По сравнению с 2008 годом количество ненормативных автомобильных дорог в республике уменьшилось с 66,3 до 58 %. Такие данные привел на традиционном правительственном брифинге министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ Сергей Козлов. По Сибирскому федеральному округу наша республика по этому показателю занимает четвертое место, а по России – 36-е среди 84 регионов. Впрочем, данный показатель легко ухудшить, если не содержать автомобильные дороги в надлежащем состоянии, не контролировать качество их строительства, реконструкции и ремонта, сообщает газета «Бурятия».
Финансирование дорожного хозяйства республики увеличилось
Во многом на снижение количества ненормативных, проще говоря, плохих автомобильных дорог повлияло увеличение финансирования дорожного хозяйства. По приведенным министром данным, рост составил 23 %: если в 2015 году общий объем финансирования составил 5,6 млрд рублей, то в 2016 – планируется 6,9 млрд рублей.
Кроме того, свою роль сыграло и применение современных технологий при строительстве, реконструкции и ремонте дорог, которые позволяют экономить средства. И, как отметил Сергей Козлов, эти меры позволят сокращать ненормативные дороги и дальше.
Добавим, что Бурятии чаще стала участвовать в федеральных целевых программах.
- Если раньше мы участвовали в четырех ФЦП, - отметил министр, - то сегодня республика принимает участие уже в шести федеральных целевых программах по ремонту, реконструкции и строительству дорог.
На дорогах Бурятии гибнет меньше людей
Не менее важным моментом улучшения автомобильных дорог стало сокращение дорожно-транспортных происшествий, а самое главное - в ДТП стало меньше погибать людей. По итогам 2015 года по сравнению с 2013 годом количество погибших в ДТП снизилось на 31 % (с 237 до 163 человек).
По словам Сергея Козлова, все это стало возможным благодаря тому, что в последние два года выполняется много мероприятий, в том числе выработанных на заседании комиссии по ликвидации ДТП при Главе Республики Бурятии, а именно - комплексно обследованы все автомобильные дороги республики, определены места концентрации ДТП, в соответствии с утвержденной методикой.
Как один из положительных примеров министр привел автодорогу «Улан-Удэ – Турунтаево - Курумкан», которую в народе уже успели прозвать «дорогой смерти». Сегодня она, по словам Сергея Козлова, уже не является таковой. По данным УГИБДД МВД РБ, за семь месяцев текущего года на данной трассе, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, погибших в ДТП снизилось на 90 %.
Как отметил Сергей Козлов, основной причиной высокой смертности было нарушение скоростного режима на отдельных участках этой дороги:
- Мы одними из первых в России на опасных участках ограничили скорость. Теперь все едут равномерно в пределах 90-100 км в час.
Впрочем, ограничиваться только данной автодорогой в министерстве не собираются. Так, после завершения реконструкции участка автомобильной дороги Шергино – Оймур - Заречье, также планируют ввести систему ограничения скоростного режима на отдельных ее участках. Здесь уже установили первый комплекс данной системы.
Нужно обустраивать населенные пункты
С 2012 года министерством начато комплексное обустройство населенных пунктов. Так, на федеральных дорогах уже обустроено 10, по региональной сети - 24 населенных пункта. В целом же по республике, если брать в расчет только населенные пункты, через которые проходят региональные автомобильные дороги, то всего их 130.
- Ежегодно выполняется данная программа, - сообщил Сергей Козлов, - отремонтированы не только тротуары, остановки, светофоры, но и 120 км федеральных дорог. Построены искусственные сооружения, по региональной сети в этом году ввели в эксплуатацию трехкилометровый участок трассы Турунтаево - Курумкан.
Дороги в районах не останутся в стороне
По этой дороге Турунтаево - Курумкан планируется и дальнейшая работа, в частности, на участке от 215 до 230 км до п. Максимиха.
- Буквально на днях будет подписано соглашение, согласно которому планируется выделение порядка 580 млн рублей федеральных средств на реконструкцию данного участка дороги, - отметил министр. - В перспективе же будет реконструирована дорога до Усть-Баргузина, а затем и до Баргузина.
- Сегодня мы активно занимаемся приведением дорог региональной сети в нормативное состояние, начали заходить в районы - говорит Сергей Козлов. – В прошлом году введены в строй порядка 30 км дорог республиканского значения. Начаты работы в Кижингинском, Заиграевском районах, ведутся они по наказам жителей республики в том же Заиграевском районе и в Еравне. В 2017 году приступим к Закаменскому и Джидинскому районам.
Особо Сергей Козлов остановился и на таком важном аспекте, как строительство и реконструкция мостов.
- Мостовые сооружения - это достаточно капиталоемкие вложения, - отметил он, - в среднем затраты на один метр мостового сооружения в железобетонном исполнении составляют 1,5 млн рублей. Но не будет моста, нет и проезда по дороге.
В целом же в республике почти четверть всех мостовых сооружений находится в аварийном состоянии, в ряде районов требуется возведение новых. В частности, на автодороге от Нового Уояна до Таксимо, которая была принята на баланс республики относительно недавно.
- Строительство и реконструкция мостов – приоритетные проекты, которые нужны населению в первую очередь, - отметил министр, - они все разные по финансовой емкости, от 150 млн рублей и меньше. Но это нужные проекты, поэтому финансируются отдельно, целенаправленно.
Главное - сохранность дорог
Как считает Сергей Козлов, дороги можно ремонтировать без конца, если не будет соответствующего контроля за качеством выполненных работ.
- Для этого за последние два года закуплено специализированное оборудование, имеется лаборатория, приобретен георадар, который будет сканировать дороги после ремонта и определять толщину асфальтобетонных покрытий на предмет соответствия требованиям. И уже в ближайшее время с помощью георадара проверят улан-удэнские улицы.
По словам министра, его ведомство и в будущем планирует закупать дополнительное оборудование, чтобы контролировать качество.
- Это очень важно, - говорит Сергей Козлов, - поскольку некачественный ремонт автомобильных дорог, по существу это неэффективное использование финансовых средств, поскольку в таком случае они разрушаются раньше положенного срока.
Другим фактором, влияющим на сохранность дорог, является их содержание. Без должного обслуживания даже качественно отремонтированные дороги быстро изнашиваются. Прекрасный пример тому - дорога в Улан-Удэ на Лысую гору.
- Всего два года назад ее построили, а в результате того, что ливневая канализация была забита, ее нужно ремонтировать, - заметил министр.
Кроме того, на сохранность автомобильных дорог во многом оказывают владельцы большегрузных автомобилей, допускающие превышение нагрузок на ось транспортного средства.
- А ведь одна большегрузная машина, идущая с перегрузом по автомобильной дороге, наносит ущерб как 50 тысяч легковых автомашин, - подчеркнул Сергей Козлов. - Случаев нарушений у нас в республике много, лесозаготовители на трассе Улан-Удэ - Курумкан нередко допускают перегруз на ось. Поэтому стараемся пресекать данные нарушения. В свое время приобрели передвижные весы, и работа в данном направлении ведется достаточно эффективно. Так, на сегодня уже возмещены 33 млн рублей.