Культура 10 июл 2020 576

​Евгений Голубев. Писатели-фронтовики Илья Вергасов и Константин Брянский

Евгений Голубев. Журналист, краевед, заслуженный работник культуры РФ и РБ

 

 

1

 

Когда я прочитал роман Ильи Захаровича Вергасова (1914–1981) «Останется с тобою навсегда», я еще не знал о том, что он — наш земляк — уроженец Кяхты, что многие его герои и действующие лица выписаны с натуры и очень похожи на забайкальцев. Об этом я узнал позже, перечитывая другие произведения писателя, в которых динамичность и драматизм повествования сочетались с пронзительной и суровой правдивостью событий и людей.

Во всех произведениях Ильи Вергасова видна кровная связь биографии героев с его собственной, трудовой, боевой и творческой. А творческая биография автора началась в 1947 году, когда он, вчерашний партизанский командир в отставке, полковник советской армии, залечивал туберкулез и занимался лекторской работой в Ялте. На его счастье там же жил и работал известный писатель Петр Павленко, который заканчивал роман «Счастье». В романе главным героем выступал Алексей Воропаев, — кстати, тоже полковник, выбывший из строя по ранению, тоже с больными легкими и тоже лектор. Да и характером своим напористым, задиристым, боевым — он походил на Вергасова настолько, что порою кажется, что сходство было совсем уж не случайным.

Так или иначе, но именно к Павленко принес Вергасов свою первую литературную пробу пера. Это были записки о партизанских действиях — «В горах Таврии». И Павленко сразу же увидел, что перед ним не просто воспоминания ветерана, а настоящая книга.

Книга вышла в свет в 1949 году и сразу же была замечена, переиздавалась не раз. Более того, ее издали в Румынии и Чехословакии.

А Вергасов той порой занялся очерками, обращенными к нелегким проблемам тогдашней деревни. Они и составили сборник «На перевале», вышедший в 1955 году. Спустя три года у Вергасова выходит еще один сборник — «Дорога на Верхоречье», посвященный этой же теме. А в 1960–1965 годах он пишет и выпускает большой роман «Земля у нас одна».

Воспоминания о войне оставались с ним постоянно. Чудом уцелев под пулями, вынеся голод и немыслимые физические страдания, выжив наперекор всему, он был обязан рассказать о своих товарищах — крымских партизанах, сражавшихся до последнего дыхания и не доживших до Победы. Рассказать обо всем увиденном и пережитом — о высотах нравственного взлета, о пещерном коптилочном быте и дерзких налетах на фашистские гарнизоны, о голодных смертях и стойкости подпольщиков. И он взялся за перо, чтобы написать об этом. «Крымские тетради» создавались на протяжении нескольких лет.

Высоко оценивая это произведение Вергасова, писатель Сергей Залыгин отмечал, что оно «написано мужественным стилем, в котором отобразился характер самого автора». Да и сам Вергасов, ведя повествование от первого лица, на одной из страниц романа заявил, что пишет не просто документально-исторический очерк и даже не воспоминания о драматических событиях минувшей войны, а рассказывает о том, что «видели мои глаза, что прошло через мое сердце».

И в то же время «Крымские тетради» — это как бы развернутые свидетельские показания очевидца и участника, раскрывающие еще одну страницу Великой Отечественной войны. А с другой стороны, это своеобразная лирическая повесть, где душа автора раскрывается с доверительной искренностью во всех своих переживаниях и помыслах. Близость главного героя и автора несомненны, оба они живут и борются, не мысля иного пути, не приемля иных идеалов, готовые вынести любые муки, пойти в любой огонь. Так конкретная человеческая судьба и конкретный характер обретают в книге черты типические, общие для всего поколения.

Продолжая творческий поиск в этом направлении, Илья Вергасов создает одно из своих лучших произведений — роман «Останется с тобою навсегда».

Автобиографичность героя романа Константина Тимакова очевидна. Писатель «поделился» с ним многими эпизодами своей собственной жизни. Командир партизанской бригады Тимаков ведет своих бойцов в дальний ночной рейд, чтобы успеть до рассвета, скрытно от фашистов, занять новые позиции. Потом будет схватка с карателями, тяжелое ранение, эвакуация самолетом на «большую землю». И всё, вместе взятое, развернется как динамичный, драматический пролог к новому, уже фронтовому пути бывшего партизанского вожака, на котором он обретет новый опыт, станет настоящим армейским офицером.

Но и тогда — в ожесточенных боях на задунайских плацдармах, во время похода по братской Болгарии, в кровопролитных сражениях на венгерской земле с эсэсовскими дивизиями — он постоянно будет нести в сердце память о суровой партизанской страде, о товарищах, оставшихся навсегда лежать на крымских кручах.

По-особому, по-своему изображена в романе и сама война — в органичном взаимодействии отдельных схваток с событиями, развернутыми масштабно и панорамно. Одним из достоинств является то, что автор правдиво показывает процесс становления молодого командира, находя и здесь свой собственный, творческий ракурс. За всем, что происходит с Тимаковым, мы следим как бы «изнутри», вместе с ним переживая и срывы его, и неудачи, радуясь его достижениям.

Удачно, полно и правдиво нарисованы образы товарищей Тимакова — Гарткова, Епифанова, Бочкарева, Астахова, Васильева и других, которые помогают расти молодому командиру, направляют, дисциплинируют, шлифуют его характер. «Антиподом» Тимакова является полковник Мотяшкин, службист и карьерист, не ведающий срывов и ошибок, лишенный духа новаторства и поиска. Столкновение Тимакова с Мотяшкиным идет с переменным успехом на протяжении всего романа. И закономерна победа Тимакова как представителя командиров новой формации, с творческим началом.

Последним произведением Вергасова был роман «Доверие», который он закончил незадолго до смерти. В этом романе воскрешаются события давно минувших лет — гражданская война, голод, разруха, тиф, повествуется о сложных взаимоотношениях между представителями нового революционного порядка и «бывшими людьми», прежними хозяевами старого мира.

Книги нашего земляка и сегодня читаются с неослабным интересом и по праву могут быть внесены в список лучших изданий военной литературы.

 

2

 

На стенде, расположенном возле апартаментов редакции газеты «Молодежь Бурятии», в ряду имен первых редакторов стоит: «К. Брянский». Фотографии его нет. И к тому же молодое поколение журналистов, к сожалению, совсем ничего о нем не знает. А, между тем, этот человек, проживший яркую и короткую жизнь, обладал незаурядными способностями и занимал далеко не последнее место в ряду литераторов Бурятии.

…Константин Гаврилович Брянский родился в 1910 году. Рано осиротел и уже подростком, нанимаясь к состоятельным хозяевам, зарабатывал себе на одежку и пропитание. Занимался вечерами, больше самостоятельно, урывая время от отдыха. Но учился охотно, поражая учителей своим стремлением к знаниям, к литературному творчеству.

Уже тогда паренек начал «корреспондентить», точнее «юнкорить», отправляя свои первые заметки в молодежную газету «Бурят-Монгольский комсомолец». Тем самым как бы предопределив свой выбор: кем быть? Он хотел работать в газете и сделал все, что было в его силах, чтобы добиться этого ответственного и нелегкого права. К осознанию особой роли журналиста и долга его перед народом он шел нелегким путем — от самоучки крестьянина-батрака до руководителя редакционного коллектива.

Но сначала была учеба. Способного юнкора направили на шестимесячные курсы, после окончания которых его командировали в Багдарин, где ему довелось возглавить районную газету «Красный Баунт». А затем после того, как дела в районке пошли «в гору», Брянского назначили редактором «Бурят-Монгольского комсомольца», переживавшего тогда свои не самые лучшие времена.

С его приходом был связан несомненный творческий подъем небольшого коллектива молодежной газеты. Вторая пятилетка (1933–1937 гг.) уже вовсю хозяйничала в республике. В Бурятии начинало развертываться крупнейшее промышленное строительство. Столица республики Верхнеудинск напоминал гигантскую строительную площадку. Вступил в строй паровозоремонтный завод, и первые отремонтированные паровозы уже бойко водили составы по Забайкальской железной дороге. Сдавали «под ключ» лесопильный и стекольный заводы. Начинали работать мясокомбинат и мелькомбинат. Поднималась ввысь первая труба ТЭЦ. Всюду звучали молодые голоса строителей. И, конечно же, газета, которую возглавлял Константин Брянский, выступала активным организатором соцсоревнования молодежных звеньев на новостройках, помогала создавать ударные бригады и участки, выпускала листовки-молнии, посвященные успехам ударников труда, стахановцев, новаторов и порицающие прогульщиков и бракоделов.

На страницах «Бурят-Монгольского комсомольца» систематически печатались тематические подборки, полосы, посвященные новостройкам города. Так, в частности, молодежная газета провела на мясокомбинате рейд «легкой кавалерии» в помощь стахановскому движению. И благодаря инициативе газеты почин мясокомбинатской молодежи был подхвачен комсомольцами паровозоремонтного завода и депо железнодорожной станции Улан-Удэ.

Это горячее время стало одновременно и расцветом творческого потенциала Константина Брянского. Возглавляя редакцию газеты, он успевает творить и сам: из-под его пера выходят статьи, посвященные трудовым будням молодых строителей, рабочих, тружеников села. Пробует он свои силы (и небезуспешно!) в поэзии.

В одной из своих статей, посвященных литературному анализу стихов поэта Данри Хилтухина, Константин Брянский писал: «Большими чувствами живет наш народ. Эти чувства, стремления, мечты красивы и благородны. Обо всем этом надо писать и писать. Но для глубокого отображения в поэзии великих дел, горячих чувств и чаяний нужны хорошие, сильные слова, яркие образы… Хорошая книга становится достоянием народа, ее любят и гордятся писателем, написавшим ее». И Брянский, к этому времени заслужить у критиков звание интересного и самобытного поэта, стремился в своем творчестве следовать этим заветам.

Незадолго до Великой Отечественной войны он становится корреспондентом ТАСС по Бурятии, а затем его выдвигают на работу в аппарат горкома партии. Войну он встретил человеком, умудренным жизненным опытом (хотя ему едва перевалило за тридцать!), умеющим преодолевать трудности, со своим поэтическим кредо. Грозное лихолетье определило характер его поэзии и прозы, стало ведущей темой его литературного творчества.

Константин Брянский добровольцем ушел на фронт. После ускоренной подготовки был направлен на передовую политруком роты. Воевал в звании старшего лейтенанта. В 1943 году в одном из боев был тяжело ранен и скончался от ран в госпитале в Рязани.

Помимо стихов, опубликованных в республиканских газетах, у К. Брянского вышло в свет всего два поэтических сборника: один прижизненный — «Слава Родине» (1942 г.) и другой — посмертный «Бессмертие» (1943 г.), изданные в Улан-Удэ.

Он был поэтом и солдатом. И хотя его современники писали в некрологе о том, что Брянский «сменил перо на автомат и одним из первых пошел на битву с врагами», поэт не переставал творить и на передовой.

Ненависть к врагу и любовь к Родине ярко выражены в стихотворении, которым открывался сборник К.Брянского «Бессмертие». И все же несмотря на ожесточение, возникавшее у писателя в первый период войны, его поэзия была глубоко лиричной. Война обострила восприятие и чувства поэта. Чем суровее была окружающая его обстановка, тем большую радость он ощущал в том, чтобы видеть мирное голубое небо, березовые рощи, тенистый сосновый бор, колосящиеся поля, родные переулки, знакомые лица друзей и родных. В стихотворении «На привале» он писал:

 

Лениво стелется махорки тонкий дым…

Качает ветер сонных листьев тень;

Над огородами — пчелиный танец.

Склонившись головою на плетень,

Роняет мак на землю свой багрянец.

А за селом разволновалась рожь.

Могучая в безудержном разливе,

И, кажется, на свете не найдешь

Ее беспечней и счастливей…

 

Поэзия К. Брянского не только конкретна, но и документальна, порою биографична. В его фронтовых стихах героями становятся люди, с которыми он плечом к плечу шагает в походном строю, сражается, вместе делит тяготы военной страды. Это и безымянный солдат, откопавший поэта после артналета в засыпанном землей окопе; и отважный боец Марченко, мстящий гитлеровцам за поруганную родину; и опытный наводчик по прозвищу Бригада, после того, как его товарищи выбыли из строя; в одиночку стрелявший из орудия по фашистам; и незнакомый капитан, под огнем врага поднимающий роту в контратаку. И многие другие лирические герои стихотворений Брянского буквально выхвачены из жизни, были его соратниками, сослуживцами.

Уверенность в том, что боевые побратимы тебя не забудут, не бросят в беде, вытащат из-под огня, придавала новые силы бойцу: «Знаю, ты не забудешь, товарищ, меня. Если ранен ты будешь, вынесу из огня» (стихотворение «Неизвестному другу»).

Прекрасные строки поэт посвящает родному краю, своей малой родине: «Я в себе сохранил навеки голубую прохладу полей и звенящие горные реки, тихий шелест листвы тополей».

Война обострила восприятие и чувства поэта. Чем суровее становилась фронтовая обстановка, тем большую радость он ощущал в том, чтобы видеть голубое небо, березовые рощи, сосновые дремучие боры, колосящиеся поля, вспоминать родные лица и знакомые проселки.

Об этом свидетельствуют строки стихотворения «Бессмертие»:

 

Я иду на врага, чтобы листья у пруда шептались,

Чтоб герани цвели и в полях колосилася рожь,

Чтобы песни лились в голубые прозрачные дали,

Зеленели луга и закат для тебя был хорош.

И сквозь бури войны, как винтовку свою боевую,

Пронесу невредимой в полыхающем сердце своем

Любовь к городам, и к цветам, и к любимой —

Ко всему, что мы нежно Отчизной зовем.

Читайте также