Блоги 28 апр 2023 2615

Путь Хамбо ламы

Куда ведёт бурятский народ Хамбо лама Аюшеев.

© фото: Из архива БТСР

25 апреля Дамба Аюшеев был переизбран на пост Пандито Хамбо ламы Сангхи России. За него проголосовали все 210 членов Сугунды (сьезда). Таким образом он переизбирался на пост главы на съездах БТСР в 2003, 2008, 2013 гг., а впервые избран 28 апреля 1995 года. Итого 28 лет! В пресс-службе Сангхи сообщили, что лидер буддистов России избран на срок до 25 апреля 2028 года.

Секрет V-го Хамбо ламы

Дольше - 30 лет (с 1809 по 1839 гг.) Cангхой правил только Хамбо лама Данзан Гыван Ешижамсуев. Как это удалось Ешижамсуеву? Монгольские ламы искали объяснение этому факту и объявили его перерожденцем одного из своих великих лам. Однако и Панчен лама подтвердил его признание ринпоче. А бурятские ламы считали, что V Пандито Хамбо лама пользовался особым покровительством могущественной богини Лхамо. Она неустанно помогала ему во всех его деяниях из своей резиденции на священной горе Бурин хан.

Но есть и более простое и логичное объяснение его деятельности. V-й Пандито Хамбо лама сумел направить энергию Сангхи на созидание и устранил почву для появления внутренних распрей. В то же время он был требователен и умел прислушиваться к мнению других людей. Поэтому народ его уважал, а боги ему благоволили.

О «Золотом веке»

А в чём же секрет Его Святейшества  XXIV-го Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева? У него несколько слагаемых успеха, отличных от Ешижамсуева. Время Ешижамсуева и время Аюшеева это две разные эпохи. XIX-й век был «золотым веком» бурятского буддизма и тогда Хамбо ламы, представляли, не только духовную, но и в значительной степени светскую власть у бурят Забайкалья. В силу того, что в многочисленных и многолюдных монастырях (до трёх и более тысяч лам) сосредоточились огромные людские, интеллектуальные и материальные ресурсы. А наивысшими духовными достижениями (или плодами созревшими уже в ХХ-м веке) того периода стали, на мой взгляд,  феномен Нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова и необуддизм йогина и философа Бидии Дандарона.

«Я знаю, куда вести мой народ»

Если суммировать, то, чем сегодня занимается Хамбо лама Аюшеев, то это отчаянная попытка повернуть время вспять - в эпоху «золотого века». Это возрождение дацанов, национальных видов спорта, бурятского языка, аборигенного скота и в целом, дореволюционного образа жизни бурятских скотоводов, а также таёжных охотников и байкальских рыбаков. Это Ренессанс построенный на мифе, так же как «золотое прошлое» Китая по Конфуцию - идеализированная эпоха древних полумифических императоров – основателей китайской цивилизации 1-2 тысячелетий до н.э. Это прошлое, каким бы сладостным его не рисовать в своём воображении, уже не вернуть и не воспроизвести, но тогдашние ключевые идеи можно и нужно использовать.

Разворот на монгольский

Не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Хамбо лама человек дела. Например, по бурятскому языку это конкурсы «Эхэ хэлэн – манай баялиг» и создание радио «Буряад ФМ». А главное - легализация в информационном пространстве нютаг хэлэн – диалектов. На них говорит большинство бурят -  западные (иркутские, баргузинские, кударинские, баунтовские, закаменские, тункинские и окинские), селенгинские (кяхтинские, джидинские, селенгинские, иволгинские, отчасти бичурские), а также сойоты и хамниганы. Одно время Хамбо лама считал, что магистральный путь возрождения языка это именно развитие  нютаг хэлэн – диалектов. Поэтому, в частности, он инициировал издание словарей диалектов.

Однако сегодня иерарх считает, что необходимо изучение монгольского языка – государственного языка МНР, вместо европейских языков. На прошедшем сугунды эту идею озвучил ширээтэ Санкт-Петербургского дацана Буда лама Бадмаев. В свете прокси-войны на истощение с Западом и глобальной переориентацией на Восток эта идея выглядит как никогда более актуальной.

«Бурят без коня – не бурят…»

Другая идея фикс Хамбо ламы - это возрождение скотоводства и связанных с ним производств (переработка шерсти и шкур, выработка  кумыса, биотоплива из навоза и прочее).  На этом пути есть очевидные успехи. Сначала стартовал проект «Социальная отара», в ходе реализации которой бесплатно раздаются отары овец местной бурятской и монгольской пород. Фермеры делятся затем приплодом с другими животноводами. «В селе, где в основном и расположены буддийские дацаны, без овечьей отары достойной жизни не будет. Одно только пьянство, драки да воровство», - как сказал иерарх.

После того, как был апробирован проект «Социальная отара», из Монголии завезли КРС бурятской породы и распределили по фермерам в Еравну, Баунт, Закамну, Заиграево, Оку, Тунку, Баргузин и Курумкан. Механизм распределения этого скота предусматривался тот же, что и в «Социальной отаре».

Постепенно эти породы овец и крс распространяются по Бурятии на свои естественные места обитания. Уже созданные отары и гурты в районах стали базовыми отарами и стадами, и между ними налажен обмен баранами и быками - по определённой и заранее составленной схеме. Это позволяет избежать близкородственного скрещивания. Параллельно с Сангхой Минсельхоз РБ через свои племенные репродукторы распространяет местные породы овец и лошадей, идеально приспособленных к круглогодичному выпасу и резко континентальному климату Бурятии.   

Буряты полукочевники

Фактически заложены основы для возрождения образа жизни кочевников бурятов. «В идеале нужно бы жить на свежем воздухе в юртах», - сказал Хамбо лама. Но, кочевничество в чистом виде (с десятком и более кочевок в год) в Бурятии уже невозможно, поскольку нет свободной земли, она уже приватизирована. Перекочевки стали невозможны ещё при царе из-за чересполосицы с русскими земледельцами, и буряты перешли к полукочевому образу жизни (летники – зимники). И даже эмигрировав в Монголию они сохраняют сенокошение и живут в деревянных домах.

Понимая, что буряты уже не вернутся в войлочные юрты Хамбо лама добавил: «Но не обязательно. Можно иметь стада, живя и в городе – это не даст оторваться от корней. Если у человека отары пасутся на его родной земле, то путь к своему тоонто не оборвется. …». Однако, как показывает практика, без постоянного хозяйского догляда эффективное скотоводство маловероятно.

А вот полукочевая система «летники – зимники» благополучно сохранялась как во времена СССР, так и сегодня. Особенно в отдалённых малонаселённых районах, как то Закамна,  Ока, Баунт, Еравна. В Усть-Эгите, например, так хозяйствует на своей семейной ферме Батомунко Гыпылович Дымбрылов.

Кармический плод созрел

На прошедшем сугунды Хамбо лама вновь высказался о своей безусловной поддержке наших воинов на СВО. А ранее он заявил: «Как буддист, верящий в закон кармы, я признаю, что кармические силы достигли полноценного созревания. И что специальная военная операция – это результат кармы, к которой согласно кармическому закону, мы должны прибегнуть, чтобы спасти целостность и независимость нашей страны».

В другом комментарии Хамбо лама Аюшеев написал, что буддист может, защищая Родину совершить убийство человека – врага и это не повлияет отрицательно на его карму: «Мы помним, как вьетнамские монахи защищали Родину с автоматом в руках. Думаю, стать презираемым гораздо отвратительнее, если ты проявил трусость и пожалел себя, что оказался за границей». Российские же буддисты (калмыки и буряты, как прямые потомки Чингисхана) никогда не были идейными пацифистами и активно принимали участие в большинстве войн империи Романовых. Хамбо ламы Иролтуев и Итигэлов во время русско-японской и первой мировой войн, выезжали в госпиталя, лечили раненых, собственноручно собирали деньги на фронт.

Религиозные системы крайне консервативны и черпают силы в традициях. И в этом плане XXIV Пандито Хамбо лама Аюшеев ничего нового не придумал. Он лишь продолжает дело своих великих предшественников: XI-го и XII-го Пандито Хамбо лам…

 

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ

Фото: Из архива БТСР