Культура 10 июл 2020 664

​Галина Мададаева. Из воспоминаний Цыренжапа Сампилова о поездке на фронт

Цыренжап Сампилов. Подарки фронту. Холст, масло. 1943 г.

 

  

В Государственном архиве Республики Бурятия и ЦВРК ИМБТ СО Российской Академии, благодаря поисковой работе сотрудников, собрано много документов по Великой Отечественной войне, в том числе списки трудящихся, внесших денежные средства в фонд обороны, письма от жителей республики красноармейцам и Сталину, благодарственные письма Сталина за помощь Красной Армии, сведения о сдаче и поступлении вещей для бойцов Красной Армии, документы о работе заводов и предприятий республики и сельского хозяйства на оборону страны под девизом «Все для фронта, все для Победы».

Среди них особый интерес представляют воспоминания Народного художника Бурят-Монгольской АССР Цыренжапа Сампилова о поездке на фронт. Известно, что зимой 1942-го Ц. Сампилов ездил на фронт в составе делегации, сопровождавшей подарки трудящихся Бурят-Монголии защитникам Москвы.

Эти воспоминания интересны для меня еще тем, что некоторые участники поездки мне хорошо знакомы.

Цыренжап Сампилов описывает по дням продвижение состава с подарками до линии фронта и обратно до Москвы.

По впечатлениям поездки Сампиловым были созданы две картины, которые хранятся в Художественном музее, носящем его имя, фотографии их вы можете посмотреть на второй странице обложки журнала.

Хотелось бы выразить признательность сотрудникам музея и лично его директору Татьяне Анатольевне Бороноевой за помощь и содействие.

 

Г. Мададаева

Зима 1942 г.

 

В составе эшалона — 24 вагона. В 9-ти индивидуальные подарки от колхозников¸ рабочих, служащих и интеллигенции г. Улан-Удэ. Вагон сухарей, колбасы, мясо, рыбы. Пять вагонов: сало, пельмени, вагон пряников, два вагона вин, вагон прочих продуктов, вагон лыж. Для командно-политического состава трое золотых часов, пятнадцать серебряных портсигаров. Всего подарков от трудящихся Бурят-Монголии на сумму около трех миллионов рублей. Сопровождение: зам. председателя президиума Верховного Совета БМАССР т. Чувьюров Михаил Иванович1, заслуженный деятель искусств Ц. Сампилов, заслуженный артист РСФСР Таров Николай Васильевич, красный партизан, участник гражданской войны Тронов Иван Федорович2, заместитель начальника 2-го отделения Восточно-Сибирской железной дороги Карелин Василий Александрович, секретарь партийной организации НКВД Стрельников Алексей Павлович3 и заведующий молочно-товарной фермой колхоза им. Сталина селенгинского аймака Хободоев Гарма Лачинович.

 

В 9 часов поезд тронулся на Запад.

 

…В долгие зимние вечера начались рассказы, анекдоты. Кто во что горазд, вне конкуренции оказались: Михаил Иванович Чувьюров с историями о первой империалистической войне, гражданской и так до наших дней, неисчерпаемый материал на самые различные темы, и Иван Федорович — в прошлом политкаторжанин, красногвардеец и красный партизан. Мастер рассказывать анекдоты. Большой артистический юмор, мимика, жестикуляция, все это сплошной смех.

Февраль

 

08.02.

К утру прибыли на ст. Ельцовку под Новосибирском. Случилась кража при остановке нашего поезда. Группа красноармейцев с воинского эшелона открыла наш вагон, но вовремя заметила наша охрана, они были пойманы на месте преступления, краденные вещи отобраны. Простояли десять часов.

 

09.02.

За весь день проехали только 120 км. Михаил Иванович и Иван Федорович продолжают заниматься рассказами и анекдотами, днем играем в домино.

 

10-11.02

Едем медленно, продолжение рассказов, анекдотов и домино.

 

  1. 02

Едем плохо по южной дороге ст. Ессель-куль, видели эшалон немцев. Из Поволжья они направлялись куда-то, видели пустые два санитарных вагона, изрешеченные пулями и осколками гранат.

 

14.02

Иван Федорович объявил, что с хлебом совсем плохо, на обед получили сухариков, проехали ст. Курган.

 

15.02

Подъезжаем к Свердловску. Михаил Иванович принес малюсенькую газетку «Путевка», с удовольствием прослушали последние известия за 14 февраля.

 

16.02

В Свердловск приехали утром. Первые серьезные вопросы: хлеб и о нормальном продвижении нашего эшелона. Пошли т. Карелин с маршрутной книгой, как всегда Чувьюров, Стрельников. Достали хлеб на дорогу, другие вопросы утрясли. Видели санитарный поезд с ранеными.

 

20.02

Едем с частыми остановками. День пасмурный, прибыли на ст. Сергачи — родину нашего Ивана Федоровича Тронова. Он проспал ее, проснулся только на ст. Арзамас, очень жалел.

 

21.02

Приближаемся к Москве. В Андроново т. Чувьюров связался с Москвой по телефону срочно, прибыли представители политуправления Западного фронта т. Коваленко — интендант 2 ранга к 1 часу ночи, второй прибыл к утру.

 

23.02

Два представителя интендантства с нашим начальством разрешили все вопросы в течении нескольких часов. В Москву не пустили, едем по окраинам Москвы, проволочные заграждения, противотанковые рвы. Стали чувствовать суровое дыхание войны.

По дороге до Нари происходили военные действия. По обеим сторонам дороги валялось много искореженных разрушенных машин, танков и орудий. К вечеру прибыли в Наро-Фоминск, город в котором немцы пробыли около 2-х месяцев. Уцелели 10% зданий, на улицах разрушенные танки, автомашины.

Вечером приглашены командиром части на товарищеский ужин. Приветствовал как самых близких людей депутат Верховного Совета РСФСР Марченко. Ответное слово держал Иван Федорович, с большим чувством, заметно волновался. После ужина пришли командир и бойцы с музыкальными инструментами к нам в вагон и устроили маленький концерт.

 

24.02

Было собрание, обсуждали поведение членов делегации. Вызвано тем, что вчера вечером за ужином некоторые члены порядком выпили.

К десяти часам собрались мы и ждем выезда на фронт для вручения подарков бойцам действующей армии. Нам выдали полушубки, валенки, дохи. К пяти часам подали грузовую автомашину, выехали на фронт 116 км до Таракановки. По дороге, где мы ехали, многие десятки деревень, которые уже исчезли с лица земли. Пейзаж представляет жуткую картину. Торчат только печные трубы, по обеим сторонам дороги лежат искореженные танки, автомашины, пушки и т.д.

В Политотдел тыла 33 армии Западного фронта прибыли к часам 12 ночи, встретил начальник Политотдела 33 армии т. Токаев. Начальник политуправления 33 армии Западного фронта в чине полкового комиссара т. Вишневецкий, когда зашли, спал. Проснулся, со всеми по-дружески поздоровался, Михаил Иванович представил нас. С первых часов завоевал наше расположение, очаровательный человек. Он окончил военно-воздушную академию. Начальник дал распоряжение делать зарисовки на линии фронта.

 

25.02

Тронова И.Ф., Чувьюрова М.И., меня и двух милиционеров повезли до штаба 110 дивизии д. Терехово на передовую линию фронта. Прибыли в д. Терехово в штаб дивизии. Собрались комиссары полков выдать трофейные материалы для музея, т. Чувьюрову лично обещано парабеллум, карабин — немецкую винтовку с пулями.

В одном бою отличился боец Лаптев, обратил в бегство 25 немцев и в рукопашном бою убил четырех немцев. Молодой парень среднего роста, крепыш. Михаил Иванович вручил ему грамоту БМАССР и портсигар. С него я сделал рисунок с натуры. Сделал рисунок со старика, ему 70 лет, бурят Ефим Иванович, около трех месяцев находился у немцев. Первые дни Советской власти был председателем комитета крестьянской бедноты, в колхозе заведовал молочной фермой.

Нас пригласил комдив 110-й дивизии на передовую линию фронта в командный пункт смотреть наступление наших передовых частей, я и Михаил Иванович с удовольствием согласились. К часам 11 ночи выехали на машине комдива, который руководил операцией наступления, вели на деревню Мочальники и Пронькино. Мы находились в около 700 метрах от неприятеля. Была лунная ночь, шел снег, с волнением следили за ходом боя. Начался гул орудий, пулеметная трескотня с обеих сторон, частые вспышки ракет со стороны немцев.

 

26.02

Утром узнали результат боя. Деревни не смогли занять, наши отошли на исходные положение. Днем поехали, по дороге встретили раненных на санях, везли с линии фронта. Вручать подарки мы с Михаилов Ивановичем должны были в деревнях Игумново, Некрасово. 2-й, 3-й полк. в 3-м полку вручили наш подарок лейтенанту Князеву Юсуфу Идрисовичу из Кабарды, аул Гунделен, Эльбрусский район. Михаил Иванович получил в подарок пистолет, мне дали складной нож. Во 2-м полку встретили героя красноармейца Боженко, уничтожившего 16 фашистов.

 

27.02

В ночь на 27 февраля наши выбили немцев, заняли деревни Мочальники, Пронькино. Командир дивизии 110 т. Беззубов Н.А., комиссар дивизии Соколов А.Я. согласились позировать. Выполнил два рисунка. Вручили грамоты БМАССР и портсигары. На крытой грузовой машине поехали в дер. Алешино, прибыли в 4 часа дня. Оказался районом, где каждые три и два часа сбрасывали бомбы. Попадание плохое, за два дня при нас попали: первый случай — пустое здание, второй раз убило лошадь, 3-й — ранило бойца. Гул и сотрясение очень сильное, ломаются оконные стекла, сыпется песок с потолка.

К вечеру пригласили артиллерийский и противотанковый полк, были записаны в книгу почетных гостей.

 

28.02.

Утром сделал несколько рисунков, немцы с утра начали бомбить.

 

Март

 

02.03

В Наро-Фоминске в сопровождении комиссара Макарова сделал несколько зарисовок с разрушенных зданий города по ул. Ленина, мануфактурной фабрики, почты. В ночь 2-3 марта выехали в Москву. Прибыли в пять часов утра на Казанский вокзал.

 

03.03

Пошли в город я, Таров, Хободоев. Доехали на метро до Арбата. Прошли Никитский бульвар в Гранатовый переулок передать посылку, вручили. Были в Оргкомитете, видел Кукрыниксов и Гриценко. Решили пообедать в гостинице Москва, но, к сожалению, добились с трудом, ждали около 3-х часов, кое-как дождались. К 6-ти часам прибыли на вокзал».

Читайте также