов начался процесс политической реабилитации, и китайские зэки вышли из ГУЛАГа. Большая часть освободившихся китайцев осталась в Сибири.

В Улан-Удэ было два «Шанхая», китайских микрорайона. Один из них был в районе кинотеатра «Октябрь». В 1970–80-х годах остатки тех китайцев проживали в пригородах Улан-Удэ и в ряде районов республики. Почти все они жили в смешанных браках. Потомки смешанных браков часто брали русские или бурятские фамилии матерей, не афишируя свое китайское происхождение.

Ассимиляция китайцев

Например, на Стеколке жила пара семей китайцев. Глава одной из них бежал из Китая во время «культурной революции». Границу перешёл ночью на стыке рубежей Монголии, Китая и СССР. У него был большой огород, где он растил овощи на продажу. Кочаны капусты он хранил до весны и сбывал по хорошей цене. Летом китаец Ли «калымил» с женой – красил и белил школы, детсады и клубы.

«Собственно китайские мигранты в Сибири не принимали ни русского образа жизни, ни российского (советского) гражданства, оставаясь «стопроцентными» китайцами, дети же их становились русскими. Полевые материалы говорят, что практически все потомки китайцев в Сибири применительно к понятию «китайцы» говорили – ​они» (Дацышен В. Г. г. Красноярск, КГПУ. Китаец в Сибири или сибирский китаец (К проблеме ментальности китайских мигрантов). Также как и русские, китайцы с их тысячелетней историей государственности, обладают сильным имперским сознанием, интегрируются в принявшую их страну и становятся её патриотами. Как пример, это иркутский губернатор Юрий Ножиков (отец - китаец Чен Кин Сан (Леонид). Погиб в 1937 г.).    

Фунся Василий (старик китаец). Хоринск

В лихие 90-е

В конце 1980-х годов после нормализации отношений между СССР и Китаем и введения в 1988-м безвизового режима в Бурятии вновь массово появились китайцы. Китайские коммерсанты вкупе с нашими челноками быстро завалили рынок ширпотребом. На полученные наличные они скупали лом цветных металлов, лес, шкуры и рога, меха, струю кабарги, удобрения и многое другое, что представляло интерес для быстро растущей экономики родины. Со временем главным экспортным сырьем стал нефрит.

Улан-Удэ, как и другие сибирские города, покрылся сетью рынков, где доминировали товары из КНР. В первую очередь это Элеватор, Центральный колхозный рынок, позднее появился «Народный рынок» и др. В Улан-Удэ центрами китайской жизни с конца 90-х стали гостиницы «Одон» и «Профсоюзная» со своими кафе, парикмахерскими, салонами красоты, бизнес-центрами, переводческим и медицинскими центрами, массажными и даже магазином китайских продуктов. В инфраструктуре неформальных чайнатаунов была задействована масса посредников, таксистов, переводчиков, которые могли предоставить китайцам все, что им необходимо. Здесь «можно найти информацию о сексуальных услугах, деятельности брачных агентств, посредников для перевода денег из Китая в Россию и обратно» (Шармашкеева, 2008, с. 34).

Много лет я был постоянным клиентом в одном из китайских кафе в «Одоне». Проходя по коридорам гостиницы, я часто видел картины в духе гонконгского кино. Распахнутые настежь двери номеров, где азартно орущие китайцы играют в маджонг, длинноногие проститутки в сопровождении сутенеров и известные в городе типы из околокриминальных кругов с китайскими партнерами.

Достижение китайской мечты

С тех пор в Китае многое изменилось и изменилось радикально в лучшую сторону. Теперь образ китайца это не кули и не рикша. В Китае из года в год растут доходы населения и увеличивает­ся средний класс. С начала 2000-х доля среднего класса в КНР выросла более чем вдвое и  сегодня составляет около 40% населения. Еще Ленин открыл закон неравномерного разви­тия капитализма в эпоху империализма, поэтому не стоит удивляться «большому скачку» Китая. В целом, это плоды продуманной политики гармоничного со­четания конфуцианской философии с принципами ли­беральной экономики и социальной справедливости коммунизма. Соответственно и в Улан-Удэ китайцы это, в основном,  солидные бизнесмены (и их семьи, зачастую смешанные) успешно интегрирующиеся в повседневную жизнь столицы Бурятии.

На главном фото: китайцы с русскими невестами в Хоринске. 50-е годы.  

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Татьяны Филипповны Гармаевой