В Нукутском районе Иркутской области живёт хоринский род хангин. Он уникален в двух отношениях. Во-первых, у всех остальных хоринцев нет такого рода, но это коренные хоринцы. Во-вторых, наряду с ольхонцами они единственные в монгольском мире островитяне - 300 лет прожили на острове посреди Ангары. Во время сезонных перелётов в его окрестностях отдыхали лебеди, покрывая белым покрывалом прозрачные, хрустально чистые воды реки. Тогда островитяне брызгали молоком и чествовали своих прародителей – Мать Белую Лебедицу и Отца Хорёодоя:
«Сагаан шубуун удхатай,
Хорёодой мэргэн эсэгэтэй….»
Кто они?
Хангины считают себя коренными хоринцами: «Хамаг тумэн хангин; хориин монгол удха» (Великое множество хангинов; из племени хори-монголов), или «Сагаан шубуун ибиитэйбди; Хорёодой ноён баабайтайбди» (Белая лебедь наша мать, Хорёодой наш отец), «Хори монгол гэжэ удхатай; Хангин гэжэ газарһаа» (Корень у нас хоринский, а вышли мы из земли хангинов), «Хондоли хатан ибиитэйбди,
Хорёодой ноён баабайтайбди» (Ханша Хондоли наша мать, а Хорёодой наш отец).
Некоторые учёные приписывают хангинам родство с харганайскими халбин: «Г.Н.Румянцев, основываясь на легенде аларских бурят о хори- бурятском происхождении аларских хангинов, проживающих в долине реки Ангары, утверждает, что будто бы этноним хангин в фонетическом отношении закономерно может перейти в халбин» (Цыдендамбаев с.154). Но Цыдендамбаев отвергал версию близости харганайского рода халбин с иркутским хангин: «Аларская же легенда, по- видимому, основана либо на том, что ангарские хангины в своё время кочевали вместе с унгинскими шарайтами-хоринцами, либо на том, что они могли выйти из Монголии совместно с хоринцами, но потом отделиться от них» (там же). Действительно, в унгинских легендах шарайт и хангин всегда упоминаются вместе. Но в настоящем и, вероятно, в прошлом, это был и есть вполне самостоятельный хоринский род.
Извилистый путь
Впервые историю ангарских хангинов зафиксировал Сергей Балдаев устами великого улигершина Пёохона Петрова: «Буртэ был предком хангинова рода. Он происходил из рода архад, который живёт в Халхе по среднему течению реки Хурулэн (Керулен). Отца Буртэ звали Ашан, мать Санхальжин». Когда началась война ойратов с маньчжурами и халхами, хангины тронулись в путь:
«Бошогтын буhалхадань,
Һайн хаани hамархадань,
Голгой шара нуури
Һүн хүүргэ болоходонь,
Энэ нютагнай
Жаргал үгы дайда гэжэ,
Хойто буумалда
Жаргалтай дайда гэжэ…
Когда Бошогто восстал,
На Сайн хана напал,
Когда жёлтое море озеро Голгой
Молочным мостом стало
Решив, что эта родина -
Место без счастья,
А северная сторона -
Счастливая земля….»
Эта красивая легенда описывает извилистый и долгий путь из Керулена, невероятные приключения, пережитые её героями. Сначала хангины остановились около озера Хубсугул, в Дархадской котловине. Буртэ был хорошим стрелком и знаменитым борцом и руководил перекочёвкой рода в Прибайкалье, которое тогда было малонаселённым. Затем хангины продолжительное время жили в Мондинской впадине в Тунке, пока туда не прибыли русские казаки. Они основали Хангинский караул на границе, а неблагонадёжное население отселили в Торы. Это было в 1660-1670 гг., ещё до заключения Буринского мирного договора с Китаем в 1727 г. От Тор до Алари было уже рукой подать: «Хангинцы сначала жили в Алари, но хонгодоровцы вытеснили их оттуда, и они вынуждены были занять пустующее место на острове реки Ангары. Этим местом никто не дорожил, так как земли было вдоволь» (Балдаев с.258). Но, оказалось, что хангинцы вытянули счастливый билет. Наконец-то после долгих скитаний им улыбнулась удача. Остров стал их землёй обетованной на 300 лет!
Райский остров
Официально остров называется Осинский, но буряты всегда называли: Хангинский (Хангинай олтирог). Он располагался в 200 километрах от Иркутска с площадью в 65 кв.км, длиной 22 км и шириной до 4,2 км. На нём рос лес, имелись глубокие озёра, целебные источники и степь. По ней кочевали хангины – с зимников на летники с отарами, стадами и табунами.
Для пернатых это был райский уголок природы. Весной и осенью перелётные птицы устраивали «базары». «Дикие гуси большими стаями садились на отдых – подкрепиться на жницах и заводях. Бывало, что вечерний горизонт заполнялся «тучей» гусей, чаек, уток и лебедей. Лебедь – тотем Хангинского рода, никто не имеет права беспокоить и тем более убивать – большой грех (ехэ нүгэл)» (Лехатинов с.46).
В лесу водились зайцы и лисы, боровая дичь, разливались трели двух видов соловьёв. Косули заплывали летом или заходили по льду и на них устраивались загонные охоты. А в реке ловили рыбу: ленок, таймень, налим, щука, сиг, лещ, карась и т.д.
- Налимов возили возами, - вспоминает 72-летний Леонид Маланов. - Карасей мешками. Работали рыболовецкие бригады и артели.
На острове не было засух, и всегда был хороший травостой, особенно на заливных лугах. До глубокой осени поднимавшийся от реки пар спасал от заморозков огурцы и помидоры. А для скота всегда рядом водопой. Вплоть до 50-х годов, когда построили заводы в Ангарске, Усолье-Сибирском и Свирске, пили речную воду и зимой, и летом в сыром виде. Тогда это была кристально чистая, прозрачная и холодная байкальская вода.
Герои-хангинцы
В 1760 году богатый скотовод Халматов взял в жёны русскую девушку Евдокию. Их сын Владимир Преловский стал полным георгиевским кавалером в годы Первой мировой войны. А в годы Гражданской войны прославился красный партизан Тароп Готолов.
В каждую эпоху хангинцы рождали новых героев. Великим хангинцем был сказитель Пёохон Петров. В создание Республики Бурятия внесли свой весомый вклад Капитон Винтовкин, министр финансов Б-МАССР, и Павел Яжинов, министр здравоохранения Б-МАССР. В годы Отечественной войны 27 островитян отдали жизни за Родину, но многие фронтовики вернулись домой. Среди них Иванова (Марактаева) Мария Николаевна, добровольно ушедшая на фронт в 1941 году и дошедшая до Берлина. Она была награждена медалями, орденами и именным пистолетом маршала Конева.
Среди хангинцев множество героев войны и труда, учёных, партийно-хозяйственных и государственных деятелей. Их просто не перечислить. В Бурятии хорошо знали выдающегося учёного Анатолия Лехатинова, автора книги о Хангинском острове «Малая Родина». Его сын Анатолий Анатольевич Лехатинов был зампредом правительства РБ – Главой представительства РБ при Президенте РФ. Хангином является Ярослав Николаев, известный бурятский журналист, создатель ТК «Ариг Ус».
Прощание с островом
До революции хангинцы процветали. Из нескольких улусов, раскиданных по острову, самым крупным был Хадахан. Женщины сплошь носили серебряные и золотые украшения, одевались в шелка, парчу и бархат. На материк, Большую землю, переправлялись на лодках, которые делали хадаханские мастера. Когда пустили паромную переправу, стало гораздо проще, а паром стал «местом встречи, общения, любви, радости и горя».
А в 1959 году началось переселение на материк. Остров готовился к затоплению. Эта эпическая трагедия хангинцев скупыми строчками описана в книге Анатолия Лехатинова: «Борис Дмитриев последним покинул остров в 1962 г., когда вода приблизилась к его дому. До последнего не верил, что мог быть затопленным, «проклиная всех и вся», снёс свой дом. Поставил его на территории современного Хадахана, посадил ель на память о гибели обитаемого острова» (Лехатинов с.41).
Давно нет хангинских улусов посреди прекрасной Ангары. Теперь над ними плещется Братское море. Но когда на водохранилище уровень воды падает до минимума, на её поверхности выступает клочок суши. Это остров. Остров хангинов - Хангинай олтирог…