Культура 7 июн 2023 630

Первая Декада БМАССР в Москве

Осенью 1939 республика стала готовиться к первой декаде.

 

В книге «Монолог перед занавесом» народный артист России П.Николаев  вспоминает интересные моменты подготовки к декаде: «К декаде многое уже было готово. Репертуар постепенно складывался. Были готовы эскизы декораций, костюмов. Режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры и дирижеры тоже уверенно знали свои задачи….

Такие мастера, как И.А.Моисеев, М.САрсеньев, А.С.Крынкин, В.Д.Мидный, М.В.Борчхадзе, П.М.Берлинский, А.М.Железнов, А.Ф.Костин и другие крутили «машину декады» так, как это надо было главному «машинисту декады» И.М.Туманову…. Специально  к лету 1940 года в Улан-Удэ в городском саду был построен летний театр. Сцена была такого же размера, как в филиале Большого театра Союза ССР. В этом театре правительственная комиссия принимала наши спектакли».

Эти мемуары интересны еще тем, отмечая главных героев декады Петр Николаев, пишет о молодых и талантливых композиторах Б.Ямпилове, Ж.Батуеве, ставших потом известными,  о художниках А.Тимине, М.Шестаковой, Б.Чернутове, Г.Павлове, машинисте сцены А.Голубкове, гримере-парикмахере Н.Обожине, костюмерах М.Приказчиковой, И.Тимофеевой.             

       Много нового в бурятское хореографическое искусство привнес мастер народного танца Игорь Моисеев. Сохраняя своеобразие бурятских плясок, он  творчески обработал их, сделал более сценически выразительными. Хореографические этюды   и сольные плясовые номера, разработанные на основе народных танцев и игр Г.Цыденжаповым и М.Арсеньевым, получили свое дальнейшее развитие у И.Моисеева.

Он  заложил фундамент художественной национальной хореографии – базу для профессионального бурятского балета, постановку танцев при полном соблюдении всех особенностей бурятских народных, обрядовых и ритуальных танцев. 

Вот, что писал в газете «Правда» от 23 октября 1940 г.  И.Моисеев: «Необходимо отметить собирательницу и лучшую исполнительницу женских трудовых танцев «Войлок» и «Кожа» танцовщицу Татьяну Гергесову…»    

           Прежде чем приступить к созданию музыки «Энхэ - Булат-батор» профессор Свердловской консерватории М.Фролов, тщательно изучал песенное наследие бурятского народа. Ему во многом помог его ученик по классу композиции бурятский композитор Дандар Аюшеев. Дандар  был знатоком бурятского музыкального фольклора и  стал основным помощником в работе Фролова над национальной оперой.

      Надо отметить и  музыкальную драму «Баир». Она была создана на материале народного эпоса. В роли матери главного героя выступила Вера Лыгденова. Эта  небольшая партия  удалась молодой певице. Вероятно потому, что как вспоминала она много лет спустя: «Конечно, я знала, что у меня есть голос, очень любила петь, особенно народные песни, подражая старику-сказителю, которого слушала маленькой девочкой в родном улусе. Много раз и до сих пор помню, как красиво и выразительно пел старик».  

  3 октября 1940 года участники декады выехали в Москву и прибыли вечером 11 октября. Даже в пути не прекращались репетиции. Один из вагонов поезда попеременно был балетным классом,  то концертным залом, то классом для занятий с солистами.

       20 октября 1940 года состоялось открытие декады бурятского искусства оперой «Энхэ-Булат-батор». В газетах писали о большом успехе первой национальной оперы.

    При очередном показе оперы 25 октября  прибыли И.Сталин, М. Калинин, В.Молотов, К.Ворошилов, А.Микоян, С.Буденный и другие. Второй декадный спектакль «Баир» прошел дважды, уже  22 октября, на нем присутствовали И.Сталин, В.Молотов, К.Ворошилов и А.Жданов. Спектакль, рожденный легендой, шел слаженно, артисты играли с большим подъемом. 

       В залах музея Восточных культур была развернута выставка, на которой посетители могли увидеть картины Ц.Сампилова, Р.Мэрдыгеева, А.Окладникова, Г.Павлова, А.Тимина и других.  

Кроме изобразительного искусства республики на декаде были представлены работы 30-ти народных умельцев: среди них резчики  по дереву Норбоев Баир, Джамбалов Пакба, Дошаев Шоен, чеканщики Тубчинов Галдан, Логинова, вышивка гладью жены Ц. Сампилова Ханды Очировны. Всего было 650 экспонатов из них 230 из  фондов антирелигиозного и историко - революционного музеев  республики и Иркутского краеведческого.

     30 октября в семь часов вчера состоялся прием декадной делегации Бурятии в Кремле, который начался с концерта участников декады. Исполнялись «Колесуха» В.Мирошкина и танец пастухов Б. Ямпилова, дирижировали Ж.Батуев и И.Рык, арию хана из «Энхэ-Булат-батор» исполнил Б.Балдаков, народный танец «Войлок» танцевала Т.Гергесова, бурятские песни в сопровождении оркестра народных инструментов спели М.Балсаева, С.Дугарова, Н.Таров, А.Арсаланов. Семейский хор исполнил песни «Жил я у пана», «В островах охотник». А.Ильин перед И.Сталиным станцевал лезгинку. Хорошо встречали героиню декады Н.Петрову. В конце приема И.Сталин произнес тост в ее честь. 

     Искусство Бурятии было высоко оценено. Многие участники декады получили правительственные награды и звания. Награждение состоялось в Кремле и вручал награды М.Калинин. Бурятский театр первым из национальных театров  Российской Федерации был награжден орденом Ленина.

Фото и документы из личного архива А.Сахирова, А.Аюшеева, О.Могноновой.

                                       Краевед Галина Мададаева

                                     

Читайте также