Блоги 24 мая 2024 5833

Как Дандар Бадлуев и его танцовщицы выучили корейские танцы под оком спецслужб Ким Ир Сена

В год 40-летия  Образцового ансамбля народного танца «Булжамуур» посвящается «крёстному отцу» коллектива Дандару Бадлуеву. Воспоминания Людмилы Овчинниковой, создателя и руководителя этого легендарного ансамбля.  

© фото: Из архива Людмилы Овчинниковой

Первое знакомство

Впервые я увидела Дандара Бадлуева в институте культуры. Я училась на хореографическом отделении, а он - на отделении режиссуры массовых представлений  и пришёл к нам заниматься классикой. Как сказала наш педагог: «Хочет заниматься классикой. Для себя». Конечно, он был неформат по своим физическим данным, но у него не было ни капли сомнения в том, чему он хотел обучиться. То есть танцевать!  У него был очень легкий прыжок, и преподаватели хвалили его и ставили в пример. 

Потом я работала по специальности в городе, родила и воспитывала детей и услышала, что у нас появился ансамбль «Лотос». Мой муж Андрей предложил однажды сходить на его концерт. Я пошла,  совершенно не представляя себе, что это такое. В театре оперы и балета был полный зал. Это было в 1983 году. Звучит восточная музыка и открывается занавес. Затем у меня натурально отвисает челюсть от удивления, и не закрывается до конца представления! Они все были очень красивые! Просто неземные! А сам Дандар танцевал с Наташей Коногоровой. Наташа Коногорова была тогда звезда. И сам солировал! Я вышла оглушённая и пришла домой в восторге, под огромным впечатлением от увиденного. От костюмов, от танцев, от самих девочек. Меня окунуло в фантастический мир, мне доселе незнакомый. Мы-то изучали народный танец:  русский, европейский. А теперь у меня в голове крутились восточные танцы…

Танцует Людмила Овчинникова

В «Лотосе»

Через какое-то время Виктория Владимировна Абгалдаева (наша мать бурятской хореографии) пригласила меня на танец «Цветок Байкала». Ей нужна была ещё одна - четвёртая волна в этой постановке. Я прибежала в РЦНТ, а она мне говорит: «Выходи на работу! Хватит дома сидеть! В Москву поедем!» И я согласилась, лишив своего второго маленького ребёнка материнского молока. Потом в итоге никуда мы не поехали. Тогда же я увидела Дандара в РЦНТ и говорю: «Можно прийти на репетицию. Посмотреть для себя?» Он отвечает: «Конечно, приходи!»

Я пошла и пропала для семьи. Пропала на много лет! Потому что и сама стала танцевать в «Лотосе». Иногда я приходила на репетиции с двумя детьми. Они проходили три раза в неделю, с семи до десяти вечера и мужу Андрею часто приходилось встречать меня и в дождь, и в снег. Наверное, любой другой мужчина не стерпел бы этого, но Андрей хорошо знал Дандара, они были дружны, он высоко ценил его творчество и во всём поддерживал меня.

Для меня восточные танцы были другим, неизведанным миром. Совершенно незнакомая хореография! Ведь мы были воспитаны на европейской школе, и все эти восточные движения давались мне с огромным трудом. Тело не слушалось, и нужно было перестраивать себя. Вот так, с большим трудом я выучила свой первый танец в «Лотосе» -  корейский. Я его так страстно хотела выучить.

 Рождение «Булжамуура»

 Одновременно я стала преподавать классику девочкам, которых набирали в коллектив.  И однажды Дандар говорит мне: «Надоело брать девочек «с улицы» и каждый раз учить их с азов». Мы их отбирали по внешности, пластике, чтобы были красивые, стройные, двигались хорошо. Затем он мне предложил набрать детский коллектив с тем, чтобы девочки уже готовыми переходили в «Лотос». Я отбрыкивалась всеми фибрами души! А мне в то время предлагали бальные танцы вести, но зная характер Дандара, что он не отступит – я согласилась. Если он что-нибудь задумывал, то этому невозможно было противостоять. Потому что к уговорам подключились и другие люди. Они стали меня обрабатывать, а Дандар ещё обещал помогать мне. И вот я создала детскую студию «Булжамуур». Мы кинули клич, и на отбор пришло 90 человек! Сейчас Образцовому ансамблю народного танца «Булжамуур» - 40 лет!

Девочки подрастали и торжественно (у нас был особый ритуал) переходили во взрослый состав «Лотоса». Потом мы вместе танцевали с ними в «Лотосе», я и мои ученицы, но теперь уже наравне. Часть из них до сих пор танцует в «Лотосе». В этом весь Дандар, он видит очень далеко и целенаправленно идёт к своей цели! Он стремился работать с профессионалами и добился этого. И вот так он повлиял на мою жизнь. И в этом весь Дандар! Он говорил, что устал работать с самодеятельным коллективом. И уже тогда хотел работать с выпускниками хореографического училища. И он этого добился, организовав новый коллектив - ансамбль «Бадма-Сэсэг». 

 

"Лотос" на гастролях. Крайние справа Дандар Бадлуев и Виктория Абгалдаева

Секретная миссия

Мы, небольшая группа (Дандар, я, Андрей, Дулма и две Тани (Ангапова и Ци-Ю-Фа) поехали в Северную Корею. Там есть знаменитый театр «Мансудэ», и у Дандара была мечта попасть на его концерт. Но это закрытая страна, и нас в консульстве предупредили, чтобы мы не вздумали разговаривать с местными жителями. К нам приставили сотрудника из местных спецслужб. В общем, шаг влево, шаг вправо – расстрел. А с нами поехал советский кореец Коля, который знал родной язык. И он всю дорогу добивался у приставленного к нам агента информацию про театр «Мансудэ». А оказалось, что театр уехал на гастроли. Вы думаете, Дандар успокоился? Нет же, конечно! Он решил найти хореографический училище в Пхеньяне и повёл нас туда, сам не зная, где оно находится!  Наш кореец Коля расспрашивал прохожих, где это заведение, а они только шарахались от нас.

Под оком спецслужб

Я так боялась всего этого! Но, вот мы всё-таки чудом нашли это училище, а там везде охранники. Дандар с этим корейцем Колей устроили с руководством заведения очень долгие и сложные переговоры, чтобы мы прошли к ним на мастер-класс. Там были огромные классы для занятий хореографией, и в них танцевали студенты под живую музыку. Увидев это, Дандар совершенно потерял голову. Мы смотрели на них, они на нас,  и они специально станцевали для нас! Я не верила своим глазам! На следующий день мы специально приехали, чтобы заниматься танцами. И с нами шесть часов без перерыва занимались их педагоги! А мы же приехали отдыхать, а не учиться и у нас не было ничего с собой для занятий. В общем, пошли в чём были.

Дандар выбрал три танца. А там столько движений и всё надо было выучить! Педагоги менялись, так они уставали. А Дандар: «Не расслабляться, девочки! Всё запомнить!» В итоге корейцы сказали, что нам нужно именно таких студентов, как вы! Они были в восторге от нашего упорства и старания! А на следующее утро я не могла встать, на коленях у меня были сплошные черные гематомы от падения на колени (там было много таких движений). Когда мы приехали домой, Дандар привёз оттуда бобины и кассеты с музыкой к этим танцам. И сразу сказал: «Ну, всё девочки, давайте танцевать! Давайте вспоминать!» А я, хоть убей, не помню ни одного движения! Для меня всё было как в тумане. Также и другие девочки. Но, когда заиграла музыка, мы всё вспомнили и пошли танцевать! Потом мы вдвоём с ним танцевали один из танцев.

 Влюблённые в танцы

 А вообще, я как только увидела корейские танцы, я их полюбила! Я не знаю за что? За ритм, за движения, у меня что-то с Кореей связано по сей день. Мне нравится корейская культура, их песни, музыка, кино, кей-поп и «Дорама». Я и так была влюблена в Дандара с первого концерта, который увидела. А потом он стал для меня просто божественный человек!

О нём многое могла рассказать Василиса Андреевна Тумурова, это же она нашла его в деревне. Она очень его поддерживала тогда. В своё время она сама  была звездой в «Байкале». Вместе с Викторией Владимировной Абгалдаевой. Она сама была влюблена в Дандара. А сколько Василиса Андреевна  сделала для меня, для  «Булжамуура»! Когда всё было в дефиците, открывались склады для нас, пожалуйста. Тогда связи очень много значили. А ателье «Новинка» работала практически на «Лотос».      

А как Дандар работал с нами! Сколько терпения нужно было иметь. Он просто влюблял в себя и своё дело! Все должны были работать на «Лотос». Потому что он, прежде всего, сам полностью отдавался творчеству! Он сам, один, в то время, когда СССР был закрытой страной, ездил в Индию и Непал и там учился танцевать. А потом эти знания, этот бесценный багаж он привозил к нам и учил этому нас!  Каждому движению, взгляду, мимике! А это целая философия. То есть, мы учились индийским танцам от первоисточника. И на это был способен только Дандар! Такие как он - единицы. Его душа во многом связана с Индией. Возможно, он перерожденец оттуда.   Минкульт ни в чём ему не отказывал. Никто не ограничивал его как творческую личность.

 

Дандар Бадлуев на юбилее "Булжамуура"

Хрупкий Лев

 После Северной Кореи я уже не удивлялась его упорству в достижении мечты. Вот я хочу, и я это сделаю! Он проживает эту жизнь для этого.

Когда он поднял «Бадма-Сэсэг», всем стала видна разница между «Бадма – Сэсэг» и «Байкалом». В хореографии, подходе, подаче, отношении. У них там такая семья создалась, и благодаря ему у нас родились такие звёзды, как Ирина Баторова, Жаргал Жалсанов. Это была свежая струя. Все, кто рядом с ним сейчас, кто прошёл его школу, это все его отражения. В буквальном смысле. Ирина Баторова взяла у него его пластику, его стиль и мне это очень нравится. Это неповторимый стиль.

Я не любитель копировать чужое, потому что перетанцевать оригинал невозможно. Но я понимаю его стремление показать эту красоту живьём, привезти сюда и показать неискушённому зрителю. Для этого надо так любить своё дело, эту культуру, танцы, своих зрителей! Он же хочет поделиться этим со всем миром. Бывают люди, рождённые с внутренней культурой. Вот, он такой. У него есть свое состояние души и мыслей, отношение к жизни, философия. Конечно, все индивидуальности, но он настолько особенный. Как будто с тобой и не с тобой. Как будто он рядом с тобой и в тоже время он недосягаем. Он совершенно другой, огромный мир. Я всегда  преклоняюсь перед ним, перед всем, что он делает. Это же, каким вкусом нужно обладать при создании костюмов, когда ни один шов, ни одна тесьма, ни одна пуговичка без его участия не создаётся?!

 Когда я его теперь вижу, меня накрывает какая-то волна материнской заботы. Мне хочется его уберечь. Но я-то знаю, какой он внутри, какой он Лев! Но вот его внешняя оболочка такая эфемерная, он такой маленький и хрупкий. Хочется сказать: «Дандар, в чём твоя душа держится? И как всё это умещается в тебе, весь этот мир?» Какой «Байкал» стал с его приходом! То, что он есть, это такое благо для Бурятии, и его надо беречь!..

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива Людмилы Овчинниковой