Экономика 20 янв 2017 1280

​​Почему «не выстреливают» бизнес-проекты Бурятии?

Поступивший в республику из федерального бюдже­та дополнительный транш общей суммой в 5,1 млрд рублей серьезно укрепил бюджет на 2017 год. День­ги пошли на решение не только первоочередных задач, но и на развитие самых разных социально-экономи­ческих направлений, в том числе и на развитие среднего и малого предпринимательства, а это, ни много, ни мало, по­рядка 100 млн рублей. Но вот на прошедшем в Народном Хурале рабочем совещании на тему «Развитие малых инно­вационных предприятий (МИПов) и Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТов) в РБ» неожиданно выяснилось, что претендовать на эти деньги смогут далеко не все желающие, сообщает газета «Бурятия».

Так что же тогда делать для того, чтобы помочь мо­лодым ученым? Как можно выиграть и на что потратить эти деньги?

Все упирается в федеральный закон

По словам Павла Огло­блина, начальника отдела развития малого и среднего предпринимательства Мин­промторга Бурятии, в 2016 году на субсидии начинаю­щим субъектам малого и сред­него предпринимательства на реализацию инновационных проектов из республиканско­го бюджета было выделено 2 млн рублей, на субсидии субъектам малого и средне­го предпринимательства на возмещение части затрат ин­новационных компаний, дей­ствующих более одного года, – 25 млн рублей.

Профинан­сировано два гранта по 500 тысяч рублей начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на реа­лизацию инновационных про­ектов и 103 тысячи рублей на возмещение части затрат ин­новационных компаний, дей­ствующих более одного года. Причиной неосвоения средств грантового фонда, в первую очередь, является от­сутствие патентов и ноу-хау.

Почему так мало заявок, ведь желающих получить эти деньги, как мне известно, не­мало? Есть и другое мнение. Так, в разговоре с представи­телями малых инновацион­ных предприятий Бурятии выясняется, что по субсиди­ям начинающим субъектам малого и среднего предпри­нимательства на реализацию инновационных проектов возможно получить 500 ты­сяч рублей, но при этом дея­тельность МИПа со дня соз­дания должна быть не более года. Таких МИПов в Бурятии практически нет, в основном все они существуют более одного года. Чтобы получить эти «несчастные» полмилли­она рублей, МИПам надо за­крыться и вновь создавать на­чинающее предприятие.

- Что делать им в этом слу­чае? – спросил у представите­ля Минпромторга Цыденжап Батуев, председатель Коми­тета Народного Хурала РБ по межрегиональным связям, национальным вопросам, мо­лодежной политике, обще­ственным и религиозным объединениям. Мы информи­ровали о проводимых конкур­сах всех – и руководство вузов, и МИПы, а таковых в Бурятии 15 предприятий, но в итоге они проявили небольшой ин­терес к ним. Вследствие чего была освоена лишь половина из заложенных на открытие новых предприятий денег.

Что же касается работы МИПов, а также тех, кто за­регистрировался в качестве субъекта предприниматель­ства более одного года, то в этом случае в республике ра­ботает программа по субсиди­рованию расходов субъектам малого и среднего предпри­нимательства на возмещение части затрат инновацион­ных компаний, действующих более одного года. Сумма субсидий равняется 75% от произведенных расходов, об­щая сумма поддержки может достигнуть 15 млн рублей. В прошлом году в бюджете республики на эти цели было заложено порядка 25 млн рублей, а освоено всего 103 тысячи рублей, которые вы­играл МИП «Бифивит» тех­нологического университета. Таким образом, в прошлом году из заложенных 27 млн рублей реально дошли до МИ­Пов всего 1,103 млн рублей, - сообщил Оглоблин.

По словам Людмилы Сан­даковой, профессора БГУ, директора АНО «Агентство инноваций и высоких техно­логий», из-за разночтений в федеральном законодатель­стве МИПы Бурятского госу­ниверситета претендовать на эти деньги не могут.

- Мы даже дали наказ на­шему депутату Госдумы Ал­дару Дамдинову с просьбой разобраться в этом вопросе, - рассказала Сандакова.

Бизнес поддержат 100 млн рублей

Между тем, в бюджете на 2017 год заложено 100 млн рублей на развитие малого и среднего бизнеса.

- Из них на создание новых инновационных компаний приходится 4 млн рублей, что вдвое больше, чем в прошлом году. А на субсидирование расходов действующих инно­вационных компаний – 26,5 млн рублей. Оставшиеся 70 млн рублей пойдут на разви­тие инфраструктуры и ком­пенсацию приобретенного оборудования. А на эти день­ги могут реально рассчиты­вать и МИПы, - отметил Павел Оглоблин.

По его мнению, основная проблема МИПов состоит в том, что они создаются уче­ными, а не предпринимате­лями, и потому они направле­ны не на коммерциализацию проектов, а на их разработку.

- В ходе заседания «кру­глого стола» по поддержке молодых ученых, который Комитет проводил в рамках подготовки парламентских слушаний на тему «Молодеж­ный ресурс в развитие эконо­мики Бурятии», в технологи­ческом университете Сергей Козлов, министр транспорта, энергетики и дорожного хо­зяйства РБ, спросил: почему 45 проектов, которые то и дело переходят из года в год, «не выстреливают»? Этим вопросом задались и мы в своем комитете года два на­зад, когда шла подготовка к парламентским слушаниям, - сообщил Цыденжап Батуев. - Во многом проблемы свя­заны с федеральным законо­дательством. Кроме того, у наших МИПов нет стартового капитала для открытия но­вых предприятий, нет таких расходов, по которым можно было бы получить субсиди­рование. И потому все эти неплохие проекты так и оста­ются ими.

На совещании прозвучало немало мнений, было видно, что все эти проблемы давно назрели, а вот решения по ним до сих пор как не было, так и нет. По словам депутата, состоявшееся рабочее сове­щание в диалоге сторон долж­но помочь найти пути выхода из непростой ситуации.

Ученые – это, все-таки, не менеджеры, способные про­двигать собственные проек­ты, а разработчики. Продви­жением должны заниматься другие. А для этого нужно от­крыть площадку для развития стартапов, куда ученые могли бы передать патенты и где могли готовить самих стар­таперов. Должны быть пред­усмотрены и госзадания для создания проектов, - выска­зал свое видение на проблему Сергей Перинов, замминистра спорта и молодежной полити­ки РБ.

По мнению Аюра Гарма­ева, начальника Центра де­лового образования Торго­во-промышленной палаты РБ, в Бу­рятии жизненно необходи­мо создать венчурный фонд, ориентированный на работу с инновационными предпри­ятиями и стартапами.

- Деятельность МИПов на сегодня сведена к науке, а именно к созданию новых ста­тей в научных журналах, к раз­работкам и патентам. Хотя мы видим, что в каждом бурят­ском вузе есть собственные бизнес-инкубаторы, есть ко­манды людей, которые хотят зарабатывать на инновациях. Но в то же время частенько можно встретить и такие про­екты, которые нацелены не на коммерциализацию, а именно на научную сторону проекта, - отметил Гармаев.

На что Цыденжап Батуев резонно заметил, что в вузах все-таки работают ученые люди, а не предприниматели.

- В этом году не без уча­стия депутатов бурятского парламента удалось заложить в бюджет на эти цели целых 100 млн рублей. И я не хочу, чтобы в январе следующего года я сидел в своем кабинете и боялся встретиться с вами. Ведь получается, что в про­шлом году из 27 млн рублей, заложенных в бюджете, был использован лишь миллион с лишним. Но тогда зачем мы заложили на развитие малого и среднего предприниматель­ства такие большие деньги, хотя мы могли бы направить их на другие цели, на ту же мелиорацию, на закуп моло­ка или ТОСы. Нам нужно от­работать вопрос, как помочь МИПам получить государ­ственную поддержку для ре­ализации своих инновацион­ных проектов.

На что Павел Оглоблин от­ветил, что ни один МИП не хочет выходить из-под крыла вузов из-за льгот, хотя превра­щение МИПа в собственную коммерческую единицу по­зволит рассчитывать не толь­ко на гранты, но и на микро­займы и прочее.

Сергей Перинов горя­чо поддержал предложение Аюра Гармаева по созданию в Бурятии венчурного фонда, благо для этого уже есть неко­торые предпосылки.

- Можно открыть его при поддержке РВК (Российская венчурная компания), пото­му как там есть вся нужная для этого «нормативка», а также все необходимое. По­сле этого нужно отобрать 7-8 проектов, каждый стоимо­стью в 5-7 млн рублей, а это 35-40 млн рублей в год, и их раскручивать, - говорит Аюр Гармаев.

- Я буквально сегодня при­летел из Москвы, где присут­ствовал на итоговом совеща­нии в Минэкономики России по вопросам распределения субсидий субъектам. Нас под­держали, и в Бурятии в скором времени будет создан центр поддержки экспорта, который будет реально работать уже в этом году на базе Фонда под­держки предприниматель­ства РБ. Также будет создан центр поддержки предпри­нимательства и центр ре­гионального инжиниринга. Финансировать эти центры будут из федерального цен­тра, их доля будет составлять 93%, а 7% - Бурятии, - обрадо­вал всех хорошими новостями Гармаев.

В завершение рабочего совещания, прошедшего в обстановке мозгового штур­ма, Цыденжап Батуев поды­тожил высказанные предло­жения.

- В этом году при вашем участии наш комитет плани­рует разработать законопро­ект «О мерах государственной поддержки молодых ученых в РБ». Потому нам предстоит большая работа по подготов­ке вопроса на Совет Народ­ного Хурала, посвященный этим проблемам. На нем мы должны рассмотреть все во­просы по развитию малого и среднего бизнеса в респу­блике, в частности, МИПов. А также сделать все возможное, чтобы заложенные в бюджете 100 млн рублей в итоге дошли до своих получателей, - сказал депутат.

Автор: Буда ДУГАРЦЫРЕНОВ

Читайте также