Культура 10 июл 2020 629

​Александр Исаков. Литература Бурятии и общество. Результаты социологического исследования

Александр Исаков. Студент ВСГИК, г. Улан-Удэ.

 

 

 

В начале этого года автор настоящей статьи провёл социологическое исследование, посвящённое отношениям литературы Бурятии и общества. Идея исследования родилась в процессе филологического изучения местной литературы. Всё более погружаясь в мир современной литературы Бурятии, я стал задаваться вопросами: а в каких, собственно, отношениях находятся литература Бурятии и — в целом — культура республики? Кто такие современные писатели Бурятии — активные участники социокультурных процессов или отшельники, представители обособленной субкультуры? Что думают жители Бурятии о местной литературе — и думают ли вообще? Многие ли читают произведения местных писателей? Начатый ряд вопросов можно продолжить и дальше. В итоге я составил анкету, включающую в себя три раздела.

Исходной посылкой исследования стал тезис о том, что литература — это не только вид искусства и род творческой деятельности, но и социокультурный институт, находящийся в многообразных связях с другими социокультурными институтами (библиотеки, издательства и т.д.), социальными группами (писатели, критики, литературоведы) и процессами. Отношение общества к литературе проявляется посредством определённых культурных практик: чтение книг, посещение библиотек и т. д. Также литература как элемент социальной реальности проецируется в массовое сознание жителей региона, и эти массовые представления о местной литературе, возможно, являются одной из составляющий региональной культурной идентичности. Соответственно первый раздел анкеты был посвящён социокультурным институтам, связанным с местной литературой, второй — культурным практикам, третий — отражению литературы Бурятии в массовом сознании жителей региона.

Результаты исследования не претендуют на всеохватность и абсолютную репрезентативность. Тем не менее, они, на мой взгляд, вполне позволяют представить себе отношения, существующие сегодня между литературой Бурятии и обществом. Некоторые результаты уже обсуждались в рамках научных мероприятий по социологии и культурологии, некоторые —вскоре будут опубликованы в научных изданиях. Публикуя эту статью в «Байкале», я хотел бы познакомить с результатами анкетирования местную литературную общественность: писателей, критиков, литературоведов, просто неравнодушных читателей. Надеюсь, всем вам это будет небезынтересно.

 

Методика исследования

 

Анкетирование проводилось параллельно двумя способами: в интернете при помощи сервиса GoogleForms и путём раздачи печатных анкет. Участники анкетирования — жители Республики Бурятия и уроженцы Бурятии, проживающие в других регионах. Общее число опрошенных — 125 человек. Большинство из них (80,8%) проживают в г. Улан-Удэ. Возраст участников не ограничивался. Большинство опрошенных (61,6%) — люди в возрасте 18-35 лет.10,4% респондентов отнесли себя к людям, имеющим профессиональное отношение к сфере литературы.

 

Социокультурные институты

 

Первая часть опроса была посвящена деятельности социокультурных институтов, связанных с литературой Бурятии. Только 51,2% респондентов указали, что изучали литературу Бурятии в школе. Можно заключить, что далеко не во всех школах республики преподаётся местная литература. На вопрос о том, насколько полно представлена литература Бурятии в книжных магазинах, 44% затруднились ответить, а 38,4% ответили, что книжные магазины республики не предлагают достаточный выбор местной литературы. На вопрос о деятельности библиотек по популяризации творчества местных писателей 36% затруднились ответить, 33,6% выразили удовлетворённость деятельностью библиотек по данному направлению, 30,4% ответили, что библиотеки проводят недостаточно мероприятий, посвящённых литературе Бурятии. На вопрос: «Известно ли Вам что-нибудь о работе союзов писателей в Бурятии?» 33,6% ответили «да». Литературные журналы Бурятии оказались известны 47,2% респондентов. На вопрос о том, достаточно ли книг местных авторов выпускают издательства Бурятии, больше всего респондентов (44%) выбрали ответ «нет», ещё 40% затруднились ответить и только 16% считают, что книг издаётся достаточно. О деятельности учёных и литературных критиков, занимающихся литературой Бурятии, что-либо известно 41,6% респондентов. Сайты и группы в социальных сетях, посвящённые литературе Бурятии, знают 31,2% участников опроса. В заключение первой части опроса мы спрашивали респондентов о том, что, по их мнению, может мешать развитию литературы Бурятии. Наиболее популярные из предложенных ответов — отсутствие всероссийской и/или республиканской политики в области литературы (50%), высокие цены на книги и журналы (49,2%), отсутствие в интернете информации о литературе Бурятии и/или произведений местных авторов (49,2%).

Таким образом, из социокультурных институтов, занимающихся развитием литературы Бурятии, только библиотеки получили положительную оценку респондентов. Показатели известности литературных журналов, интернет-ресурсов, союзов писателей и литературных критиков Бурятии, на наш взгляд, достаточно высоки, но в то же время находится под вопросом эффективность данных институтов. Система общего образования явно не полностью использует свой ресурс для популяризации литературы Бурятии. Жители республики возлагают ответственность за развитие литературы в первую очередь на органы власти федерального и регионального уровня. На сегодняшний день читатели больше всего не удовлетворены ценами на местные книги и журналы и тем, что литература Бурятии недостаточно хорошо представлена в интернете.

 

Культурные практики

 

Во второй части опроса мы ставили целью исследование культурных практик, связанных с литературой Бурятии. Книги авторов из Бурятии регулярно читают 19,2% респондентов. 29,6% раньше читали местную литературу, но сейчас уже не читают, 32,8% читали 1-2 книги. Только 18,4% никогда не читали литературу Бурятии. Заметим, что, по данным ВЦИОМ, 53% россиян сегодня практикуют чтение книг1. Следовательно, среди потенциальной читательской аудитории литературой Бурятии интересуются почти 40%, а доля людей, прочитавших хотя бы одну книгу из местной литературы, даже превышает долю регулярно практикующих чтение. Среди читателей местной литературы большая часть (47,7%) чаще всего берут книги или журналы в библиотеке. 33,7% находят произведения литературы Бурятии в интернете, 18,6% покупают книги или журналы в магазине. Только 14,4% участников опроса регулярно читают журнал «Байкал» или «Байгал», ещё 42,4% имеют опыт чтения данных журналов в прошлом, но больше всего респондентов (43,2%) никогда не читали эти журналы. Художественную литературу на бурятском языке когда-либо читали 28,8% респондентов. В то же время по состоянию на 2010 г. в республике бурятским языком владели 13,7% граждан2. Расхождение в данных может объясняться некоторыми недостатками нашей выборки, а также тем, что опыт чтения литературы на бурятском языке могут иметь люди, не признающие себя его носителями. 10,4% участников опроса регулярно посещают мероприятия, посвящённые местной литературе. 48,8% когда-либо были на таких мероприятиях, 40,8% — никогда их не посещали. На вопрос о том, принято ли в семье респондента знакомить детей с литературой Бурятии, 43,2% затруднились ответить. 34,4% ответили, что в их семье не принято знакомить детей с местной литературой, и только 22,4% ответили на данный вопрос положительно. В вопросе о том, должен ли каждый житель Бурятии интересоваться местной литературой, 64,8% респондентов выбрали ответ, что каждый житель Бурятии должен знать хотя бы классиков местной литературы. 7,2% считают, что чтение местной литературы должно регулярно практиковаться всеми жителями республики, 13,6% — что каждому жителю Бурятии необязательно интересоваться местной литературой, ещё 14,4% затруднились ответить. В заключение мы попросили респондентов отметить наиболее вероятные, с их точки зрения, причины отсутствия интереса к литературе Бурятии. Наиболее популярный ответ, выбранный 59,2% респондентов — «нет возможности по доступной цене и в удобной форме знакомиться с произведениями литературы Бурятии». Два других часто выбираемых ответа — «писатели Бурятии не создают интересных произведений на актуальные темы» (27,5%), «жители республики недостаточно образованны и не интересуются литературой» (23,3%). В последнем вопросе мы попытались узнать, какой должна быть литература Бурятии, чтобы число её читателей увеличилось. Самые популярные ответы — более увлекательной (51,2%), более современной (37,6%), более актуальной (32,8%).

Можно сделать вывод, что современная литературная жизнь Бурятии претерпевает те же трансформации, что и литературная жизнь всей России. В культурные практики, связанные с местной литературой, стабильно вовлечено меньшинство жителей региона — в пределах 20%. При этом наиболее распространено чтение книг. Чтение журналов и посещение мероприятий литературной тематики практикуют ещё меньшее число людей. Результаты опроса показывают, что среди жителей республики есть весомая доля людей, прежде практиковавших чтение местных книг и журналов, но теперь отказавшихся от этой практики. Очень мало распространена практика знакомства детей с местной литературой в семье. Это может быть одной из причин, по которым жители республики не привыкли интересоваться литературой Бурятии. На степень распространённости указанных выше практик, судя по результатам опроса, негативно влияет отсутствие удобных и экономически приемлемых способов знакомства с местной литературой. Ещё одна значимая причина, отмеченная респондентами — то, что сама литература Бурятии не удовлетворяет потребности в развлечении и не откликается на актуальные проблемы современности. Тем не менее, большинство респондентов считают, что жители Бурятии должны обладать минимумом знаний о местной литературе. Это говорит о наличии потенциального интереса к местной литературе среди жителей региона. Большая доля опрошенных, затруднившихся ответить на вопросы анкеты, свидетельствует о низком уровне осведомлённости жителей республики о современном состоянии местной литературы.

 

Литература и массовое сознание

 

Эта часть анкеты была наиболее интересной для дальнейшей интерпретации, хотя нужно признать, что пока нам не удалось выработать в должной мере объективные способы исследования отражения литературы Бурятии в массовом сознании. Так что заранее стоит признать приблизительность и гипотетичность многих нижеследующих утверждений. И всё-таки, кажется, в основном удалось выявить истинное положение вещей.

В первую очередь нас интересовало, какие факты из истории местной литературы нашли отражение в массовом сознании жителей республики. Для того чтобы выяснить это, мы составили два списка: список писателей Бурятии и список литературных произведений. Оба списка основаны на школьных программах по литературе Бурятии, учебных пособиях и данных СМИ: мы включили в списки тех писателей и те произведения, которые наиболее часто упоминаются в связи с литературой Бурятии, при этом мы стремились отразить все периоды истории местной литературы — от фольклора и дореволюционных сочинений до современности. Среди писателей респонденты должны были выбирать тех, чьи имена им незнакомы, а среди названий произведений — те, содержание которых им хотя бы приблизительно известно. Мы выяснили, что в тройку самых известных писателей Бурятии входят Хоца Намсараев (его знают 84% респондентов), Исай Калашников (80,2%) и Намжил Нимбуев (79,2%) — все трое представляют литературу советского периода. Наименее известны широкой публике дореволюционные авторы Вандан Юмсунов (31,1%) и Эрдэни-Хайбзун Галшиев (39,6%). Это говорит о том, что в массовом сознании доминируют сведения о советской литературе Бурятии, дореволюционная и современная литература известна хуже. Среди произведений литературы Бурятии самыми известными оказались роман Исая Калашникова «Жестокий век» (80,4%), бурятский героический эпос «Гэсэр» (79,5%) и роман современного писателя Алексея Гатапова «Тэмуджин» (67%). Заметим, что узнаваемость произведений не коррелирует со знанием авторов и историко-литературных периодов. Самые неизвестные классические произведения местной литературы — драма Б. Барадина «Великая сестрица-шаманка» (18,8%), повесть Ц. Дона «Затмение луны» (19,6%) и стихотворение Д. Жалсараева «Песня о родной земле» (22,3%). Первые два произведения относятся к раннесоветскому времени и, несмотря на их значительную роль в истории бурятской литературы, в публичном пространстве о них вспоминают нечасто. Стихотворение Д. Жалсараева, наоборот, скорее всего, известно большинству жителей республики, ведь его фрагменты стали текстом гимна Бурятии, однако, как показал наш опрос, публика не воспринимает этот текст в контексте местной литературы. Можно заключить, что ни один автор в литературе Бурятии не обладает стопроцентной узнаваемостью. Наиболее близки к этому показателю Хоца Намсараев и Исай Калашников. При этом роман Х. Намсараева «На утренней заре» показал гораздо меньшую узнаваемость, чем его создатель (48,2%). Это говорит о недостаточно хорошем знании жителями республики творчества крупнейших местных писателей. Зато весьма прочно закрепилось представление об эпосе «Гэсэр» как выдающемся произведении региональной словесности, что может быть связано с кампанией по его популяризации на волне бурятского этнокультурного возрождения. Примечателен факт, что роман А. Гатапова «Тэмуджин», первая книга которого вышла в 2011 г., обогнал по узнаваемости большинство классических текстов ХХ века. Это говорит о достаточно высоком интересе жителей республики к данному произведению и, соответственно, о творческом успехе его автора.

Далее нас интересовали различные оценочные суждения о литературе Бурятии, закреплённые в массовом сознании. Мы спрашивали респондентов, какого писателя они считают «литературным символом» Бурятии. Многие не смогли ответить на этот вопрос. Некоторые назвали сразу несколько писателей. Чаще всего называли имя И. Калашникова (30 упоминаний). На втором месте — Х. Намсараев (24 упоминания). Надо полагать, что своей популярностью среди жителей Бурятии И. Калашников обязан исключительно роману «Жестокий век». В этом произведении он первый среди всех региональных авторов обратился к эпохе и образу Чингисхана, тем самым подтверждая одну из основных черт современной культурной самоидентификации Бурятии — региона на перекрёстке восточной и западной культур. Благодаря роману на монгольскую тему русский писатель И. Калашников получил признание бурятской публики и, как мы видим из данных опроса, даже обошёл «автохтонного» писателя Х. Намсараева, став наиболее значимым для массового сознания писателем Бурятии.

Следующий вопрос, заданный нашим респондентам: «Писателей какой национальности больше в литературе Бурятии?». 46,4% ответили, что бурятских и русских писателей примерно поровну. 45,6% решили, что больше бурятских писателей, а 8% — что больше русских. Популярность первого ответа, на наш взгляд, объясняется идеологемой «дружбы народов», которая не утратила значения и в современной Бурятии в связи с необходимостью сохранения культурного паритета между численно превосходящими русскими и бурятами — численно меньшей, но зато титульной нацией региона. В действительности выдающихся бурятских писателей в республике больше, чем русских, и люди, выбравшие второй вариант ответа, были ближе к истине. Отметим здесь, что по этой причине литература Бурятии часто вообще отождествляется с бурятской литературой (иногда эти два понятия выступают синонимами даже в научных работах, что терминологически неверно). Доминирование бурятского компонента в литературе республики объясняется тем, что Бурятия — это центр развития бурятской культуры, где сосредоточены все её основные творческие силы, а русские писатели Бурятии играют роль литературной периферии в силу своей удалённости от Центральной России.

Отдельную группу вопросов мы посвятили представлениям об отдельных периодах в истории литературы Бурятии. Мы составили перечни возможных характеристик для каждого периода. В перечни вошли суждения, наиболее распространённые в массовом дискурсе об истории литературы Бурятии. Респондентам было предложено отметить неограниченное число суждений, с которыми они согласятся. Так мы хотели проверить, какова степень распространённости каждого суждения в массовом сознании. По суждениям о дореволюционном периоде литературы Бурятии мы получили следующие результаты: «дореволюционная литература Бурятии была основана на фольклоре» — 47,2%, «была написана на старомонгольском языке» — 40,8%, «неизвестны имена авторов» — 39,2%,  «была преимущественно буддийской» — 33,6%, «состояла преимущественно из переводов» — 17,6%. По советскому периоду: «много писали о дружбе народов» — 61,6%, «появилось много поэтов» — 47,2%, «советская литература Бурятии пропагандировала коммунизм» — 45,6%, «много писали о революции» — 45,6%, «нельзя было писать о ламах и шаманах» — 33,6%. По современному периоду: «больше пишут на русском, чем на бурятском» — 60,8%, «мало произведений о современности» — 52,8%, «писателей стало меньше» — 46,4%, «много пишут на историческую тему» —44%, «много пишут о религии» — 14,4%. Все предложенные суждения хотя бы отчасти соответствуют действительности. Наиболее спорные утверждения ожидаемо набрали небольшой процент согласных с ними респондентов. Но и среди вполне справедливых суждений ни одно не приблизилось к 100% согласных респондентов. Это говорит нам о том, что знания жителей Бурятии об истории местной литературы очень фрагментарны, у них отсутствует целостное представление об основных чертах литературы Бурятии в каждом периоде её истории.

Последняя группа вопросов касалась прогнозов и ожиданий жителей республики относительно литературы Бурятии. Мы спросили у респондентов, может ли литература Бурятии быть интересна за пределами республики. 20% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. 60% выбрали ответ «да, литература Бурятии может быть интересна читателям со всей России и мира». 18,4% ответили: «да, но литература Бурятии может быть интересна только учёным, литературным критикам и уроженцам Бурятии». Только 1,6% уверенно ответили: «нет, литература Бурятии может быть интересна только в Бурятии». Как мы видим, большинство жителей республики верят в то, что местная литература представляет интерес не только для них самих. Здесь, скорее всего, проявился региональный патриотизм и желание гордиться своей культурой и распространять её по миру. На деле, как показывает наш опрос, литература Бурятии пока малоизвестна и среди самих жителям республики — что уж тут говорить о российских и зарубежных читателях.

В следующем вопросе мы поинтересовались, чего ждут жители республики от литературы Бурятии в будущем. Был предложен список пожеланий, из которых можно было выбрать любое число ответов. Наиболее популярные ответы: «должно быть больше массовой литературы» (64,8%), «должно быть больше литературы для детей» (60%), «нужно больше писать о современности» (57,6%). Эти ответы наглядно демонстрируют нам, что литература Бурятии в глазах жителей региона предстаёт ориентированной на узкий круг читателей и далёкой от проблем современности. Большинство жителей республики ждут от местных писателей произведений для массового читателя, для детей, произведений о современной жизни. Пока такие произведения не появятся, региональная литература будет оставаться неинтересной большинству местных читателей.

Заключительный вопрос анкеты был о будущем, которое может ждать литературу Бурятии. 33,6% участников анкетирования затруднились дать свой прогноз. 36,8% респондентов считают, что литература Бурятии будет интересна только узкому кругу читателей и специалистов. 22,4% — что литература Бурятии будет развиваться и привлекать новых читателей. 7,2% — что литература Бурятии в будущем исчезнет. Как видно, лишь немногие жители региона полагают, что местную литературу ждёт успешное будущее. Как и в предыдущем вопросе, здесь мы видим, что литература Бурятии воспринимается как явление, интересное только ограниченному кругу людей и не ориентированное на всех жителей республики.

 

Вместо заключения

 

Многие результаты проведённого мною исследования, наверное, были очевидны и предсказуемы. Правда, теперь к непосредственным впечатлениям добавились и конкретные цифры. Думается, что это исследование только приоткрывает нам перспективы дальнейшего изучения региональной литературы как социокультурного явления. В результате проведённого анкетирования мы получили «взгляд извне» на литературу Бурятии, поняли, как её видит местное общество. Логичным продолжением настоящей работы, я думаю, стало бы социологическое исследование писательского сообщества Бурятии: так мы узнаем, как писатели сами определяют своё место в обществе и свою роль в современной культурной жизни республики.

Эта публикация, возможно, заставит писателей Бурятии и других неравнодушных к литературе людей задуматься о роли литературы в современном мире, и в особенности — о роли региональной, в частности, этнической, литературы в культурной жизни Бурятии. В чём смысл существования местной литературы? Какова её миссия? Как она может усилить свои позиции в обществе и так ли ей это нужно? Если у кого-то есть свои варианты ответов на эти вопросы, было бы очень интересно увидеть новые публикации по этой теме на страницах «Байкала».

 

Сноски:

 

1   Книголюб — 2019 // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9841.

2   Дырхеева Г. А. Буряты и бурятский язык в зеркале статистики (по результатам переписей населения) // ActaLinguisticaPetropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2015. № 3. С. 164.

Читайте также