Экономика 27 янв 2017 1124

​​В Бурятии согласуют нормативы бюджетного обучения для каждой профессии

Депутаты Народного Хурала Бурятии отметили не­обходимость согласования нормативов бюджетного обучения учреждений сред­него профессионального звена с минфи­ном республики. 25 января парламентарии во главе с председателем комитета по социальной полити­ке Александром Стопичевым и представите­лями минобрнауки и минэкономики Бурятии по­сетили колледж традиционных искусств народов Забайкалья в селе Иволгинск. Такие поездки проводятся в рамках подготовки к «круглому столу» о ходе реализации закона РБ «Об образовании», проведение которого намечено на 15 февраля, сообщает газета «Бурятия».

Сколько стоит «хозяйка усадьбы» или «авиастроитель»?

После посещения учебных мастерских, учебных кабинетов, общежития и музея изделий колледжа на его базе прошло рабочее совещание, где были рассмотрены вопросы исполнения государствен­ного задания, его финансирование и трудоустрой­ство специалистов. Также депутаты рассмотрели вопрос расчета стоимости бюджетного обучения.

- Что вошло в норматив? – поинтересовался у представителей колледжа Александр Стопичев. – Он должен быть четко обоснованным, в расчете на одного студента. Если нормативы не защитите, то никто финансирования не даст.

Общий объем субсидий на госзадание коллед­жа традиционных искусств Забайкалья составил по итогам прошлого года более 35 млн рублей.

- Все цифры мы выполняем, нареканий от кон­тролирующих органов не поступало, - отметил директор колледжа Анатолий Куприянов. – Кро­ме госзадания, выделяются субсидии, которые мы тоже все осваиваем.

Также директор объяснил, чему учат на специ­альности «хозяйка усадьбы». Она включает в себя обучение нескольким профессиям, сюда входят профессии: «овощевод», «бухгалтер-учетник», «по­вар», «портной с умением шитья бурятского наци­онального костюма». Специальность обозначена согласно федеральному стандарту.

Но норматив стоимости подготовки специали­ста по госзаданию в данном колледже выше, чем в авиационном техникуме.

- 70 тысяч рублей - столько рассчитали норма­тив на учебу в авиатехникуме, у вас 90 тысяч – «хо­зяйка усадьбы». Но почему ее подготовка должна быть выше стоимости обучения высококлассного специалиста авиазавода? – спросил заместитель председателя комитета НХ РБ по бюджету, нало­гам и финансам Сергей Дроздов.

- Пока вы не отработаете нормативы с минфи­ном, вот так и будете: это мало, это много, это не­правильно, здесь нам не дали. Почему норматив не прошел до сих пор через минфин и не согласован с первым зампредом правительства? Я уже задавал этот вопрос министерству, но не услышал ответа, – обратился депутат к представителям минобрна­уки республики.

Ответом было объяснение, что нормативы только что разработаны и внутренне еще не разо­брались, разрабатывались на основе федеральных требований.

Что касается данного расчета, то, по словам педагогов, он новый, и по этой схеме еще не ра­ботали. Стоимость же госзадания в прошлом году также рассчитывалась, равной 70 тысячам, а выхо­дило и того меньше. Так как финансирование кол­леджа урезано на 2 млн рублей, соответственно, и было уменьшение фонда оплаты труда.

- Мы с завтрашнего дня с экономистами начи­наем пытаться согласовывать нормативы с ми­нистерством образования, но они должны быть четкими, откуда какая цифра взялась. Вы должны будете ясно объяснить, из чего у вас сложилась зарплата, коммунальные услуги, материальная база, - сказал Александр Стопичев.

Как отметил глава комитета НХ, норматив на госзадание не может включать в себя всё: прожи­вание в общежитии, потому как не все учащиеся проживают в нем, льготы детям-сиротам, разви­тие или обеспечение материально-технической базы, питание студентов и остальные социальные составляющие. По ним должен быть отдельный норматив со своими обоснованиями. В госзадание могут включаться зарплата, отчисления, стипен­дия, коммунальные услуги.

- На каждую профессию норматив должен быть разный. Заработная плата преподавателей средне­го профессионального образования должна рас­считываться от средней зарплаты по экономике. Если у нас не будет нормативов, то каждый год мы можем спорить по выделению средств. Но если есть госзадание, то должен быть и его норматив. Ясный, по которому будет понятно, какую сумму кто получит. Когда деньги выдаем не по нормати­ву, то весь год все ждут, что еще деньги придут. И получается, что те, кто сэкономил, ничего не по­лучают, а тем, кто все растратил, добавляют, и эта система каждый раз срабатывает, - объяснил Алек­сандр Стопичев необходимость правильного рас­чета норматива.

- Вы должны знать, как надо разрабатывать, су­меть доказать и обосновать каждое задание, - та­кими словами было подытожено рабочее совеща­ние.

Студенты колледжа востребованы

В колледже традиционных искусств обучается 414 студентов, социальную стипендию получают около 70 человек, коллектив составляет 57 чело­век. Обучение ведется по семи программам: деко­ративно-прикладное искусство и народные про­мыслы по видам, изготовитель художественных изделий из металла, портной с умением пошива национальной одежды (бурятской или семейской), повар и кондитер, изготовитель художественных изделий из дерева, механизация сельского хозяй­ства, хозяйка усадьбы.

В год внебюджетные средства составляют от 1,2 до 1,5 млн рублей. Это доходы от платных ус­луг, куда вошли курсовая подготовка водителей, оплата жилья в общежитии, учебное хозяйство, учебные мастерские.

На встрече с депутатами Хурала присутствова­ли несколько предпринимателей из числа работо­дателей, у которых традиционно студенты коллед­жа проходят практику и трудоустраиваются.

- Мы охотно берем студентов колледжа на прак­тику, не было ни одного случая брака, - отметила представитель мастерской Галина Цыплакова.

Берут к себе на работу и представителей других профессий: поваров, трактористов-механизаторов, портных. Хозяйки усадьбы пользуются спросом в домах отдыха, гостевых домах. Резчиков по дереву привечают строители - как оказалось в последнее время все большим спросом стали пользоваться ставни с резными наличниками.

Колледж ремесленников стал пятым в ходе оз­накомительных поездок депутатов по учрежде­ниям среднего профессионального образования. Ранее они посетили авиационный техникум, Бай­кальский колледж недропользования, индустри­альный техникум и республиканский техникум автомобильного транспорта.

Автор: Оксана ЦЫБДЕНОВА

Читайте также