Культура 17 мар 2023 772

Синагога в Верхнеудинске. 100-летию Республики Бурятия

Здание бывшего Верхнеудинского еврейского молельного дома (синагоги) – памятник архитектуры регионального значения - расположено на углу улиц Смолина и Свердлова в центральной исторической части г. Улан-Удэ.

© фото: Архивное фото: https://cyberleninka.ru/article/n/sibirskiy-mif-v-evreyskoy-istorii-evrei-sibiri-kak-religioznaya-gruppa/viewer

Еврейская община Бурятии начинает формироваться в 1840-1850-е гг., когда многие евреи прибыли сюда из Центральной России. Переселенцы обустраивались в основном на территории Баргузинского и Селенгинского округов, а также в г.Верхнеудинске. Ядром местного еврейского общества стали крестьяне, мещане, купцы. Последние в купеческом сословии города составляли 38%, в среде богатых домовладельцев - 43%. В 1908 г. Верхнеудинская Городская управа в числе 35 наиболее крупных и солидных фирм, занимающихся торговлей, назвала 16 предприятий, принадлежащих евреям. Часовое дело, портняжное и сапожное мастерство, винокурение и мыловаренное дело, открытие в городе кондитерских и кинотеатра, зубоврачебных кабинетов и аптек, строительство существующих до настоящего времени зданий  связаны с фамилиями еврейских купцов.

Выбор места для сооружении синагоги в г.Верхнеудинске, вероятно, был обусловлен тем, что еврейские молитвенные дома не должны были устраиваемы на одной улице или площади с православными храмами. Согласно Указу Святого Синода от 1830 г. расстояние между ними должно было достигать до 100 сажень. До появления синагоги участок земли по Большой Набережной улице (ныне улица Смолина) принадлежал Верхнеудинской мещанке Аграфене Ивановне Стерховой. По «Раскладочной ведомости налога с недвижимых имуществ г.Верхнеудинска за 1877 г.» на участке А.Стерховой размещались деревянный одноэтажный дом с надворными деревянными строениями: кухней, баней и двумя амбарами.

1 июля 1880 г. в Верхнеудинскую Городскую Управу поступило прошение от 2-ой гильдии купца Осипа Давыдова Розенштейна с «общественным еврейским приговором для засвидетельствования о покупке обществом земли у Верхнеудинской мещанки Аграфены Ивановой Стерховой» под постройку нового молельного дома.

8 июня 1881 г. в Городскую Управу обращается купец 2-ой гильдии Леонтий Михайлов Клейн для утверждения постройки здания синагоги. В прошении он сообщает, чтобы его, в числе прочих, избрали строителем синагоги. Разрешение на строительство было получено от Министра внутренних дел, проект утвержден Военным Губернатором Забайкалья. Документы на строительство здания утверждены Городской управой 10 июня 1881 г.

На строительство здания еврейское общество оформило заем в три тысячи рублей, подписав приговор «лицами действительно имеющими в г.Верхнеудинске недвижимую собственность и составляющими из числа домовладельцев евреев, проживающих в г.Верхнеудинске не менее двух третей». Из письма Верхнеудинского Еврейского Духовного правления от 11 ноября 1899 г. в адрес Городского Головы известно, что здание синагоги построено в 1883 г.

Минерт Л.К. в монографии «Архитектура Улан-Удэ» (Улан-Удэ.  Бурятское книжное издательство, 1983 г.) дает описание здания: «В начале 1880-х гг. на Большой Набережной улице было возведено довольно представительное здание синагоги. Его белый каменный массив с плоскими фасадами, расчлененными лишь двумя рядами окон, в то время весьма выделялся среди темной деревянной застройки улицы. Но архитектура фасадов не отличалась оригинальностью и была рядовым примером провинциального классицизма. Рисунок немногих архитектурных деталей (венчающего карниза, обрамления окон, угловой рустовки) был измельченным и невыразительным. От подобных по архитектуре жилых домов Верхнеудинска здание отличала невысокая надстройка по центру главного фасада. Ее низ частично прикрывал деревянный карниз треугольного фронтона, а покрытие имело вид шлемовидного купола. Его украшали мелкие шестиугольные звезды и завершающая эмблема - звезда Давида. Здание было несколько отодвинуто вглубь участка и обнесено оградой в виде каменных столбов на высоком цоколе и орнаментальных чугунных решеток. Перед главным входом в здание высилось массивное сооружение со звездообразным по конфигурации навершением. Почти весь внутренний объем здания представлял двухсветный зал с балконом на деревянных колоннах по трем его сторонам. Нижний и верхний уровень зала занимали скамьи с пюпитрами».

В 1890 г. при синагоге еврейская община открыла богадельню - маленький деревянный одноэтажный дом. Это было второе в городе учреждение призрения после Верхнеудинской больницы. На добровольные пожертвования деньгами и продуктами здесь постоянно содержалось от трех до восьми человек. В 1923 г. богадельня представляла из себя уже двухэтажный деревянный дом, расположенный по Большой Набережной улице.

Хозяйственное правление синагоги решало вопросы образования детей евреев. Хедер (базовая начальная еврейская школа) был открыт в 1908 г. Попечительный совет состоял из шести самых именитых еврейских купцов города. Содержание хедера обходилось в 2500 рублей в год. Сумма покрывалась частично платой за учение, частично пожертвованиями. Недостающие деньги компенсировались из общественных сумм.

В 1930-е годы для религиозных конфессий наступили тяжелые времена, были закрыты многие храмы и часовни Верхнеудинска. Формулировка закрытия и ликвидации - отказ религиозных объединений от пользования зданиями ввиду отсутствия средств на их содержание и малочисленный состав верующих. В протоколе заседания Центрального Исполнительного Комитета БМ АССР за № 25 от 31 января 1930 г. говорится: «В виду отказа еврейского религиозного общества верующих от религиозного молитвенного здания синагоги и передачи такового Верхнеудинскому Горсовету для использования под школу, вследствие недостаточности средств на дальнейшее содержание синагоги из-за большой площади помещения, синагогу … на  основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР, ликвидировать...». В марте 1930 г. инициативная группа общины написала жалобу о возвращении здания синагоги или предоставлении Еврейскому обществу другого помещения, но из-за отсутствия в городе свободных помещений, в жалобе было отказано. После закрытия синагоги, по решению Горсовета в здании вплоть до середины 1930-х гг. размещалась еврейская национальная школа. А в 1934 г. здание использовалось Домом Обороны.

4 февраля 1934 г. вышло постановление об организации в г. Верхнеудинске Аэроклуба. Был утвержден Оргкомитет, в состав которого вошли представители областного и городского комитетов ВКП(б), обкома ВЛКСМ, горсовета, ОСОАВИАХИМа, руководители предприятий и  учреждений города. В том же году Аэроклуб разместился в здании бывшей синагоги на углу улиц Свердлова и Смолина. В 1940 г. Аэроклуб подготовил 60 пилотов, 20 авиатехников, 16 инструкторов. Стоит отметить выпускников Аэроклуба, которые после поступили в военно-летные школы страны, среди них: Петр Тимофеевич Харитонов, Василий Павлович Михалёв, Логин Александрович Убеев, И. Ельцов, В.Макаров, ставшие в годы Великой Отечественной войны именитыми лётчиками, Героями Советского Союза.  

В советское время облик здания - памятника сильно изменился: шлемовидный купол ликвидирован, надстроен третий этаж, выполнены пристрои с западной и южной сторон, в связи с чем заложены, перестроены оконные и дверной проем главного входа. Произведена перепланировка внутренних помещений. В настоящее время в здании бывшей синагоги расположен учебный корпус №4 ВСГУТУ, кафедра промышленного и гражданского строительства.

Евгений Гриф – специалист АУ РБ НПЦ охраны памятников

В справке использованы материалы из фондов ГА РБ

 Архивное фото: https://cyberleninka.ru/article/n/sibirskiy-mif-v-evreyskoy-istorii-evrei-sibiri-kak-religioznaya-gruppa/viewer

Современное фото: Архив АУ РБ НПЦ охраны памятников

 

Фото: Архивное фото: https://cyberleninka.ru/article/n/sibirskiy-mif-v-evreyskoy-istorii-evrei-sibiri-kak-religioznaya-gruppa/viewer

Читайте также