25 апреля Дамба Аюшеев был переизбран на пост Пандито Хамбо ламы Сангхи России. За него проголосовали все 210 членов Сугунды (сьезда). Таким образом он переизбирался на пост главы на съездах БТСР в 2003, 2008, 2013 гг., а впервые избран 28 апреля 1995 года. Итого 28 лет! В пресс-службе Сангхи сообщили, что лидер буддистов России избран на срок до 25 апреля 2028 года.
Секрет V-го Хамбо ламы
Дольше - 30 лет (с 1809 по 1839 гг.) Cангхой правил только Хамбо лама Данзан Гыван Ешижамсуев. Как это удалось Ешижамсуеву? Монгольские ламы искали объяснение этому факту и объявили его перерожденцем одного из своих великих лам. Однако и Панчен лама подтвердил его признание ринпоче. А бурятские ламы считали, что V Пандито Хамбо лама пользовался особым покровительством могущественной богини Лхамо. Она неустанно помогала ему во всех его деяниях из своей резиденции на священной горе Бурин хан.
Но есть и более простое и логичное объяснение его деятельности. V-й Пандито Хамбо лама сумел направить энергию Сангхи на созидание и устранил почву для появления внутренних распрей. В то же время он был требователен и умел прислушиваться к мнению других людей. Поэтому народ его уважал, а боги ему благоволили.
О «Золотом веке»
А в чём же секрет Его Святейшества XXIV-го Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева? У него несколько слагаемых успеха, отличных от Ешижамсуева. Время Ешижамсуева и время Аюшеева это две разные эпохи. XIX-й век был «золотым веком» бурятского буддизма и тогда Хамбо ламы, представляли, не только духовную, но и в значительной степени светскую власть у бурят Забайкалья. В силу того, что в многочисленных и многолюдных монастырях (до трёх и более тысяч лам) сосредоточились огромные людские, интеллектуальные и материальные ресурсы. А наивысшими духовными достижениями (или плодами созревшими уже в ХХ-м веке) того периода стали, на мой взгляд, феномен Нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова и необуддизм йогина и философа Бидии Дандарона.
«Я знаю, куда вести мой народ»
Если суммировать, то, чем сегодня занимается Хамбо лама Аюшеев, то это отчаянная попытка повернуть время вспять - в эпоху «золотого века». Это возрождение дацанов, национальных видов спорта, бурятского языка, аборигенного скота и в целом, дореволюционного образа жизни бурятских скотоводов, а также таёжных охотников и байкальских рыбаков. Это Ренессанс построенный на мифе, так же как «золотое прошлое» Китая по Конфуцию - идеализированная эпоха древних полумифических императоров – основателей китайской цивилизации 1-2 тысячелетий до н.э. Это прошлое, каким бы сладостным его не рисовать в своём воображении, уже не вернуть и не воспроизвести, но тогдашние ключевые идеи можно и нужно использовать.
Разворот на монгольский
Не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Хамбо лама человек дела. Например, по бурятскому языку это конкурсы «Эхэ хэлэн – манай баялиг» и создание радио «Буряад ФМ». А главное - легализация в информационном пространстве нютаг хэлэн – диалектов. На них говорит большинство бурят - западные (иркутские, баргузинские, кударинские, баунтовские, закаменские, тункинские и окинские), селенгинские (кяхтинские, джидинские, селенгинские, иволгинские, отчасти бичурские), а также сойоты и хамниганы. Одно время Хамбо лама считал, что магистральный путь возрождения языка это именно развитие нютаг хэлэн – диалектов. Поэтому, в частности, он инициировал издание словарей диалектов.
Однако сегодня иерарх считает, что необходимо изучение монгольского языка – государственного языка МНР, вместо европейских языков. На прошедшем сугунды эту идею озвучил ширээтэ Санкт-Петербургского дацана Буда лама Бадмаев. В свете прокси-войны на истощение с Западом и глобальной переориентацией на Восток эта идея выглядит как никогда более актуальной.
«Бурят без коня – не бурят…»
Другая идея фикс Хамбо ламы - это возрождение скотоводства и связанных с ним производств (переработка шерсти и шкур, выработка кумыса, биотоплива из навоза и прочее). На этом пути есть очевидные успехи. Сначала стартовал проект «Социальная отара», в ходе реализации которой бесплатно раздаются отары овец местной бурятской и монгольской пород. Фермеры делятся затем приплодом с другими животноводами. «В селе, где в основном и расположены буддийские дацаны, без овечьей отары достойной жизни не будет. Одно только пьянство, драки да воровство», - как сказал иерарх.
После того, как был апробирован проект «Социальная отара», из Монголии завезли КРС бурятской породы и распределили по фермерам в Еравну, Баунт, Закамну, Заиграево, Оку, Тунку, Баргузин и Курумкан. Механизм распределения этого скота предусматривался тот же, что и в «Социальной отаре».
Постепенно эти породы овец и крс распространяются по Бурятии на свои естественные места обитания. Уже созданные отары и гурты в районах стали базовыми отарами и стадами, и между ними налажен обмен баранами и быками - по определённой и заранее составленной схеме. Это позволяет избежать близкородственного скрещивания. Параллельно с Сангхой Минсельхоз РБ через свои племенные репродукторы распространяет местные породы овец и лошадей, идеально приспособленных к круглогодичному выпасу и резко континентальному климату Бурятии.
Буряты полукочевники
Фактически заложены основы для возрождения образа жизни кочевников бурятов. «В идеале нужно бы жить на свежем воздухе в юртах», - сказал Хамбо лама. Но, кочевничество в чистом виде (с десятком и более кочевок в год) в Бурятии уже невозможно, поскольку нет свободной земли, она уже приватизирована. Перекочевки стали невозможны ещё при царе из-за чересполосицы с русскими земледельцами, и буряты перешли к полукочевому образу жизни (летники – зимники). И даже эмигрировав в Монголию они сохраняют сенокошение и живут в деревянных домах.
Понимая, что буряты уже не вернутся в войлочные юрты Хамбо лама добавил: «Но не обязательно. Можно иметь стада, живя и в городе – это не даст оторваться от корней. Если у человека отары пасутся на его родной земле, то путь к своему тоонто не оборвется. …». Однако, как показывает практика, без постоянного хозяйского догляда эффективное скотоводство маловероятно.
А вот полукочевая система «летники – зимники» благополучно сохранялась как во времена СССР, так и сегодня. Особенно в отдалённых малонаселённых районах, как то Закамна, Ока, Баунт, Еравна. В Усть-Эгите, например, так хозяйствует на своей семейной ферме Батомунко Гыпылович Дымбрылов.
Кармический плод созрел
На прошедшем сугунды Хамбо лама вновь высказался о своей безусловной поддержке наших воинов на СВО. А ранее он заявил: «Как буддист, верящий в закон кармы, я признаю, что кармические силы достигли полноценного созревания. И что специальная военная операция – это результат кармы, к которой согласно кармическому закону, мы должны прибегнуть, чтобы спасти целостность и независимость нашей страны».
В другом комментарии Хамбо лама Аюшеев написал, что буддист может, защищая Родину совершить убийство человека – врага и это не повлияет отрицательно на его карму: «Мы помним, как вьетнамские монахи защищали Родину с автоматом в руках. Думаю, стать презираемым гораздо отвратительнее, если ты проявил трусость и пожалел себя, что оказался за границей». Российские же буддисты (калмыки и буряты, как прямые потомки Чингисхана) никогда не были идейными пацифистами и активно принимали участие в большинстве войн империи Романовых. Хамбо ламы Иролтуев и Итигэлов во время русско-японской и первой мировой войн, выезжали в госпиталя, лечили раненых, собственноручно собирали деньги на фронт.
Религиозные системы крайне консервативны и черпают силы в традициях. И в этом плане XXIV Пандито Хамбо лама Аюшеев ничего нового не придумал. Он лишь продолжает дело своих великих предшественников: XI-го и XII-го Пандито Хамбо лам…