Улан-Удэнский авиазавод - единственное предприятие в России, которое может производить самолеты и вертолеты. Здесь впервые в истории завода осваивают рынок МЧС. В 2016 году на предприятии по заказу минобороны России впервые налажено производство арктического вертолета. На предприятии действует уникальный учебный центр, в котором проходят обучение российские и зарубежные пилоты. Эти факты озвучены во время рабочей поездки членов Комитета Народного Хурала РБ по бюджету, налогам и финансам на АО « Улан-Удэнский авиационный завод».
Дмитрия Медведева впечатлила «дождевальная установка»
- У нас богатая история, – начал своеобразную экскурсию по родному предприятию управляющий директор АО «Улан- Удэнский авиазавод» Леонид Белых. - Мы – единственное предприятие в стране, которое работало практически со всеми авиаконструкторами страны – Петляковым, Лавочкиным, Микояном, Гуревичем, Антоновым, Бериевым, Сухим, Милем, Камовым.
Знакомство с производственным процессом и состоянием дел на флагмане промышленности республики началось с механосборочного цеха. Убеждаемся, что помимо богатой истории у авиазаводчан - успешное настоящее. Бросается в глаза: на этом и других участках производства задействована молодежь. Многие молодые люди с высшим образованием. Поэтому они быстро осваивают оборудование нового поколения, которое поступает в рамках технического перевооружения.
Следующий пункт в маршруте рабочей поездки - завод агрегатной сборки. Здесь тоже простор для роста молодых. Совсем недавно заводские токари и фрезеровщики победили на первом корпоративном чемпионате холдинга «Вертолеты России» по стандартам WorldSkills.
В цехе мы прикоснулись к фюзеляжу знаменитого штурмовика СУ-25 – неотъемлемой части истории завода. А его сегодняшний день – вертолеты, и еще раз вертолеты.
- Мы производим винтокрылые машины «на все случаи жизни», - поясняет Леонид Белых. - Это наши вертолеты в пассажирском, транспортном, поисково- спасательном, медицинском, VIP, конвертируемом вариантах.
Тут же в цехе директор по основным фондам и капитальному строительству Роман Холостов рассказал, что несколько лет назад тогдашний президент России Дмитрий Медведев был впечатлен «дождевальной установкой», при помощи которой машины проверяются на герметичность.
Республиканские парламентарии - председатель Комитета по бюджету, налогам и финансам Зоригто Цыбикмитов, депутаты Юлия Болонева, Виталий Лыгденов, Виктор Аюшеев, министр экономики Бурятии Зандра Сангадиев и председатель Счетной палаты РБ Евгений Пегасов - с интересом наблюдают, как холодный металл в цехе окончательной сборки превращается в почти готовые вертолеты.
Фото отдела по работе СМИ НХ РБ
Длительный контракт с Минобороны
Конечный пункт нашего «путешествия» - летно-испытательная станция. Здесь доведенные «до ума» машины ждут заказчиков. Вот он, получивший всемирную известность вертолет «Арктика», а точнее, Ми-8АМТШ-ВА, хорошо зарекомендовавший себя в экстремальных условиях, в том числе в Арктическом регионе.
- Я лично представлял этот вертолет Владимиру Путину, - информирует Леонид Белых.
Скорее всего, именно этому вертолету дал высокую оценку президент России во время «разбора полетов» после приемки военной техники, назвав его безупречным. По словам руководителя авиазавода, это «арктическое чудо» работает автономно: может само себя разогреть, и в течение часа его можно запустить при температуре минус 60 градусов. И летают они далеко - на 1300 километров. Еще одна гордость авиазаводчан - Ми -171А2. Это гражданский вертолет с улучшенными характеристиками. В ближайшее время стартует его серийное производство.
Как известно, это предприятие – основной налогоплательщик в бюджет республики. Как отметил на импровизированной пресс-коференции под открытым небом возле вертолетов Евгений Пегасов, благополучие авиазавода – основа стабильности республиканского бюджета.
- По итогам прошлого года доля налоговых отчислений авиационного завода составила 35% в общем объеме поступлений в бюджет Бурятии. Это около 6 млрд рублей, - сообщил Зоригто Цыбикмитов. - Завод работает на благо жителей республики. Мы рады, что здесь растет количество работников и зарплата, и у завода есть перспективы для дальнейшего развития.
Уверенный взгляд предприятия в будущее, как отметил Леонид Белых, связан с сотрудничеством с минобороны.
- Мы впервые подписали длительный контракт с министерством обороны РФ до 2021 года, практически на восемь лет. Авиазавод ни разу не допустил срывов поставок. Мы на хорошем счету у минобороны, поэтому наши заказы с каждым годом растут. Мы не стоим на месте: проводим модернизацию предприятия. Вертолеты, которые мы поставляли пять лет назад и которые мы поставляем сегодня - как небо и земля. Сегодня в плане «загрузки» на этот год мы полностью «упакованы». Прорабатываем вопрос по увеличению госзаказов на вертолет арктического варианта на 10 машин. Ведем активную работу по экспорту. Впервые осваиваем рынок МЧС. Планируем поставлять вертолеты «Роснефти»: это будет крупный заказ, - рассказал Леонид Белых.
Руководитель авиазавода резюмировал: он и его единомышленники проторили дорогу. В будущее.
Главное фото отдела по работе СМИ НХ РБ