Законопроект о биофармкластере в Бурятии, который должен был привлечь в республику деньги инвесторов, отклонили на сессии Народного Хурала. По словам парламентариев, закон никак не поддерживал местных производителей, которых, к слову, в регионе вообще пока нет. Тем не менее, по мнению Минпромторга республики, этот законопроект необходим для того, чтобы привлечь крупные инвестиции. Без соответствующих льгот производителям фармацевтических товаров невыгодно работать с Бурятией. По словам министра промышленности и торговли Алексея Мишенина, сейчас разрабатывается аналогичный законопроект – о биофармпроизводстве. Главное, чтобы этот закон не постигла участь своего предшественника, сообщает газета "Бурятия".
Некого поддерживать?
Вот уже несколько лет подряд Бурятию будоражат разговоры о создании крупных промышленных зон, сулящих в дальнейшем большую прибыль, рабочие места и в перспективе - немалые отчисления в бюджет республики. Это и промпарк, и биофармкластер, и биотехнополис. Законопроекты о создании подобных зон проходили слушания во всех комитетах Народного Хурала с жаркими спорами, внесениями изменений и дополнений. Не раз это освещалось и в СМИ. Обыватель, окончательно запутавшись в парках, кластерах и полисах, молча наблюдал за развитием событий.
Справедливости ради стоит отметить, что планы по созданию, например, промпарка осуществились. Он жив и работает, правда пока только в зачаточном состоянии, но, тем не менее, старт дан. Однако, закон о биофармкластере, к сожалению, «приказал долго жить». На прошедшей сессии Народного Хурала парламентарии большинством голосов отклонили законопроект во втором чтении. Но ведь надежды на фармпроизводство были, в том числе со стороны местных учёных. Они не раз заявляли о том, что готовы осваивать свои разработки в составе биофармкластера. И естественно, возник вопрос, по какой причине эти надежды похоронили?
По словам председателя Комитета по экономической политике Анатолия Кушнарёва, всё дело в том, что в законопроекте были серьёзные замечания, а вот самого ценного, по мнению депутатов, не было.
- Самое ценное – это создать условия для потенциальных инвесторов, для развития наших МИПов и в то же время для какой-нибудь крупной западной фирмы. В конечном итоге из Министерства промышленности и торговли Бурятии пришло письмо, чтобы его отозвать (законопроект - ред.), - прокомментировал депутат.
Также, по мнению Анатолия Кушнарёва, пока в республике создать кластер не получится, ведь в Бурятии нет не просто крупного, а вообще любого предприятия по производству фармацевтических товаров. Именно оно, по словам депутата, должно было стать неким ядром для создания кластера.
Юридические коллизии
В то же время министр промышленности и торговли Бурятии Алексей Мишенин отметил, что это не единственная причина, по которой отклонили законопроект. Однако он объяснил, что если бы закон всё-таки вступил в силу, то наличие своего завода по производству «таблеток» было бы попросту не нужно.
- Сам законопроект задумывался для того, чтобы привлечь инвесторов. Он был рассчитан на то, чтобы компенсировать до 90% уплаченных налогов в течение 10 лет тому, кто приедет и разместит здесь производство. Когда этот законопроект составляли, то даже ОКВЭДы прописывали для выпуска именно лекарственных препаратов, для производства высокотехнологичной продукции. То есть мы добивались того, чтобы завести в регион инвестора по созданию высокотехнологичного производства, - объяснил Алексей Мишенин.
В ходе рассмотрения закона на круглых столах возникла потребность в том, чтобы дополнить производство БАДами и переработкой дикоросов. Это делали по запросам депутатов и местных предпринимателей. Но по мере разработки стало ясно, что требуется не просто пересмотреть какие- то пункты, а полностью изменить название законопроекта.
- Почему? Потому что тогда, когда он задумывался, мы не обратили внимания на то, что в определение было включено название «кластер». А что такое кластер по нормативным документам? Это 10 предприятий, которые работают в субъекте и взаимодействуют между собой, создавая некую кооперацию, - рассказал министр промышленности и торговли Бурятии.
Взять «с потолка» сразу 10 производителей фармацевтической продукции в регионе, где их нет вообще, невозможно. Потребовалось изменить само название закона, изменив формулировку - с «биофармкластер» на «биофармпроизводство».
- Но дальше опять у нас включились правила «нормативки», что при изменении названия законопроекта он должен быть отменён, и «заходить» заново, - сообщил Алексей Мишенин.
А это, вероятно, ещё не один год жарких дискуссий и доработок на круглых столах. То есть самая ценная составляющая экономического развития – время - просто «вылетела в трубу». Вместе с надеждами на развитие «высокого» производства в Бурятии.
- Все были недовольны, что это долго длится,- признает Алексей Мишенин. - Тяжело сказать, почему его не принимали. Я считаю, что данный закон нужен. Ведь это стимулирующий закон. В целом, позиция министерства была следующей: да, у нас нет производства, но давайте сделаем что-то для того, чтобы инвестор сам захотел сюда прийти и создать его у нас в регионе. Если мы сами пойдём через науку, через разработку, через БНЦ, то это будет очень долго.
«Заманить» деньги
Между тем, суть законопроекта была проста и эффективна. Крупный производитель должен был получить условия производства намного более выгодные, чем у себя в регионе. И возможность для их создания была.
- Самое главное было в том, чтобы завести сюда инвестора. Для нас это инвестиции в производство, где будут создаваться рабочие места. Мы закладываем будущее. Не сможет инвестор потом свой завод забрать и уйти отсюда. Он будет работать. Например, инвестор говорит, что хочет построить здесь завод стоимостью в 100 млн рублей. А мы с ним на 10 лет подписываем соглашение, что в течение этого времени от всех республиканских налогов мы ему возвращаем 90%. Но не больше тех 100 млн, которые он инвестировал в создание производства. Первый год он никаких налогов не заплатит. Он просто тратит свои деньги. В лучшем случае на второй год он начнет немного налогов платить. К пятому году у него уже большой объём налогов будет. Он эти 100 млн может быть за 10 лет и не выберет налогами, а может, за пять лет все налоги выбрать и начать отчислять уже 100% в республиканский бюджет. Как бы то ни было, привлечение таких инвесторов выгодно для Бурятии, - считает Алексей Мишенин.
Но и это не все «плюшки», которые могли бы достаться довольному инвестору. По словам министра промышленности и торговли республики, законопроект предусматривал уникальные условия, которые вряд ли смогли бы предоставить другие регионы.
- Все примерно одинаково развиваются, у всех примерно одинаковые меры поддержки. Для того, чтобы привлечь, мы должны быть в чём-то лучше. В каждом субъекте уже существуют нормативы, по которым любой инвестор может зайти и подписать соглашение о том, что он, со своей стороны, гарантирует объём инвестиций, а субъект, со своей стороны, освобождает его от какого-то процента налога на прибыль, налога на землю и налога на имущество, - объяснил Алексей Мишенин.
Однако уникальность законопроекта, который остался на бумаге, заключалась в том, чтобы предоставить возврат налога на доходы физических лиц. Также в объёме 90%.
- Этот налог начинают платить фактически с первого дня. Более того, у многих предприятий доля НДФЛ составляет 90% от всех уплаченных налогов. Кто-то может сказать, что НДФЛ - это налог физического лица, и его нельзя вернуть юридическому. Но ведь все налоги сначала платятся в бюджет, а потом мы 90% из общего мешка возвращаем инвестору. В этом и заключалась уникальность. Ни в одном субъекте такого тотального возврата налогов нет. И мы могли выгодно привлекать инвесторов, - настаивает Алексей Мишенин.
Несбывшиеся мечты и надежды на будущее
По мнению министра промышленности и торговли Бурятии, наш регион не может повторить опыт более богатых субъектов: вложить собственные деньги в строительство заводов для привлечения производителей. Но наша республика могла бы предоставить инвесторам уникальные льготы, чтобы в первые годы создавать производство и рабочие места, а в дальнейшем получать с этого неплохую прибыль.
- Да, где-то мы должны были на старте часть потенциальных налогов и доходов вернуть инвестору. Но зато у нас осталось бы производство. Планировалось вести переговоры с иностранными производителями. Шли переговоры с Китаем. Одно могу сказать точно: этот закон изначально не был ни под кого «заточен». Он должен был сделать одно - создать выгодные условия для крупных инвесторов, - резюмировал Алексей Мишенин.
И хотя повод для грусти по безвременно ушедшему закону о биофармкластере есть, отчаиваться всё же не стоит. Ведь, по информации Минпромторга Бурятии и Народного Хурала республики, «взамен» отклонённого закона на свет должен появиться новый - о биофармпроизводстве, где учтут все юридические и экономические нюансы, которые не прошли «с первого раза». По словам Анатолия Кушнарёва, эту идею поддержал и.о. Главы Бурятии Алексей Цыденов. Очень хочется верить в то, что новый законопроект не утонет в болоте бюрократической рутины и позволит выйти Бурятии на рынок фармацевтического производства.
Фото pixabay