Пивной бизнес в республике держится на плаву, причем достаточно уверенно. В этом убедились депутаты Народного Хурала Бурятии во время выездного рабочего совещания Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку, состоявшегося в начале недели. Выяснилось, что в последнее время многие жители республики все больше стали отдавать предпочтение употреблению пенного напитка, причем нефильтрованного, или в простонародье «живого» пива. И это, по мнению депутатов и пивоваров, есть показатель растущей культуры пития. Красноречивы и цифры – рост поступления акцизов от реализации пива в Бурятии за девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 9%, составив 36,9 млн рублей. Стабильным остается и объем производства. Так, по данным Бурятстата, за девять месяцев 2016 года количество произведенной продукции составил 164,47 тысяч декалитров, тогда как за аналогичный период 2015 года – 165,29 тысяч декалитров, сообщает газета «Бурятия».
Так за счет чего произошел этот рост? Чем берут любителей пива местные производители? Выгоден ли их бизнес? Как они противостоят мощному наступлению на прилавки магазинов Бурятии со стороны транснациональных корпораций? Как не допустить попадания контрафактного алкоголя на полки местных магазинов? Об этом и о многом другом шла речь в ходе выездного совещания.
ЕГАИС - надежный заслон «левой» водке
Для начала депутаты заехали в один из магазинов торговой сети «Абсолют», что на улице Профсоюзной. Там народные избранники решили проверить в деле работу ЕГАИС, с помощью которой с 1 июля сего года государство контролирует объем производства и оборота этилового спирта.
В послеобеденное время в «Абсолюте» было относительно малолюдно, ну, а в алкогольном отделе этого популярного среди жителей Бурятии магазина и вовсе не было покупателей. Сотрудники «Абсолюта» во главе с директором магазина Светланой Будаевой во всех подробностях показали всю процедуру поступления винно-водочной продукции на прилавки. Выяснилось, что поступление в магазины нелегальной водки попросту исключено – программа работает и выдает нужную информацию, как говорится, не отходя от кассы, в чем и убедились депутаты Народного Хурала.
По словам Алексея Оловянникова, заместителя министра промышленности и торговли РБ, ЕГАИС распространяется пока на алкогольные напитки, крепость которых превышает 18 градусов, в их числе крепленые вина, настойки, ликеры и водка. На сегодня этой системой обязаны пользоваться все розничные торговые точки города Улан- Удэ, а вскоре ЕГАИС охватит и районы Бурятии, где наблюдается устойчивый сигнал интернета.
- Главная цель данного нововведения в том, чтобы добиться прозрачности системы в поставках винно-водочной продукции в места розничной торговли, поставить надежный заслон «паленой» водке, - сообщил Алексей Оловянников.
На вопрос Баира Гармаева, зампреда Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку: «Каждый ли покупатель может проверить по этой системе легальность происхождения алкоголя?», сотрудники «Абсолюта» ответили утвердительно, продемонстрировав его работу на собственных смартфонах – программу можно скачать на многих ресурсах. Правда, интернет в магазине слегка «тормозил», вследствие чего данные с центральной базы ЕГАИС поступили лишь через две-три минуты. Полученный ответ подтвердил: данную бутылку водки завезли в магазин торговой сети «Абсолют», расположенный на улице Профсоюзная в Улан-Удэ. Как говорится, что и требовалось доказать.
Минусом здесь можно назвать высокую стоимость оборудования ЕГАИС – тому же магазину «Абсолют» на Профсоюзной он обошелся в 70 тысяч рублей. А как быть точкам, тем более деревенским, где проходимость, в отличие от крупных сетей, ниже в разы, а стоимость самого дешевого оборудования зашкаливает за 50-60 тысяч рублей? Прибавьте к этому обучение продавцов, другие издержки, связанные с установкой данного оборудования, которые выливаются в кругленькую сумму. Этот вопрос так и остался висеть в воздухе.
Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА
Зачем «Чешское», когда можно «Бурятское»
Депутаты побывали на двух ведущих предприятиях этой отрасли – пивоваренной компании «Сибирь» и ООО «Котлин». Дела на них, несмотря на кризисное время, идут довольно-таки неплохо. Хотя осенью, по словам пивоваров, люди по обыкновению несколько теряют интерес к пенному напитку, вследствие этого падает выручка.
Продукция пивоваренной компании «Сибирь» известна многим жителям нашей республики – такие марки пенного напитка, как «Шаман», «Сибиряк» и «Немецкое светлое», прочно завоевали популярность у пивоманов, и не только у них. У ворот пивзавода участников совещания встретил гендиректор ООО «ПК «Сибирь» Сергей Гармаев. Главный технолог компании Татьяна Залуцкая подробно рассказала обо всех тонкостях приготовления пива.
Работа на предприятии поставлена четко, отлажена и сеть распространения. Нужно отметить идеальную чистоту цехов, в которых поэтапно готовится пиво.
Как оказалось, ПК «Сибирь» очень повезло в том плане, что они сумели предвосхитить события и провести мощную модернизацию производства в докризисное время, закупив дорогостоящее оборудование. Это позволило значительно оптимизировать число работников предприятия за счет полной автоматизации производства. Потому в просторных помещениях пивзавода над процессом приготовления пива «колдуют» всего несколько человек, работа которых сводится к слежению за заданными операциями на персональном компьютере.
Дегустация пива подтвердила наши ожидания – пенный напиток, как фильтрованный (срок годности – 30 суток), так и нефильтрованный «живой» (срок годности – пять суток) произвел неплохое впечатление. Правда, Анатолий Кушнарев, председатель Комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, подметил, что вкус европейского «живого» пива, а в особенности «Хейнекена», на порядок выше бурятского, и что названия маркам нужно давать исходя из местного колорита.
- Зачем их называть «немецким» или «чешским»? Нужны такие бренды, как «Бурятское пиво» или что-то в этом роде. Назовите хоть в честь своего директора, наконец, - предложил депутат.
Татьяна Залуцкая ответила, что в ассортименте предприятия уже есть марки с «привязкой к местности»: «Улан-Удэнское» или тот же «Шаман», названия которых говорят сами за себя.
Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА
Варить пиво - выгодно
В ООО «Котлин», которое находится на конечной остановке трамвая на Мелькомбинате, нас радушно встретил его хозяин Андрей Меркулов. Предприниматель рассказал, что за 22 года деятельности ООО «Котлин» - название он дал в честь родного города в Кронштадте – пивзавод развернул довольно успешную деятельность. О чем свидетельствуют целых два цеха по розливу пенного напитка, а также популярный гостинично-ресторанный комплекс «Бирхаус», в котором наверняка бывали многие жители и гости столицы Бурятии.
- Могу сказать одно: пивной бизнес на самом деле прибыльное дело. Иначе я бы им не занимался, - утверждает Андрей Меркулов.
По его словам, в последние годы в дальнейшем развитии предприятия большую помощь оказал немецкий предприниматель, с которым Меркулов познакомился совершенно случайно. Немец в итоге помог ему оформить кредит в «Райффайзенбанке» всего лишь под два с небольшим процента, чем несказанно обрадовал бурятского предпринимателя, так как в России подобные кредиты и не снились.
Всего на предприятии работает 14 человек, оборудование, как и в «Сибири», полностью автоматизировано.
- Работаем, можно сказать, «без выходных и проходных», но в точности соблюдаем Трудовой кодекс. Иначе бы не вошли в число лучших налогоплательщиков Бурятии за последнее время, - говорит гендиректор ООО «Котлин».
Предприниматель сетует лишь на одно – на растущие из года в год акцизные сборы, которые оказывают свое влияние на оборот средств. Так, акцизы всего за год выросли на целых 2 рубля, составив 20 рублей за один литр реализованной продукции. Впрочем, даже это не мешает Андрею Меркулову задумываться над дальнейшим расширением производственных мощностей. Так, он нацелился на строительство цеха по розливу пива на Байкале, где в летнее время можно спокойно распространить до 20 тысяч литров пенного напитка.
Высокого мнения предприниматель о качестве пива и других производителей Бурятии.
- В отличие от завозного пива, наш бурятский напиток не в пример выше качеством. Так как в нем содержатся только натуральные ингредиенты. Потому-то местные пивоварни успешно завоевывают свое место под солнцем. Единственная сложность в том, что наблюдается острая конкурентная борьба между производителями в столице Бурятии и иногородними игроками. Поэтому непросто сбывать полученную продукцию. В этом, пожалуй, важнейшем вопросе огромную роль играет развитая сеть распространения, - подчеркивает пивовар.
По словам Анатолия Кушнарева, цель выездного заседания состояла в том, чтобы депутаты своими глазами смогли понаблюдать за работой пивоваренных предприятий. Согласно Программе социально-экономического развития Бурятии до 2019 года в республике не ожидается появления предприятия по выпуску крепких алкогольных напитков, отчего бюджет республики недосчитается примерно полумиллиарда рублей. А потому вся ставка в этом направлении в течение ближайших трех лет будет делаться на пивоваренную отрасль, которая хоть и приносит в бюджет меньше сборов от акцизов, чем производство водки, причем в разы, но, тем не менее, приносит.
- Мы наглядно убедились в экономическом эффекте и рентабельности производства пива, - считает депутат. – Вместе с тем увидели проблемы, с которыми сталкиваются пивовары, главная из которых заключается в жесткой конкуренции со стороны иногородних производителей – на рынке Бурятии очень много пива из других регионов. Но, уверен, местные производители не погибнут в этих условиях, а, напротив, достойно выдержат конкуренцию со стороны за счет свежести пенного напитка и продажи его по разумным ценам.
Анатолия Кушнарева, как агронома, волнует вопрос используемого сырья в производстве местных производителей:
- Почему мы завозим солод из Алтая и других регионов России, а не налаживаем производство пивоваренного ячменя в Закаменском и Еравнинском районах, которые подходят для посева именно этой культуры? Есть специальные районированные сорта ячменя. Нужно обязательно подумать над этим вопросом.
Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА