Культура 10 июл 2020 2579

​Галина Раднаева. Три интервью с ламами дацана «Отошо»

Галина Жигмытовна Раднаева (Санджэ-Сурун) — поэт, родилась 15 января 1949 года в селе Малый Нарын Джидинского района Бурятии. Автор поэтических сборников, выходивших на бурятском языке и в переводе на русский язык. В последние годы ею собраны и изданы материалы по фольклору джидинских бурят.

 

 

Перевод с бурятского Сергея Балсанова

 

Десять с лишним лет прошло со времени создания буддийского дацана «Отошо», трехэтажное здание которого располагается рядом с технологическим университетом по улице Смолина. Строительство дацана проводил доктор тантрических наук, геше-аграмба тантрист Нима-Цэрэн-багша (Нийма Тсерин), прибывший из Индии. Тогда не было людей, которые помогли бы денежными средствами, ему пришлось занимать деньги у знакомых. Создав дацан, он возглавил его, став настоятелем.

По его приглашению приехали и начали работать ламы, также доктора наук, тантристы в степени аграмба, и в дацан стало приходить всё больше и больше верующих. Среди многочисленных хуралов, в дацане проводятся и такие, которых нет в других дацанах Бурятии: Долма Юнду, Мамо Тугон, Шэрнин Дудог, Дапхи. Все ламы дацана читают молитвы наизусть — они строго соблюдают все требования, чтобы помогать тем, кто обращается к ним со своими жизненными проблемами.

Предлагаю вниманию читателей интервью с этими ламами, прибывшими к нам, в такую даль, чтобы молиться за благополучие не только людей, но и всех живых существ.

 

Из беседы с геше-аграмба Нима-Цэрэн-ламой,

настоятелем дацана «Отошо»

 

Вопрос: Уважаемый Нима-Цэрэн-багша, когда-нибудь прекратятся жадность, стремление к обогащению, стяжательство?

Ответ: Считается, что нынешнее время — время осквернённое. Но не надо всё сваливать на плохие времена, ссылаться на это. Люди сами неправильно организуют свою жизнь, особенно в нынешнее время, когда многие завидуют друг другу, желают окружающим зла, соревнуются в достижении не самых праведных целей, ссорятся, изготавливают оружие, и мысли у них не благородные.

 

Вопрос: Когда, при каких условиях придёт хорошее время?

Ответ: Всё зависит не от времени, а от самих людей. Если люди внутренне изменятся в лучшую сторону, например, перестанут завидовать друг другу, стремиться обрести хорошее только для себя, будут правильно мыслить, правильно поступать, принимать решения — тогда и наступят хорошие времена.

Говорим: всё живое должно освободиться от сансары (непрерывная цепь перерождений) — это очень сложное дело. Но если каждое живое существо, воспитывая себя, сможет освободиться от трёх отравляющих состояний — то придёт к гэгээрэл (просветлению). Живых существ много, если они смогут освободиться от сансары, придут к состоянию Будды. Но это сложно. Когда люди смогут освободиться от отравляющих состояний, придёт хорошее время.

 

Вопрос: Ваше мнение о хубилгаанах — перерожденцах, способных отличать, кто есть кто, какие у кого мысли, желания, стремления…

Ответ: Ваши вопросы — очень тонкие, сложные, касающиеся святых материй. Будда сказал, что рассмотреть человека насквозь, узнать его особенные, сокровенные мысли — весьма сложно. Например, я сам окончил тантрический факультет, аграмба, обладаю многими знаниями, но ничего не могу сказать о таких людях. О людях, достигших невероятных целей, могущих предсказать события — нет возможности дать точное определение.

 

Вопрос: Каким образом, какие люди приходят в хогоосон шанар (состояние пустотности)?

Ответ: Чтобы прийти к пониманию состояния пустотности, человек должен много работать над своим сознанием, очищать себя, преодолеть пять путей буддизма, десять сущностей бодхисатв, освободить себя от отравлений, старательно очистить все следы отрав. Только после этого достигается состояние пустотности.

С сознанием человека может случиться разное, после продолжительной болезни силы его могут быть на исходе, он может видеть невидимое, миражи. Это не относится к состоянию пустотности. Сознание человека обладает многочисленными отличиями, и чтобы видеть невидимое, не обязательно болеть. Можно видеть невидимое и в здоровом состоянии. К примеру, на моей родине есть много людей, которые видят то, что не видят другие. Бывают дети, которые рассказывают о своей предыдущей жизни, а повзрослев, об этом забывают. Они тоже не относятся к состоянию пустотности. Это просто люди с особенным, обособленным умом.

Между тем, согласно буддийскому учению, наша Вселенная, планета Земля, вся наша жизнь — иллюзорны. Всякое явление имеет причину, и всё обманчиво. К примеру, одно из своеобразных подтверждений: если всё время думать о сабдаках — хозяевах местностей, о невидимых субстанциях (призраках), уделять постоянно им внимание — они могут показаться на самом деле.

С другой стороны, когда жарит солнце, а снизу проплывет облако, по земле проплывёт тень от облака, и может показаться, что движется что-то. И если покажется, что мимо вашего дома прошло что-то похожее на человека, не стоит обращать на это много внимания. Проходит — ну и пусть проходит! Не надо задумываться над этим, не стоит стараться проникнуть в суть того явления.

 

Вопрос: Иногда бывают удивительные случаи. К примеру, в нашей местности был старик, который исчезал на несколько дней. Говорили, что его уводил уулын эзэн — хозяин священной горы. Что это?

Ответ: Некоторые старые люди, еще не впав в старческий маразм, иногда становятся забывчивыми. Например, поставят куда-нибудь посудину, а потом не могут найти, ищут, ищут… У них временами случается помутнение разума, временами наступает просветление. Например, в нашем краю был случай: однажды один человек пошёл посмотреть свою скотину и уснул в степи (ни в коем случае нельзя засыпать в степной, безлюдной местности). Когда его, сонного, уносили духи — хозяева местности, спящий как будто то просыпался, то снова засыпал. Люди устали его искать, обратились к ламе. Тот, изучив обстоятельства, сказал: «Его унесли хозяева местности, через день вернут». И вправду, через три дня, когда был дождь с градом, сверкали молнии, потерявшийся сидел у себя дома. А лама еще сказал: «Если этого человека не будете удерживать, он снова исчезнет». Такие случаи происходят время от времени.

 

Вопрос: Бывает, когда человек спит, ему грезится: сон не сон, явь не явь — такое явление (действие), которое впоследствии повторяется в действительности, точь-в-точь, как было во сне. Это что?

Ответ: Сны бывают разные. Некоторые предсказывают то, что случится в будущем. А некоторые сны пустые, ничего не значат. Ночь делится на три части. Третья часть ночи — перед самым рассветом, и то, что приснится в это время, может оказаться вещим сном. Но не стоит обращать много внимания на сны. Когда человек много думает на какую-то тему — это и может ему присниться.

Между тем человек, много работающий, иногда не может разобраться, прав он или не прав, много думает над этим, и эта проблема может ему присниться в первой или второй части ночи. Это влияет на «игры ума», развитие сознания, души.

Вопрос: Говорят, что весь мир, время, технология, учения, информация, жизнь, природа, сами люди — всё попало под осквернение. Есть ли способы избавиться от осквернения? Распространяющаяся сейчас неизученная болезнь, наконец, образумит людей?

Ответ: Весь мир, всё, что нас окружает, технология, мысли и стремления, Ваши произведения, то, что пишете — должно очиститься от скверны, и все мы должны принимать участие в этом. Всё это не произойдёт быстро. Согласно нашему тантрическому учению все живые существа, к примеру, люди, имеют возможность достигнуть очищения в одной жизни. Некоторые живые существа очень долго, во многих перерождениях, будут испытывать страдания, и очистятся, когда придут хорошие времена. Все люди не могут одновременно очиститься, прийти к просветлению. Каждое живое существо имеет свою судьбу, своё предназначение, своё осквернение. Потому приход хорошего времени надо ждать очень долго.

Много случаев алчности, жадности, других недостатков души. Важно бороться с такими неправедными явлениями. Я думаю, нынешняя непонятная болезнь может повлиять на исправление именно тех людей, кто страдает названными отрицательными качествами. Плохо стремиться к наживе, к обладанию имуществом сверх меры. Человек не унесёт в могилу нажитое. Хорошо, если человек поймёт это. Важнейшая цель буддизма — добиться, чтобы каждый человек строго оценивал, контролировал свои мысли, вовремя пресекал свои стремления, если возникнут чувства жадности, злобы, зависти. Сострадание, жалость, буян (благие дела) — надо постоянно думать об этом, стремиться к этому. Даже если три-пять человек начнут думать об этом, поступать по таким принципам — жизнь начнёт меняться к лучшему.

 

Вопрос: Иногда высказываются мысли, что когда установится связь человечества с космосом, мужчины обретут качества Бурхан Багши (Будды), а женщины — качества Ногоон Дари эхэ (мать Зелёная Тара), Сагаан Дари эхэ (мать Белая Тара) — люди достигнут высшей ступени развития, придут к единству целей и стремлений, или же все погибнут в ядерной войне. Ваши мысли по этому поводу…

Ответ: Обратите внимание на мысли людей, на их склонность к вражде, ссорам, стяжательству… Если не изменить мысли, не исправить поведение в правильную сторону, не перестать соревноваться, кто больше наживёт богатства — то и время никак не изменится в лучшую сторону. Трудно превращение мужчин в Будд, женщин в Ногоон Дари эхэ. Не подавив жадность, алчность, злобу, человек никогда не придёт к просветлению, не обретёт качеств Будды.

В первую очередь надо воспитать себя, только после того человек пойдёт по пути совершенствования, просветленного ума, возвысится по сравнению с нынешним состоянием. Разговоры о том, что в будущем всё разрушится, будет ядерная война — пустые разговоры. Не только у людей есть предположения о будущем, есть и слова Будды.

Вопрос: Чтобы отправиться в Шамбалу, не обязательно умирать, можно попасть туда и при жизни, сказал в своей лекции Тинлей-багша. Что Вы думаете по этому поводу?

Ответ: Шамбала — это не какая-то географическая точка, а сила учения, науки. Например, тот, кто сумел подавить в себе всё плохое, отправляется в чистое, священное место, или в Шамбалу. Между прочим, мы, тантристы, не имеем права раскрывать тайны религии (эти тайны не должны знать все). Среди тибетских лам есть обладающие невероятными способностями, но они не показывают этого: считается грехом.

 

Вопрос: В прежние времена некоторые бурятские ламы уходили в лес, места, отдаленные от людей, пещеру, и «сидели в даян» (отшельничество). В Тибете сейчас есть такое?

Ответ: Отшельничество — не такое уж сложное дело. Только нужны подходящие условия. Здесь таких условий нет: нужно помещение, где готовится еда. Все ламы нашего дацана по много раз «сидели в даян». Ламы каждого дацана нашей страны непременно должны «сидеть в даян».

 

Вопрос: В буддизме есть много направлений. Чем они отличаются друг от друга? Каково направление вашего «Отошо» дацана? Расскажите об этом!

Ответ: Все дацаны нашей страны направления «Гелугпа» создал ученик Богдо Зонхобо (Цзонхавы, основоположника ламаизма) Шиираб Сэнгэ. Хоть и было много направлений буддизма, на самом деле главный смысл одинаков, все мы буддисты. Будда отличал индивидуальные особенности каждого своего ученика и каждому давал своё Учение соответственно его восприятиям, но они в конце концов все пришли к просветлению. Вот оттуда появились разные школы буддизма. Но все мы исповедуем единую религию — Учение Будды Багши.

 

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, где, когда Вы родились, о родах отца, матери.

Ответ: Недалеко от столицы Тибета — Лхасы, есть местность Тулун, там я родился в 1965-м году. В семье я старший, еще есть три младших сестры.

В 1959-м году, до прихода китайцев, прародители матери были способные люди, знавшие грамоту, зажиточные, известные благими делами (буян). Китайцы многих посадили в тюрьмы, некоторые кончили жизнь самоубийством. Люди рода отца не были богатыми, но пользовались уважением среди земляков, отца ставили в пример. С приходом китайцев все люди испытали бедствия, голод. В то время отец помогал людям по мере возможности, о нём люди вспоминают добрым словом. Умер отец в 2019-м году.

Между прочим, младший брат бабушки (матери отца) был в предыдущей жизни великим ламой. Не было в нашей родове (как по линии отца, так и по линии матери) ни шаманов, ни удаган (шаманка). Например, у отца было два младших брата и младшая сестра. Братья имели одну жену на двоих (в Тибете возможно одной женщине иметь двух мужей). Один из их сыновей, говорят, перерожденец непревзойдённо великого ламы, и в нынешней жизни он — лама.

 

Вопрос: В одной книге прочитала, что китайцы в Тибете делали операции женщинам, чтобы они не рожали детей (стерилизация), и долго испытывала крайнее возмущение. Действительно такое было?

Ответ: Во время культурной революции я еще не родился. Но слышал о тяжелых годах того времени от других. И о стерилизации женщин слышал. Но в нашей местности в мои детские годы такого не было. Только был китайский закон, что семья не может иметь более одного ребенка. Но наше поселение находится в сельской местности, на окраине, и этот закон не действовал.

 

Вопрос: Вы лечите людей. Где Вы этому учились? Или в роду были лекари?

Ответ: По линии матери среди прадедов, прапрадедов лекарей не было, многие были высокопоставленными государственными чиновниками. А по линии отца, начиная с четвертого поколения, отцы передавали сыновьям опыт лечения людей. И сейчас они помогают людям. К слову, в третьем поколении был Цываан, прославленный лекарь. Желающие непременно лечиться у него, говорят, приезжали из отдаленных мест, преодолевая на конях трёхдневный путь.

Я сам, окончив школу в 14 лет, поступил в медицинское училище, окончил с правом работать в сельской местности лекарем. В 20 лет начал учиться на тантрическом факультете дацана в Лхасе.

 

Вопрос: Поддержали ли родители Ваше стремление стать ламой, так как Вы были единственным сыном в семье?

Ответ: Родители не хотели, чтобы я стал ламой. По тибетским правилам, самый старший или младший сын должны жить в родительском доме, помогать родителям в хозяйстве. Особенно отец не хотел, чтобы я стал ламой.

В конце 1989-го года ушел в Индию тайком, убегал через Гималаи, два месяца шел. Затем в начале 1990-го продолжил учёбу. Друг моего учителя, живущего в Лхасе, жил в Индии, и я, как только приехал туда, нашёл его, стал его учеником (послушником).

Преподаватель философии Намжал Бимба прилагал немало старания, чтобы сделать из учеников настоящих лам, оказал на нас огромное влияние. Были и другие учителя, к примеру, я жил у учителя Сультим Самбуу. Когда приехал в Индию, у меня не было ни одежды, ни денег, ни родных, ни знакомых, кроме учителя, никто не мог мне помочь. Учитель помогал мне всесторонне. Питались мы в дацане, но времена были нелёгкие, и в дацане с едой было неважно. Чтобы я не голодал, тот же Сультим-лама помогал продуктами.

 

Вопрос: В прежние времена наши ламы, рассказывали мне старые люди, бывшие когда-то хувараками, что их за малейшую провинность наказывали. Слышала, что и у вас практикуется такое. Это правда?

Ответ: В моей стране — Тибете — учителя пользуются огромным уважением. К примеру, если ученик ленится, плохо учится, учитель наказывал его (не исключая физического воздействия, слегка, конечно), и родители наказанного не предъявляли претензий наставнику: осознавали, что это сделано ради того, чтобы сын вырос умным, добивался успехов, и были даже рады этому. Нельзя было подвергать учителей критике, что бы ни делали — считали правильным.

И я, будучи маленьким, когда только учился буквам, иногда получал наказание. Но после, во время учёбы на ламу в дацане, такого не случалось, потому что я учился прилежно. В дацане была должность унзад-ламы, который начинал читать молитвы (вроде запевалы). В течение многих лет я исполнял эти обязанности. И потому ко мне не применялись наказания.

 

Вопрос: Буряты считали, что лечиться нужно соком тех растений, что произрастают в нашей местности. Лекарь Галдан Ленхобоев, когда был жив, однажды рассказал мне, что у нас произрастают в достаточном количестве все растения, необходимые для лечения людей. А Вы собираете лекарственные растения в Бурятии?

Ответ: Какие лекарственные растения растут в Бурятии, какие здешние травы помогают бурятам — точно не могу рассказать. Если произрастают разные полезные травы в большом количестве, их надо собирать.

Для изготовления лекарств нужны разные растения, и они произрастают в Индии. Потому лекарства я заказывал в Индию и получал в готовом виде. Там растут не только нужные травы, но и разные виды ягод, нужных для специальных лекарств. Раньше заказывал в Маньчжурии, но после понял, что их качество немного хуже, так как в лекарствах не хватало некоторых компонентов. Потому сам стал ездить в Индию, привожу нужное. Даю лекарства тем больным, которые верят мне. Не пробовал брать лекарства у монголов, ничего не могу сказать о лекарствах оттуда.

 

Вопрос: До того, как приехали в Бурятию, изучали русский язык, или начали его осваивать после приезда к нам?

Ответ: Тибетцы и буряты имеют сходство между собой: и культура, и образ мысли, и религия, и еда. Когда приехал сюда в 2004-м году, по-русски не понимал ни слова. Начав общаться с людьми, осваивал по одному-два слова.

Перед наступлением 2001-го года я приехал после посещения Италии и других стран, в 2002-м году стал аграмба — доктором тантрических наук. Затем меня пригласили преподавать тантрическое учение в четыре места: в крупный дацан в северной Индии, в провинцию Сэржю-Омба Тибета, в дацан Джюмет Лхасы (одноименный дацан есть и в Индии), затем в Россию, а потом во Вьетнам. Я хотел на родину, в Тибет. Но всё же приехал сюда: Агваан Цоглам, с которым я учился, уговорил меня приехать в Россию.

 

Вопрос: Наверное, было очень трудно в чужой стране, не зная языка, возводить дацан? Надо получить землю, стройматериалы, нанимать строителей, решить много вопросов, чтобы завершить строительство. Расскажите об этом.

Ответ: До 2007-го года по приглашению римпоче три года проработал в дацане «Римпоче Еши Лодой», после чего обратился к римпоче, преподнёс ему хадак и попросил разрешения, чтобы он отпустил меня работать в другое место. Так в 2011-м году начал строить дацан.

Строить дацан было очень трудно, чего я только не испытал! Брал деньги у знакомых, у друзей в долг без процентов, потом возвращал обратно. Никуда не обращался за помощью, знал, что никто не поможет. Но из-за того, что земля не была документально оформлена, как полагается для религиозной организации, приходилось платить крупные налоги. Но я их заплатил. В 2013-м году получил российское гражданство и лишь в 2020-м году добился льгот для дацана.

 

Вопрос: Было бы хорошо, если бы Вы вкратце рассказали о ламах дацана…

Ответ: Сейчас в нашем дацане работают четыре ламы: астрологи Ваанчин, Жимбаа, Пунцог, Дабаа-Цэрэн. Все они окончили тантрический факультет, доктора тантрических наук, имеют степень аграмба. Например, лама Ваанчин (Гйалтсен Вангчен) окончил учёбу в Тибете, уехал в Индию, лама Жимбаа (Нгаванг Джинпа) в 1985-1991-х годах учился в Шедуплен дацане, после окончания уехал в Индию. Они оба окончили тантрический факультет университета Гьюдмед (центр высшего буддийского образования, штат Карнатака) — Ваанчин в 2002-м, Жимбаа в 2003-м году. Ваанчин стал доктором тантрических наук. Точно того же достиг Жимбаа. Оба с 2012-го года работают в этом же дацане.

В 1959 году, когда вторглись китайцы, одна семья убежала в Индию. В той семье родился астролог Пунцог-лама (Пхунтсок Чои), 1983 года рождения. Он с семилетнего возраста стал учиться на тантрическом факультете университета Гьюдмед, который окончил в 2013-м году, стал геше-аграмба или доктором тантрических наук. Астролог Даваа-Цэрэн (Даваа Тсеринг) лама родился в Индии в такой же семье (беженцев) в 1991-м году, в 2015-м окончил тот же университет и работает с 2019-го года. Этот лама с малых лет был моим послушником (учеником).

 

Вопрос: Ламы Вашего дацана прибыли сюда вместе с Вами?

Ответ: Этим ламам я отправил приглашения. Например, ламы Ваанчин, Жимбаа приехали, когда дацан еще не был достроен, устроились жить в маленьком домике. Молебны начали вместе.

 

Вопрос: В ваших дацанах читаются молитвы, которые не читаются больше нигде в Бурятии. Приходят ли хувараками парни-буряты?

Ответ: 4-5 лет назад хувараком стал астролог Сультим-лама (Занданов Бимба Тумурович), родившийся в 1977-м году в Джидинском районе. Проучившись год в дацане Гэдээн Пунцоглин, затем два года учился в дацане Гунцог Цогпа. Сейчас он хорошо владеет обрядом «сэржэм ургэлгэ», знает, как проводить другие обряды (молебны).

Вопрос: Далай-лама, Тинлей-багша, Еши-Лодой римпоче пишут и издают книги, которые просвещают людей по вопросам буддизма, разъясняют правила, рассказывают о многочисленных богах. Думается, если Вы будете издавать книги по вопросам тантризма, это было бы очень нужно людям. Или уже пишете?

Ответ: Планов о написании книг у меня нет. Будда сказал в своём учении, что все живые существа должны стремиться к избавлению от страданий, к обретению счастья. Воспримут это люди или нет — их дело. Подавлять в себе плохое, очищаться от скверны — решение самих людей, их веры, их стремлений. Если человек сам не стремится подавить плохое, очиститься, просвещаться — как ему поможешь? Думаю, что надо было бы написать книгу об этом.

 

Вопрос: Нима-Цэрэн-багша, последний вопрос: Вы сказали, что в Тибете говорили: «На небе есть солнце и луна, а на земле — только Гьюдмед-дацан и Гьюто-дацан». Расскажите, пожалуйста, про эти дацаны.

Ответ: Раньше Богдо Цзонхава, держа в руке тантрическую книгу, спросил у своих учеников: «Кто будет продолжать тантрическое учение?». Ученики все опустили головы и молчали, понимая, что это — огромная ответственность!

И только один его ближайщий ученик Джецун Шираб Сэнгэ встал и сказал: «Я смогу». Богдо Цзонхава очень обрадовался и подарил-вручил ему свои священные реликвии: собственную копию тантрической книги, хекали (это ценная бамбуковая «коробка» для книги) и каудже пон.

Потом Джецун Шираб Сэнгэ построил Гьюдмед-дацан. Чуть позже Джецун Гунга Дондуп построил Гьюто-дацан. В Гьюдмед-дацане служат только 500 лам, больше нельзя. Для того, чтобы попасть на службу в Гьюдмед-дацан, приходится ждать и 10 и 15 лет. Если кто-то уедет или умрет, одно место освобождается и только тогда один лама может поступить на это место.

При этом, есть два пути поступления в Гьюдмед-дацан: первый — при должном образовании, как геше-аграмба Нийма Тсерин (Нима-Цэрэн-багша), геше-аграмба Нхаванг Джимпа (Жимбаа-лама), геше-аграмба Гйалтсен Вангчен (Ваанчин-лама). А вторая возможность: только после окончания философского факультета в дацанах Ганден, Сера и Дрепунг.

Без обучения в Гьюдмед-дацане невозможно стать Гелукпе Ганден Чеба — то есть, единственным, самым высшим человеком во всей иерархической системе, главным в школе Гелукпа.

 

 

Из беседы с геше-аграмба (Нгаванг Джинпа) Жимбаа-ламой

 

Вопрос: Уважаемый Жимбаа-багша! В каком году, где, в какой семье Вы родились? Были ли в роду отца, матери известные ламы, предсказатели?

Ответ: Родился я в 1970-м году. Мать звали Лхаки, отца — Тенпел. Пятеро младших братьев матери все были ламы, один из них был оракулом государственным Нечун, одна из младших сестёр была хандамаа (монахиня).

В семье было четверо детей, есть после меня младшие — две сестры, один брат. Отец умер, когда мне было шесть лет.

 

Вопрос: Как жили Ваши родители, близкие родственники, когда в 1959-м году устанавливали свои порядки китайцы?

Ответ: Когда пришли китайцы, родители никуда не уехали, в 1980-х годах жизнь тибетцев немного улучшилась, и мальчики, желающие стать ламами, получили возможность учиться в дацанах. В то время из четверых дядей по материнской линии трое стали простыми мирянами, обзавелись семьями. А вот дядя Агваан Пэлджор был способным ламой, остался им и решил заняться работой по восстановлению разрушенного дацана. А дядя Агваан Ешэ стал руководителем какой-то организации (предприятия) и помог ему деньгами, и вдвоём они не торопясь начали работу по восстановлению дацана в 1980-х годах, к 1985-му году закончили строительство. Вскоре дядя стал настоятелем того дацана под названием Шэджублин. Всего там стали работать семеро лам, включая дядю.

 

Вопрос: Ранее дацан Шэджублин был разрушен китайцами?

Ответ: Дацан Шэджублин был дацаном местности Гункаар района Лука, где я родился. Его возвёл Далай-лама пятый, проживая там, он проводил много молебнов. В дацане служили более 300 лам.

Чтобы попасть в дацан, верующие, после того, как проезжали нашу местность, еще часа два объезжали гору на их пути. Сейчас там прорыли туннель, и люди могут через него попасть прямо в Лхасу.

 

Вопрос: По какой причине, в каком возрасте Вы решили стать ламой? Согласились ли домашние с Вашим решением? Кроме того, в каком дацане Вы начали учёбу?

Ответ: С малых лет я окреп на тяжелых работах, потому ежедневно начал принимать участие в чёрной работе по возведению дацана, как только началось его строительство, не зная усталости, работал с желанием. Строительство закончилось, я стал хувараком дацана.

Когда я сказал матери, что хочу стать хувараком, мать и тётя обрадовались, хотя нужен был помощник матери для домашней работы.

Шесть лет я проучился в том дацане. В семье было много детей, и я до достижения 15-ти лет какую только работу не делал, начиная и со строительства дома, и на поле. Постоянно отпрашивался с занятий, чтобы помочь дома, в конце концов был вынужден оставить учёбу.

Но, когда учился, хотя у меня было стремление изучать философию, возможностей в то время не было, да и китайцы тоже чинили разные препятствия, и я учился в основном правилам проведения религиозных молебнов, церемоний.

В конце концов в 1991-м году я отправился в Индию, поступил в центр высшего образования при дацане Гьюдмед — тантрический университет, который окончил в 2003-м году, стал аграмбой первой ступени, или доктором тантрических наук.

Когда я приехал в Бурятию, был завершен только первый этаж этого дацана, второй этаж был достроен уже при мне. Мы, недавно прибывшие трое лам, стали жить в пустом маленьком доме. Проводили хуралы (молебны), сидя на матрацах.

 

Вопрос: В 1957-1958-х годах, когда я окончила подготовительный класс и только начала учиться в первом классе, бабушка съездила в Улан-Удэ и привезла лундэн (текст пророчеств). В тайне от всех, когда приходили к бабушке по ночам несколько верующих, она заставляла меня читать тот самый текст. Много ночей читая лундэн, я незаметно для себя выучила его наизусть. Всё написанное в тексте, сейчас, в наше время, на мой взгляд, находит свои подтверждения. К примеру, было написано, что по отношению к имуществу (богатству), к детям, многим другим вопросам сознание людей изменится к худшему, распространятся неизвестные болезни, это я хорошо помню. Это великие предсказатели предвидели заранее?

Ответ: Есть буддийская книга предсказаний под названием «Лундэн». Там написано, что произойдёт в будущем в Непале, Тибете и других странах. Написанному там можно верить, иногда предсказанное сбывается, иногда нет. Появление такого «Лундэна» — не сильно удивительное событие.

Тем не менее мы, буддисты, верим бедственным событиям, судьбе, причине бед, приключениям с неприятностями, но препятствовать сказанному в «Лундэн», пытаться изменить неизбежное невозможно. Например, в одной книге было написано, что человек с отметиной на лице придёт в Тибет и завоюет страну. Действительно, Мао Цзэдун пришёл и завоевал страну. А тибетцы ничего не могли сделать. Это и есть неизбежное (карма).

В наше время, если сказать о предсказаниях, был такой разговор: какой-то индиец о незнакомой болезни, распространенной сейчас, предсказал еще четыре месяца до её появления, еще сказал, что она будет бушевать 10-11 месяцев, а на 12 месяц начнёт утихать. Но когда болезнь вернётся, будет протекать еще тяжелее, чем в первый раз.

 

Вопрос: Уважаемый Жимбаа-багша, еще один вопрос: слышала утверждение, что есть другие боги, которым молятся буряты. Еще бывают люди, утверждающие, что молитвы им не помогли. Ваше мнение по этому поводу…

Ответ: Что касается богов: боги есть. Например, Бурхан Багша, Идамы, защитники-сахюсаны Учения Будды и другие — это все бодхисатвы. Они сами для себя ничего не делают, а стараются помогать другим живым существам. Вот им мы и молимся, а они не различают — бурят ты, тибетец или русский, молодой или старый, ребёнок — всем стараются помочь. Потому для буддистов нет «наших богов, которые нам помогают», или «другие боги, нам не помогут». Одним словом, все боги помогают всем.

Вместо того, чтобы рассуждать: среди лам «те такие, а эти эдакие», каждому надо подумать: это моё «уйлын ури» (неизбежное), надо его улучшить, делая буян (благие дела), изучать божественные книги, читать молитвы, мантры, и это даст, хоть понемногу, возможность развития. Причину надо искать внутри себя, а не где-нибудь. Хорошо бы, если каждый от всего сердца старался думать светлыми мыслями.

Если говорить о закономерностях неизбежного, всё до конца невозможно высказать. Согласно нашей буддийской вере, когда человек совершит буян, след останется в его душе, ощущениях. Между прочим, если совершенное человеком — и хорошее, и плохое — оставляет след в его ощущениях, когда он постоянно молится, его плохое подавляется, хорошее остается, и в его последующей жизни закладываются хорошие результаты.

Если сказать об учении христианства: если кто-нибудь придёт к попу, ему отпускают грехи. К примеру, надо верить тому, что сказал Иисус, и нельзя подвергать сказанное критике, сомнению. А в буддизме такого нет. Будда сказал: «Вы должны задумываться над тем, что я сказал и почему, какой в этом смысл». Надо стремиться совершить буян, говорится в буддизме. Если совершить хоть небольшой буян и дальше продолжать его увеличивать, «уйлын ури» будет развиваться в лучшую сторону и в конце концов приведёт к гэгээрэл (просветлению).

 

 

Из беседы с геше-аграмба (Гйалтсен Вангчен) Ваанчин-ламой

 

Вопрос: Уважаемый Ваанчин-багша, мой традиционный вопрос: где, когда Вы родились, в роду отца и матери были ли предсказатели, ламы?

Ответ: Родился в провинции Камджарун, в местности Джоном, далековато от Лхасы, в 1969-м году. В семье было шестеро детей, четверо из них — мальчики. Я  самый старший из сыновей. В роду отца было много лам, самые прославленные из них жили в Лхасе. И в роду матери были известные ламы.

 

Вопрос: В 1959-м году, когда наводили свои порядки китайцы, что делали Ваши родители?

Ответ: Когда происходила «культурная революция», родители никуда не уезжали, а мы, дети, родились, когда жизнь несколько улучшилась.

 

Вопрос: В каком возрасте решили стать ламой, где учились, где Вам присвоены высокие степени?

Ответ: Сначала в китайской школе проучился 10 лет, а после этого решил стать ламой. Так проучился два года в дацане Норбулин (дацан с таким названием есть и в Потале) в нашей местности. Потом уехал в Лхасу, 4 года учился на тантрическом факультете дацана Гьюдмед буддийского университета. Поехал в Индию с целью продолжить образование и должен был 15 лет учиться в дацане Гьюдмед. Дело в том, что начинать учёбу в том дацане надо было с самого начала, из года в год переходить на ступень выше, и так 15 лет. Если оставишь учёбу, потом не имеешь права вернуться и продолжить учёбу. Так, проучившись весь срок, защитил свои знания, стал геше-аграмба или доктором тантрических наук.

Там, кроме изучения философии, учились создавать песчаные и другие мандалы, можно было учиться другим наукам. Если решишь продолжить образование, начинаешь изучать английский, китайский языки и много наук, соответственно высшему образованию. Поэтому если будешь учиться и учиться, учёба будет продолжаться до конца твоей жизни.

 

Вопрос: Как Вы перенесли здешние морозы?

Ответ: В 2012-м году, до приезда с целью работать с Жимбаа-ламой, я пять дней был в Москве, оттуда поехали в Сочи. Там за 10 дней создали песочную мандалу Будды медицины и 10-11-го января прибыли в Улан-Удэ. Было очень холодно, 20-сантиметровый слой снега — зима была в разгаре.

В маленьком доме, куда мы поселились на житьё, тоже было холодно, там была железная печурка — «буржуйка», и мы топили её, согревались, затем вдвоём начали проводить молебны. В то время никто не знал о нашем приезде, и верующие туда не приходили. Так до прихода весны проводили молебны, потом вернулись в Индию через Монголию.

 

Вопрос: У нас некоторые добровольно меняют религию. Разве можно оставлять богов, которым молились прапрадеды и переходить в другую веру?

Ответ: И буддисты, и католики, и представители разных других конфессий хотят избежать страданий, стремятся к благополучию — в этом все одинаковы. И все религии в обещаниях обеспечить это — похожи. Потому утверждать, что только буддизм — лучшая религия, а все остальные хуже, нельзя. Все религии желают всем живым существам здоровья, благополучия, всего хорошего, в этом все религии едины. Так как и шаманизм добивается таких же целей — он имеет право на существование.

Согласно учению буддизма, важнее всего главное внимание уделять сознанию человека. Если кто-то направляет свой ум, сознание в лучшую сторону — это приведет к буян (благим деяниям). Например, если человек придёт к осознанию сострадания ко всем живым существам, он получит возможность делать подношения к богам, к своим предкам и роду. Это будет считаться буян, потому что внутри него вселяется бодхисатва. А если он не придёт к состраданию к живым существам, к молитвам богам и предкам, это не приведёт к буян.

В первую очередь нужно очистить душу, и после того можно молиться богам, своим предкам, говорится в буддизме.

 

Вопрос: Ещё будучи студенткой, читала «Разговор с Гёте» Эккермана. Там говорилось, что домашний цветок, стоящий на подоконнике, впитывает в себя душевное состояние хозяина, что меня сильно удивило. Это верно?

Ответ: Может быть и верно. Например, цветок в моей комнате находится под моим «уйлын ури», и, возможно, тесно связан со мной, или между нами есть тонкая связь.

Когда меняется моё душевное состояние, трудно сказать, меняется ли цветок или нет. Надо над этим поразмышлять.

 

Вопрос: Когда обращаются к шаману по любому вопросу, они говорят: в первую очередь окажите уважение своему роду. Если не оказать уважение, то, когда придёт решающий момент в вашей работе, которая шла успешно, они закрывают дорогу. Но, говорят, пять небес судьбы Бадмасамбаава обратил в буддийскую веру. Потому в буддизме есть ли уважение к роду? Или это уважение к Гувил-хаану?

Ответ: Веруя Гувил-хаану, мы делаем подношения предкам-прапрадедам, их защитникам-сахюсанам, покровителям. То есть мы кормим не прадеда и прабабку, а молимся тем богам, которым они молились.

Например, мои родители, когда хотели помолиться прапрадедам, молились бурхану (богине) Балдан Лхаму. Поскольку этот бог был богом прародителей, мы тоже молимся ему.

 

Вопрос: Если получил далага во время молебна, буряты говорят: нельзя в течение трёх суток ничего никому не давать. Ваше мнение по этому поводу…

Ответ: В нашем дацане в течение двух дней проводится янгук, в первый его день открывается крышка ёмкости (ящичка), в которой хранится далага. Когда она открыта, в течение двух дней ничего нельзя давать чужим людям. Но во второй день ящик закрывался — на следующий день запрет снимался, можно было давать что-либо другим. Этот обычай соблюдался, если церемония была связана с важным делом.

Если проводятся сахюусан и другие не столь важные молебны, после них далага можно давать людям что-нибудь. Между тем, когда в дацане проводятся мероприятия по поводу богатства, имущества, освящения бумбы, есть специальная емкость, в которую складываются пять элементов эрдэни (эрдэни — драгоценность, сокровище), вот тогда надо строго соблюдать запрет на даяние в течение трех дней.

Читайте также