Экономика 26 мая 2017 1232

​Мечты о высоком производстве: Бурятия готова предложить инвесторам уникальные налоговые льготы

Законопроект о биофармкластере в Бурятии, который должен был привлечь в республику деньги инвесторов, отклонили на сессии Народного Хурала. По словам парламентариев, закон никак не под­держивал местных производителей, которых, к слову, в регионе во­обще пока нет. Тем не менее, по мнению Минпромторга республики, этот законопроект необходим для того, чтобы привлечь крупные инвестиции. Без соответствующих льгот производителям фармацевтических товаров невыгодно работать с Бурятией. По словам министра промышленности и торговли Алексея Мишенина, сейчас разрабатывается аналогичный зако­нопроект – о биофармпроизводстве. Главное, чтобы этот закон не постигла участь своего предшественника, сообщает газета "Бурятия".

Некого поддерживать?

Вот уже несколько лет подряд Бу­рятию будоражат разговоры о соз­дании крупных промышленных зон, сулящих в дальнейшем большую прибыль, рабочие места и в перспек­тиве - немалые отчисления в бюджет республики. Это и промпарк, и био­фармкластер, и биотехнополис. За­конопроекты о создании подобных зон проходили слушания во всех ко­митетах Народного Хурала с жаркими спорами, внесениями изменений и дополнений. Не раз это освещалось и в СМИ. Обыватель, окончательно за­путавшись в парках, кластерах и по­лисах, молча наблюдал за развитием событий.

Справедливости ради стоит отме­тить, что планы по созданию, напри­мер, промпарка осуществились. Он жив и работает, правда пока только в зачаточном состоянии, но, тем не менее, старт дан. Однако, закон о био­фармкластере, к сожалению, «прика­зал долго жить». На прошедшей сес­сии Народного Хурала парламентарии большинством голосов отклонили законопроект во втором чтении. Но ведь надежды на фармпроизводство были, в том числе со стороны мест­ных учёных. Они не раз заявляли о том, что готовы осваивать свои разра­ботки в составе биофармкластера. И естественно, возник вопрос, по какой причине эти надежды похоронили?

По словам председателя Комитета по экономической политике Анато­лия Кушнарёва, всё дело в том, что в законопроекте были серьёзные заме­чания, а вот самого ценного, по мне­нию депутатов, не было.

- Самое ценное – это создать усло­вия для потенциальных инвесторов, для развития наших МИПов и в то же время для какой-нибудь крупной западной фирмы. В конечном итоге из Министерства промышленности и торговли Бурятии пришло письмо, чтобы его отозвать (законопроект - ред.), - прокомментировал депутат.

Также, по мнению Анатолия Куш­нарёва, пока в республике создать кластер не получится, ведь в Бурятии нет не просто крупного, а вообще лю­бого предприятия по производству фармацевтических товаров. Именно оно, по словам депутата, должно было стать неким ядром для создания кла­стера.

Юридические коллизии

В то же время министр промыш­ленности и торговли Бурятии Алек­сей Мишенин отметил, что это не единственная причина, по которой отклонили законопроект. Однако он объяснил, что если бы закон всё-таки вступил в силу, то наличие своего за­вода по производству «таблеток» было бы попросту не нужно.

- Сам законопроект задумывался для того, чтобы привлечь инвесторов. Он был рассчитан на то, чтобы ком­пенсировать до 90% уплаченных на­логов в течение 10 лет тому, кто при­едет и разместит здесь производство. Когда этот законопроект составляли, то даже ОКВЭДы прописывали для выпуска именно лекарственных пре­паратов, для производства высоко­технологичной продукции. То есть мы добивались того, чтобы завести в ре­гион инвестора по созданию высоко­технологичного производства, - объ­яснил Алексей Мишенин.

В ходе рассмотрения закона на кру­глых столах возникла потребность в том, чтобы дополнить производство БАДами и переработкой дикоросов. Это делали по запросам депутатов и местных предпринимателей. Но по мере разработки стало ясно, что тре­буется не просто пересмотреть какие- то пункты, а полностью изменить на­звание законопроекта.

- Почему? Потому что тогда, когда он задумывался, мы не обратили вни­мания на то, что в определение было включено название «кластер». А что такое кластер по нормативным доку­ментам? Это 10 предприятий, которые работают в субъекте и взаимодей­ствуют между собой, создавая некую кооперацию, - рассказал министр про­мышленности и торговли Бурятии.

Взять «с потолка» сразу 10 произ­водителей фармацевтической про­дукции в регионе, где их нет вообще, невозможно. Потребовалось изменить само название закона, изменив фор­мулировку - с «биофармкластер» на «биофармпроизводство».

- Но дальше опять у нас включи­лись правила «нормативки», что при изменении названия законопроекта он должен быть отменён, и «заходить» заново, - сообщил Алексей Мишенин.

А это, вероятно, ещё не один год жарких дискуссий и доработок на круглых столах. То есть самая ценная составляющая экономического разви­тия – время - просто «вылетела в тру­бу». Вместе с надеждами на развитие «высокого» производства в Бурятии.

- Все были недовольны, что это долго длится,- признает Алексей Ми­шенин. - Тяжело сказать, почему его не принимали. Я считаю, что данный за­кон нужен. Ведь это стимулирующий закон. В целом, позиция министерства была следующей: да, у нас нет произ­водства, но давайте сделаем что-то для того, чтобы инвестор сам захотел сюда прийти и создать его у нас в ре­гионе. Если мы сами пойдём через на­уку, через разработку, через БНЦ, то это будет очень долго.

«Заманить» деньги

Между тем, суть законопроекта была проста и эффективна. Крупный производитель должен был получить условия производства намного более выгодные, чем у себя в регионе. И воз­можность для их создания была.

- Самое главное было в том, чтобы завести сюда инвестора. Для нас это инвестиции в производство, где будут создаваться рабочие места. Мы закла­дываем будущее. Не сможет инвестор потом свой завод забрать и уйти от­сюда. Он будет работать. Например, инвестор говорит, что хочет постро­ить здесь завод стоимостью в 100 млн рублей. А мы с ним на 10 лет подписы­ваем соглашение, что в течение этого времени от всех республиканских на­логов мы ему возвращаем 90%. Но не больше тех 100 млн, которые он ин­вестировал в создание производства. Первый год он никаких налогов не за­платит. Он просто тратит свои деньги. В лучшем случае на второй год он нач­нет немного налогов платить. К пя­тому году у него уже большой объём налогов будет. Он эти 100 млн может быть за 10 лет и не выберет налогами, а может, за пять лет все налоги вы­брать и начать отчислять уже 100% в республиканский бюджет. Как бы то ни было, привлечение таких инвесто­ров выгодно для Бурятии, - считает Алексей Мишенин.

Но и это не все «плюшки», кото­рые могли бы достаться довольному инвестору. По словам министра про­мышленности и торговли республи­ки, законопроект предусматривал уникальные условия, которые вряд ли смогли бы предоставить другие ре­гионы.

- Все примерно одинаково разви­ваются, у всех примерно одинаковые меры поддержки. Для того, чтобы привлечь, мы должны быть в чём-то лучше. В каждом субъекте уже су­ществуют нормативы, по которым любой инвестор может зайти и под­писать соглашение о том, что он, со своей стороны, гарантирует объём инвестиций, а субъект, со своей сторо­ны, освобождает его от какого-то про­цента налога на прибыль, налога на землю и налога на имущество, - объ­яснил Алексей Мишенин.

Однако уникальность законопро­екта, который остался на бумаге, за­ключалась в том, чтобы предоставить возврат налога на доходы физических лиц. Также в объёме 90%.

- Этот налог начинают платить фактически с первого дня. Более того, у многих предприятий доля НДФЛ составляет 90% от всех уплаченных налогов. Кто-то может сказать, что НДФЛ - это налог физического лица, и его нельзя вернуть юридическому. Но ведь все налоги сначала платятся в бюджет, а потом мы 90% из обще­го мешка возвращаем инвестору. В этом и заключалась уникальность. Ни в одном субъекте такого тотального возврата налогов нет. И мы могли вы­годно привлекать инвесторов, - наста­ивает Алексей Мишенин.

Несбывшиеся мечты и надежды на будущее

По мнению министра промыш­ленности и торговли Бурятии, наш регион не может повторить опыт более богатых субъектов: вложить собственные деньги в строительство заводов для привлечения производи­телей. Но наша республика могла бы предоставить инвесторам уникаль­ные льготы, чтобы в первые годы соз­давать производство и рабочие места, а в дальнейшем получать с этого не­плохую прибыль.

- Да, где-то мы должны были на старте часть потенциальных налогов и доходов вернуть инвестору. Но зато у нас осталось бы производство. Пла­нировалось вести переговоры с ино­странными производителями. Шли переговоры с Китаем. Одно могу ска­зать точно: этот закон изначально не был ни под кого «заточен». Он должен был сделать одно - создать выгодные условия для крупных инвесторов, - резюмировал Алексей Мишенин.

И хотя повод для грусти по безвре­менно ушедшему закону о биофарм­кластере есть, отчаиваться всё же не стоит. Ведь, по информации Мин­промторга Бурятии и Народного Ху­рала республики, «взамен» отклонён­ного закона на свет должен появиться новый - о биофармпроизводстве, где учтут все юридические и экономиче­ские нюансы, которые не прошли «с первого раза». По словам Анатолия Кушнарёва, эту идею поддержал и.о. Главы Бурятии Алексей Цыденов. Очень хочется верить в то, что новый законопроект не утонет в болоте бю­рократической рутины и позволит выйти Бурятии на рынок фармацев­тического производства.

Фото pixabay

Автор: Елена МЕДВЕДЕВА

Читайте также