Культура 24 апр 2023 456

Сиротский приют в Верхнеудинске

Здание сиротского приюта – памятник архитектуры регионального значения располагается в г. Улан-Удэ на углу улиц Ленина и Некрасова (ул. Ленина, 50а).  Здание к концу 2022 г. было отреставрировано и в настоящее время используется Туристским информационным центром «Байкал».

© фото: Из архива АУ РБ НПЦ охраны памятников

В первой половине XIX столетия в системе приказов общественного призрения возникли детские приюты, «Дома несчастнорожденных» и воспитательные дома. В эти дома принимались сироты, малолетние бродяги и преступники, нравственно заброшенные дети.

Созданное 16 июня 1819 г. Общество Попечительства о тюрьмах и Дамский комитет содействовали открытию в Сибирских городах, где располагались тюрьмы, приютов для арестантских детей, которые стали первыми учреждениями в Забайкалье, взявшими на себя ответственность за обучение и воспитание детей. До открытия детских приютов дети арестантов находились при родителях, жили в камерах для женщин, питались скудной арестантской пищей.

Первый приют для арестантских детей был открыт в Забайкалье в городе Верхнеудинске на основании циркуляра управляющего Забайкальской областью и с согласия Верхнеудинского городского общества.

В общественном приговоре октября 1873 г. городское общество приняло решение о выделении на устройство приюта 500 рублей и вынесло решение именовать его в честь основателя вице-президента попечительных тюремных отделений Милютина - Милютинским. Вначале помещение для приюта арестантских детей в городе было наемным, недалеко от тюрьмы в одном из деревянных домов, который не отвечал элементарным санитарным нормам.

В июле 1874 г. попечительница Правления Верхнеудинского для арестантских детей приюта Мария Сысоева напишет письмо в Городовую Ратушу об оказании содействия в отводе пустопорожней земли, находящейся в черте города, под постройку здания приюта «с потребными надворными службами» и в приобретении здания, «вполне приспособленного для детского приюта».

6 октября 1874 г. крестьянин Куйтунского селения Тарбагатайской волости Верхнеудинского округа, торгующий по 2-й гильдии Семен Федорович Борисов, «сочувствуя целям Приюта», дарит Правлению «для сноса на другое место принадлежащий ему деревянный дом, находящийся в г. Верхнеудинске по Большой улице, на углу переулка, рядом с домом наследников умершего Почетного гражданина Курбатова. Дом длины и ширины по 7.5 саженей, окон по той и другой стороне по 7».

Общественным приговором от 23 марта 1875 г. Верхнеудинское Городское Общество уступает добавочный надел земли Правлению Приюта. Общая площадь выделенного в вечное и потомственное владение участка земли составила 840 кв.саж. согласно прилагаемого плана: «пустопорожнего места земли находящегося на нагорной части города Верхнеудинска, на углу Большой улицы и 8 переулка от реки Селенги». Измерение произведено 30 октября 1874 г. вследствие отношения Верхнеудинской Городовой Ратуши от 28 октября за №2354 последовавшего от Правления Верхнеудинского для арестантских детей Приюта от 10 октября за №49 Нерчинским Окружным Землемером Тарановым. В означенном месте площадь земли получилась восемьсот сорок квадратных саженей.

Вскоре, на отведенный участок, с усадьбы купца С.Ф.Борисова был перенесен внушительный по размерам и сложный по плану, бревенчатый дом (ранее занимал место на углу ул. Большой и ул. Базарной – на месте бывшего кинотеатра «Эрдэм»). Дом был одноэтажный, на высоком каменном подклете. Основной объем, рубленный из бревен, оштукатурили.  Учитывая скромные фасады здания, по периметру его украсили дощатым подшивным профилированным карнизом небольшого выноса и фризом из гладкой доски.  Оконные прямоугольные проемы, обрамленные деревянными наличниками простой формы, декорировали профилированными сандриками.

В октябре 1878 г. Министром Внутренних дел Тимошевым утверждается первый Устав приюта для арестантских детей в городе Верхнеудинске, согласно которому «прибывающие с арестантами дети всякого возраста, за исключением грудных, препровождаются Полицейским управлением непосредственно в приют». Согласия родителей для этого не требовалось. Таким образом, патронат детей и подростков из семей арестантов и ссыльнокаторжных возводился в ранг государственной политики и считался важным средством профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Приют существовал на пожертвования торгово-промышленными и кооперативными товариществами города, на средства с розыгрыша лотереи аллегри и спектаклей, ставившихся в Общественном собрании. Приютом заведовала дирекция, во главе которой в 1905 г. стояла попечительница Евдокия Евграфовна Голдобина» (жена Голдобина Николая Ивановича. Она сменила на этом посту Елизавету Ивановну Голдобину (Кукель), потомственную почетную гражданку Верхнеудинска, жену иркутского купца 1-й гильдии Голдобина Ивана Флегонтовича). На 1915 г. в приюте находилось 27 детей -14 девочек и 13 мальчиков возрастом от 2-х до 17-ти лет. Дети обучались грамоте по программе церковно-приходских школ, ведению хозяйства. Мальчиков посылали в разные мастерские для изучения ремесел, а девочки учились шить и рукодельничать. За все время существования приюта более 80 детей нашли в нем пристанище и уход.

В годы советской власти российские дореволюционные сиротские учреждения, сохранившие жизни многих наших маленьких сограждан, закрывались или претерпевали ряд качественных изменений. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников, послужили прообразом для советских детских домов и школ-интернатов.

С 1924 г. в здании бывшего сиротского приюта располагались Дом санитарного просвещения и другие учреждения Министерства здравоохранения республики. В 1996 г. зданию присвоен статус объекта культурного наследия, он является одним из образцов исторической застройки города Верхнеудинска конца XIX в. с хорошо сохранившимся объемно-планировочным решением.

 Евгений Гриф – специалист АУ РБ НПЦ охраны памятников

В справке использованы материалы из фондов ГА РБ

 

Фото: Из архива АУ РБ НПЦ охраны памятников

Читайте также