Депутаты Народного Хурала Бурятии отметили необходимость согласования нормативов бюджетного обучения учреждений среднего профессионального звена с минфином республики. 25 января парламентарии во главе с председателем комитета по социальной политике Александром Стопичевым и представителями минобрнауки и минэкономики Бурятии посетили колледж традиционных искусств народов Забайкалья в селе Иволгинск. Такие поездки проводятся в рамках подготовки к «круглому столу» о ходе реализации закона РБ «Об образовании», проведение которого намечено на 15 февраля, сообщает газета «Бурятия».
Сколько стоит «хозяйка усадьбы» или «авиастроитель»?
После посещения учебных мастерских, учебных кабинетов, общежития и музея изделий колледжа на его базе прошло рабочее совещание, где были рассмотрены вопросы исполнения государственного задания, его финансирование и трудоустройство специалистов. Также депутаты рассмотрели вопрос расчета стоимости бюджетного обучения.
- Что вошло в норматив? – поинтересовался у представителей колледжа Александр Стопичев. – Он должен быть четко обоснованным, в расчете на одного студента. Если нормативы не защитите, то никто финансирования не даст.
Общий объем субсидий на госзадание колледжа традиционных искусств Забайкалья составил по итогам прошлого года более 35 млн рублей.
- Все цифры мы выполняем, нареканий от контролирующих органов не поступало, - отметил директор колледжа Анатолий Куприянов. – Кроме госзадания, выделяются субсидии, которые мы тоже все осваиваем.
Также директор объяснил, чему учат на специальности «хозяйка усадьбы». Она включает в себя обучение нескольким профессиям, сюда входят профессии: «овощевод», «бухгалтер-учетник», «повар», «портной с умением шитья бурятского национального костюма». Специальность обозначена согласно федеральному стандарту.
Но норматив стоимости подготовки специалиста по госзаданию в данном колледже выше, чем в авиационном техникуме.
- 70 тысяч рублей - столько рассчитали норматив на учебу в авиатехникуме, у вас 90 тысяч – «хозяйка усадьбы». Но почему ее подготовка должна быть выше стоимости обучения высококлассного специалиста авиазавода? – спросил заместитель председателя комитета НХ РБ по бюджету, налогам и финансам Сергей Дроздов.
- Пока вы не отработаете нормативы с минфином, вот так и будете: это мало, это много, это неправильно, здесь нам не дали. Почему норматив не прошел до сих пор через минфин и не согласован с первым зампредом правительства? Я уже задавал этот вопрос министерству, но не услышал ответа, – обратился депутат к представителям минобрнауки республики.
Ответом было объяснение, что нормативы только что разработаны и внутренне еще не разобрались, разрабатывались на основе федеральных требований.
Что касается данного расчета, то, по словам педагогов, он новый, и по этой схеме еще не работали. Стоимость же госзадания в прошлом году также рассчитывалась, равной 70 тысячам, а выходило и того меньше. Так как финансирование колледжа урезано на 2 млн рублей, соответственно, и было уменьшение фонда оплаты труда.
- Мы с завтрашнего дня с экономистами начинаем пытаться согласовывать нормативы с министерством образования, но они должны быть четкими, откуда какая цифра взялась. Вы должны будете ясно объяснить, из чего у вас сложилась зарплата, коммунальные услуги, материальная база, - сказал Александр Стопичев.
Как отметил глава комитета НХ, норматив на госзадание не может включать в себя всё: проживание в общежитии, потому как не все учащиеся проживают в нем, льготы детям-сиротам, развитие или обеспечение материально-технической базы, питание студентов и остальные социальные составляющие. По ним должен быть отдельный норматив со своими обоснованиями. В госзадание могут включаться зарплата, отчисления, стипендия, коммунальные услуги.
- На каждую профессию норматив должен быть разный. Заработная плата преподавателей среднего профессионального образования должна рассчитываться от средней зарплаты по экономике. Если у нас не будет нормативов, то каждый год мы можем спорить по выделению средств. Но если есть госзадание, то должен быть и его норматив. Ясный, по которому будет понятно, какую сумму кто получит. Когда деньги выдаем не по нормативу, то весь год все ждут, что еще деньги придут. И получается, что те, кто сэкономил, ничего не получают, а тем, кто все растратил, добавляют, и эта система каждый раз срабатывает, - объяснил Александр Стопичев необходимость правильного расчета норматива.
- Вы должны знать, как надо разрабатывать, суметь доказать и обосновать каждое задание, - такими словами было подытожено рабочее совещание.
Студенты колледжа востребованы
В колледже традиционных искусств обучается 414 студентов, социальную стипендию получают около 70 человек, коллектив составляет 57 человек. Обучение ведется по семи программам: декоративно-прикладное искусство и народные промыслы по видам, изготовитель художественных изделий из металла, портной с умением пошива национальной одежды (бурятской или семейской), повар и кондитер, изготовитель художественных изделий из дерева, механизация сельского хозяйства, хозяйка усадьбы.
В год внебюджетные средства составляют от 1,2 до 1,5 млн рублей. Это доходы от платных услуг, куда вошли курсовая подготовка водителей, оплата жилья в общежитии, учебное хозяйство, учебные мастерские.
На встрече с депутатами Хурала присутствовали несколько предпринимателей из числа работодателей, у которых традиционно студенты колледжа проходят практику и трудоустраиваются.
- Мы охотно берем студентов колледжа на практику, не было ни одного случая брака, - отметила представитель мастерской Галина Цыплакова.
Берут к себе на работу и представителей других профессий: поваров, трактористов-механизаторов, портных. Хозяйки усадьбы пользуются спросом в домах отдыха, гостевых домах. Резчиков по дереву привечают строители - как оказалось в последнее время все большим спросом стали пользоваться ставни с резными наличниками.
Колледж ремесленников стал пятым в ходе ознакомительных поездок депутатов по учреждениям среднего профессионального образования. Ранее они посетили авиационный техникум, Байкальский колледж недропользования, индустриальный техникум и республиканский техникум автомобильного транспорта.