Экономика 28 окт 2016 1177

​«Пенные» акцизы: весомая прибавка в бурятский бюджет?

Пивной бизнес в ре­спублике держится на плаву, причем до­статочно уверенно. В этом убедились депутаты Народного Хурала Бурятии во время выездного рабо­чего совещания Комитета по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку, состояв­шегося в начале недели. Вы­яснилось, что в последнее время многие жители ре­спублики все больше стали отдавать предпочтение упо­треблению пенного напитка, причем нефильтрованного, или в простонародье «живо­го» пива. И это, по мнению депутатов и пивоваров, есть показатель растущей куль­туры пития. Красноречивы и цифры – рост поступления акцизов от реализации пива в Бурятии за девять месяцев этого года по сравнению с анало­гичным периодом прошлого года вырос на 9%, составив 36,9 млн рублей. Стабиль­ным остается и объем произ­водства. Так, по данным Бурятстата, за девять месяцев 2016 года количество произве­денной продукции составил 164,47 тысяч декалитров, тогда как за аналогичный период 2015 года – 165,29 тысяч декалитров, сообщает газета «Бурятия».

Так за счет чего произошел этот рост? Чем берут любите­лей пива местные производи­тели? Выгоден ли их бизнес? Как они противостоят мощно­му наступлению на прилавки магазинов Бурятии со сторо­ны транснациональных кор­пораций? Как не допустить попадания контрафактного алкоголя на полки местных магазинов? Об этом и о мно­гом другом шла речь в ходе выездного совещания.

ЕГАИС - надежный заслон «левой» водке

Для начала депутаты за­ехали в один из магазинов торговой сети «Абсолют», что на улице Профсоюзной. Там народные избранники реши­ли проверить в деле работу ЕГАИС, с помощью которой с 1 июля сего года государство контролирует объем произ­водства и оборота этилового спирта.

В послеобеденное время в «Абсолюте» было относи­тельно малолюдно, ну, а в алкогольном отделе этого популярного среди жителей Бурятии магазина и вовсе не было покупателей. Сотрудни­ки «Абсолюта» во главе с ди­ректором магазина Светланой Будаевой во всех подробностях показали всю процедуру поступления винно-водочной продукции на прилавки. Выяснилось, что поступление в магазины нелегальной водки попросту исключено – про­грамма работает и выдает нужную информацию, как го­ворится, не отходя от кассы, в чем и убедились депутаты На­родного Хурала.

По словам Алексея Оло­вянникова, заместителя ми­нистра промышленности и торговли РБ, ЕГАИС распро­страняется пока на алкоголь­ные напитки, крепость кото­рых превышает 18 градусов, в их числе крепленые вина, на­стойки, ликеры и водка. На се­годня этой системой обязаны пользоваться все розничные торговые точки города Улан- Удэ, а вскоре ЕГАИС охватит и районы Бурятии, где наблю­дается устойчивый сигнал ин­тернета.

- Главная цель данного но­вовведения в том, чтобы до­биться прозрачности системы в поставках винно-водочной продукции в места розничной торговли, поставить надеж­ный заслон «паленой» водке, - сообщил Алексей Оловянни­ков.

На вопрос Баира Гармае­ва, зампреда Комитета по зе­мельным вопросам, аграрной политике и потребительско­му рынку: «Каждый ли по­купатель может проверить по этой системе легальность происхождения алкоголя?», сотрудники «Абсолюта» от­ветили утвердительно, про­демонстрировав его работу на собственных смартфонах – программу можно скачать на многих ресурсах. Правда, интернет в магазине слегка «тормозил», вследствие чего данные с центральной базы ЕГАИС поступили лишь через две-три минуты. Полученный ответ подтвердил: данную бу­тылку водки завезли в мага­зин торговой сети «Абсолют», расположенный на улице Профсоюзная в Улан-Удэ. Как говорится, что и требовалось доказать.

Минусом здесь можно на­звать высокую стоимость оборудования ЕГАИС – тому же магазину «Абсолют» на Профсоюзной он обошелся в 70 тысяч рублей. А как быть точкам, тем более деревен­ским, где проходимость, в от­личие от крупных сетей, ниже в разы, а стоимость самого дешевого оборудования зашка­ливает за 50-60 тысяч рублей? Прибавьте к этому обучение продавцов, другие издерж­ки, связанные с установкой данного оборудования, кото­рые выливаются в кругленькую сумму. Этот вопрос так и остался висеть в воздухе.

Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА

Зачем «Чешское», когда можно «Бурятское»

Депутаты побывали на двух ведущих предприятиях этой отрасли – пивоваренной компании «Сибирь» и ООО «Котлин». Дела на них, не­смотря на кризисное время, идут довольно-таки неплохо. Хотя осенью, по словам пиво­варов, люди по обыкновению несколько теряют интерес к пенному напитку, вследствие этого падает выручка.

Продукция пивоваренной компании «Сибирь» извест­на многим жителям нашей республики – такие марки пенного напитка, как «Ша­ман», «Сибиряк» и «Немецкое светлое», прочно завоевали популярность у пивоманов, и не только у них. У ворот пив­завода участников совещания встретил гендиректор ООО «ПК «Сибирь» Сергей Гармаев. Главный технолог компании Татьяна Залуцкая подробно рассказала обо всех тонкостях приготовления пива.

Работа на предприятии по­ставлена четко, отлажена и сеть распространения. Нужно отметить идеальную чистоту цехов, в которых поэтапно го­товится пиво.

Как оказалось, ПК «Си­бирь» очень повезло в том плане, что они сумели пред­восхитить события и прове­сти мощную модернизацию производства в докризисное время, закупив дорогосто­ящее оборудование. Это по­зволило значительно оптими­зировать число работников предприятия за счет полной автоматизации производства. Потому в просторных поме­щениях пивзавода над про­цессом приготовления пива «колдуют» всего несколько человек, работа которых сводится к слежению за заданны­ми операциями на персональ­ном компьютере.

Дегустация пива подтвер­дила наши ожидания – пен­ный напиток, как фильтро­ванный (срок годности – 30 суток), так и нефильтрован­ный «живой» (срок годности – пять суток) произвел неплохое впечатление. Правда, Анато­лий Кушнарев, председатель Комитета по экономической политике, использованию природных ресурсов и охра­не окружающей среды, под­метил, что вкус европейского «живого» пива, а в особенно­сти «Хейнекена», на порядок выше бурятского, и что названия маркам нужно давать исходя из местного колорита.

- Зачем их называть «не­мецким» или «чешским»? Нужны такие бренды, как «Бурятское пиво» или что-то в этом роде. Назовите хоть в честь своего директора, нако­нец, - предложил депутат.

Та­тьяна Залуцкая ответила, что в ассортименте предприятия уже есть марки с «привязкой к местности»: «Улан-Удэнское» или тот же «Шаман», назва­ния которых говорят сами за себя.

Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА

Варить пиво - выгодно

В ООО «Котлин», которое находится на конечной оста­новке трамвая на Мельком­бинате, нас радушно встретил его хозяин Андрей Меркулов. Предприниматель рассказал, что за 22 года деятельности ООО «Котлин» - название он дал в честь родного города в Кронштадте – пивзавод раз­вернул довольно успешную деятельность. О чем свиде­тельствуют целых два цеха по розливу пенного напитка, а также популярный гости­нично-ресторанный комплекс «Бирхаус», в котором наверня­ка бывали многие жители и гости столицы Бурятии.

- Могу сказать одно: пив­ной бизнес на самом деле при­быльное дело. Иначе я бы им не занимался, - утверждает Андрей Меркулов.

По его словам, в послед­ние годы в дальнейшем раз­витии предприятия большую помощь оказал немецкий предприниматель, с которым Меркулов познакомился со­вершенно случайно. Немец в итоге помог ему оформить кредит в «Райффайзенбанке» всего лишь под два с неболь­шим процента, чем неска­занно обрадовал бурятского предпринимателя, так как в России подобные кредиты и не снились.

Всего на предприятии ра­ботает 14 человек, оборудова­ние, как и в «Сибири», полно­стью автоматизировано.

- Работаем, можно сказать, «без выходных и проходных», но в точности соблюдаем Трудовой кодекс. Иначе бы не вошли в число лучших на­логоплательщиков Бурятии за последнее время, - говорит гендиректор ООО «Котлин».

Предприниматель сетует лишь на одно – на растущие из года в год акцизные сбо­ры, которые оказывают свое влияние на оборот средств. Так, акцизы всего за год вы­росли на целых 2 рубля, со­ставив 20 рублей за один литр реализованной продукции. Впрочем, даже это не мешает Андрею Меркулову задумы­ваться над дальнейшим рас­ширением производственных мощностей. Так, он нацелился на строительство цеха по роз­ливу пива на Байкале, где в летнее время можно спокойно распространить до 20 тысяч литров пенного напитка.

Высокого мнения пред­приниматель о качестве пива и других производителей Бу­рятии.

- В отличие от завозного пива, наш бурятский напиток не в пример выше качеством. Так как в нем содержатся только натуральные ингре­диенты. Потому-то местные пивоварни успешно завоевывают свое место под солнцем. Единственная сложность в том, что наблюдается острая конкурентная борьба между производителями в столи­це Бурятии и иногородними игроками. Поэтому непросто сбывать полученную продук­цию. В этом, пожалуй, важней­шем вопросе огромную роль играет развитая сеть распро­странения, - подчеркивает пи­вовар.

По словам Анатолия Куш­нарева, цель выездного засе­дания состояла в том, чтобы депутаты своими глазами смогли понаблюдать за рабо­той пивоваренных предпри­ятий. Согласно Программе социально-экономического развития Бурятии до 2019 года в республике не ожи­дается появления предпри­ятия по выпуску крепких ал­когольных напитков, отчего бюджет республики недосчи­тается примерно полумил­лиарда рублей. А потому вся ставка в этом направлении в течение ближайших трех лет будет делаться на пивоварен­ную отрасль, которая хоть и приносит в бюджет меньше сборов от акцизов, чем про­изводство водки, причем в разы, но, тем не менее, при­носит.

- Мы наглядно убедились в экономическом эффекте и рентабельности производ­ства пива, - считает депутат. – Вместе с тем увидели пробле­мы, с которыми сталкиваются пивовары, главная из которых заключается в жесткой конку­ренции со стороны иногород­них производителей – на рынке Бурятии очень много пива из других регионов. Но, уве­рен, местные производители не погибнут в этих условиях, а, напротив, достойно выдер­жат конкуренцию со стороны за счет свежести пенного на­питка и продажи его по раз­умным ценам.

Анатолия Кушнарева, как агронома, волнует вопрос ис­пользуемого сырья в произ­водстве местных производи­телей:

- Почему мы завозим со­лод из Алтая и других регио­нов России, а не налаживаем производство пивоваренного ячменя в Закаменском и Ерав­нинском районах, которые подходят для посева именно этой культуры? Есть специ­альные районированные сорта ячменя. Нужно обяза­тельно подумать над этим во­просом.

Фото Буды ДУГАРЦЫРЕНОВА

Автор: Буда ДУГАРЦЫРЕНОВ

Читайте также