Блоги 21 мар 2023 967

Опасный лёд

Почему водители нарушают запреты и выезжают на байкальский лёд вне ледовой переправы?

© фото: скрин видео канала НТС

Каждую зиму тысячи людей выезжают на обледеневшее озеро: местные срезают путь, а туристы наслаждаются красотой  застывшего моря. Однако, лед Байкала только на первый взгляд кажется неподвижным, на самом деле это живая система, которая все время находится в движении. Ледовые поля разрывают ветра, они трескаются при частых землетрясениях Байкальской рифтовой зоны, лопаются от внутреннего напряжения и подтачиваются подводными течениями.

На Байкале регулярно происходят происшествия с автомобилями на льду, особенно, с наступлением теплой погоды. В Иркутской области частично ушел под воду автомобиль Toyota Camry Gracia. Водитель решил проехать по льду между Курмой и Сармой в проливе Малое море. Людям удалось выбраться из тонущего автомобиля. Теперь собственнику затонувшего транспортного средства предстоят расходы по его подъему со дна Байкала и оплате штрафа.

Это далеко не первый подобный случай. В последнее время они повторяются с удручающей периодичностью. 12 марта на Малом море в Ольхонском районе в бухте Зуун-Хагун частично ушёл под лёд внедорожник. 14 марта автомобиль «Subaru Legacy» у острова Хунук всеми колёсами провалился под. 10 марта автомобиль «Рено Космос» провалился передними колёсами в трещину. Также на Малом море в районе бухты Зуун-Хагун частично провалился под лёд внедорожник «Тойота Лэнд Крузер». А 3 марта в районе Сахюрты под лёд полностью ушла легковушка «Хёндай Крета».

Как правило, водители нарушают запрет и выезжают на лёд вне ледовой переправы. При этом они понимают, что выход на лёд Байкала сейчас смертельно опасен. С 2020 года движение автомобильного транспорта по льду Байкала в Иркутской области запретили. К тому же выезд на лед как заповедную территорию стал платным. Движение автотранспорта возможно только по официальной ледовой переправе с материка до острова Ольхон, которая находится под надзором МЧС. Но несмотря на предупреждения спасателей жители прибрежных районов Бурятии и Иркутской области, а также наши гости из других регионов, нарушают запрет.

- Участились случаи застревания и частичных провалов автомобильного и мототранспорта на акватории. Необходимо отказаться от поездок по льду Байкала и не поддаваться на уговоры недобросовестных туроператоров, которые в погоне за прибылью нарушают все меры безопасности, - призвал начальник отдела безопасности людей на водных объектах ГУ МЧС России по Бурятии Николай Зайцев.

Но почему раз за разом водители и их пассажиры выезжают на лёд? Грунтовые дороги вдоль берегов  каменисты и извилисты, а асфальт есть не везде. У водителей возникает соблазн сократить и облегчить себе путь, проехав по ровному, гладкому или припорошенному снегом льду.  Хорошо, если ледовая трасса оборудована вешками.  Вешками на льду местные жители обозначают места пропарин (полыньи или тонкий лёд) в наиболее часто посещаемых районах. Но пропарины, к сожалению, бывают и в безлюдных, удаленных от населенных пунктов районах. Там опознавательные знаки встречаются редко.

Знание ледовой обстановки - это целая наука, знания о ней передаются местными жителями из поколения в поколение. Ведь по льду Байкала люди ходили испокон веков. Ловили рыбу, охотились на нерпу и перевозили грузы. Буряты перегоняли скот, выкладывая войлок и кошму от юрт, затем их собирали и перекладывали снова - иначе у коров расходились ноги на скользком льду. А лошадей подковывали специальными подковами с острыми шипами. На таких конях тянули сани с грузами чая по байкальскому участку Великого чайного пути.

Во время строительства БАМа через Байкал доставляли грузы на север. Ледовая трасса длиной 240 км шла из Курбулика до села Байкальское. Ее размечали вешками, обозначали трещины и пропарины, и по трассе двигались большегрузные автомобили.

Но сегодня не та обстановка и другие реалии, а байкальский лёд всё также коварен и непредсказуем. На поверхности озера в Кабанском районе образовалась трещина из-за подвижки льда около села Сухая. Протяжённость трещины - несколько километров. Выход на лёд становится смертельно опасным, и, как подчеркнул Николай Зайцев, все факты провалов авто- и мототехники на льду Байкала фиксируются. Ответственные за нарушения запретов привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Фото: скрин видео канала НТС