Экономика 30 мар 2018 879

​​Какие перспективы у допобразования Бурятии?

Таким вопросом задались участники «круглого стола», который состоялся по инициативе комитета Народного Хурала РБ по социальной политике. Депутаты республиканского парламента, представители правительства, педагоги образовательных организаций обозначили самые насущные проблемы, которые стоят перед учреждениями дополнительного образования республики, сообщает газета «Бурятия».

А их на сегодняшний день немало. Прежде всего это нехватка помещений для организации кружков и секций, недостаточное число профессиональных педагогов и, конечно, финансирование этой отрасли, которое практически не увеличивается уже на протяжении нескольких лет.

Парламентарии отмечают, что в последние годы складывается хорошая тенденция - ребята вновь пошли в кружки и секции. Однако площади помещений не увеличиваются, штатная численность практически не растёт, но все обязательные индикаторы выполняются. И возникает резонный вопрос: может быть, есть какие-то «скрытые резервы», и нужно просто увеличить финансирование, или же всё-таки глубже и всесторонне подходить к проблеме дополнительного образования детей.

«В целом мы выполняем «майские указы» Президента, но в то же время отдельные районы не охватывают даже половины детей дополнительным образованием, особенно пригородные районы. В них идёт приток населения из сельской местности, а сама система дополнительного образования не увеличивается, ни в материальном плане, ни в кадровом. Конечно, есть проблемы с финансированием. Из федерального бюджета на дополнительное образование средства не выделяются, из республиканского бюджета выделяется 392 млн рублей, но это только на повышение заработной платы педагогам. На развитие дополнительного образования денег пока нет, хотя в Указах Президента РФ сказано, что должно быть софинансирование 50 на 50», - заявил председатель Комитета Народного Хурала РБ по социальной политике Александр Стопичев.

Общее и техническое допобразование

Правительством России поставлена задача к 2020 году в каждом субъекте РФ открыть детский технопарк, где бы выявлялись талантливые дети в области инженерии и техники. В прошлом году республика стала одним из победителей Всероссийского конкурса, и уже в ближайшем будущем в Бурятии будет открыт свой технопарк по типу «Кванториума». Постоянно его смогут посещать более 800 детей, а по кратковременным программам - не менее 3,5 тысяч человек.

«На сегодняшний день разработана проектно-сметная документация, началась подготовка педагогов, которые будут работать в «Кванториуме». Чтобы здание соответствовало всем существующим требованиям, из республиканского бюджета выделено 50 млн рублей. Всего для реализации данного проекта из федерального бюджета привлекаются 78 млн рублей, из республиканского бюджета доля софинансирования составит 5 млн рублей, а также средства инвесторов в размере 10 млн рублей. То есть данный проект будет реализовываться в рамках программы государственно-частного партнёрства», - подчеркнул заместитель министра образования и науки РБ Валерий Поздняков.

Особое внимание в сфере дополнительного образования уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В Бурятии созданы региональное отделение «Российского движения школьников», а также отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия».

Постоянно проводятся различные мероприятия, «круглые столы», «Вахты памяти», выезды к местам героических сражений на поля Великой Отечественной войны. В этом году, по словам педагогов, ряды юнармейцев пополнятся ещё на несколько сотен молодых ребят и составят более двух с половиной тысяч человек.

Не менее активно работает и Всероссийское движение школьников. Бурятским региональным отделением проведены 37 всероссийских акций, 11 всероссийских конкурсов, всего почти 300 мероприятий.

«Мы смело можем говорить, что наше региональное отделение предоставляет возможность каждому ребёнку добровольно определить направления для развития, а участникам всероссийских конкурсов на заочных и очных этапах позволяет заработать путёвки в детские центры федерального уровня», - отметил Валерий Поздняков.

У депутатов возникло несколько вопросов к замминистру образования и науки РБ, на которые чёткого и ясного ответа получено так и не было. В частности, до сих пор нет нормативов по дополнительному образованию на уровне республики, хотя за этот подзаконный акт отвечает министерство образования и науки.

«Мы сейчас обсуждаем исполнение закона, и я думаю, что он в полной мере не исполняется. Почему так происходит? Потому, что вы вовремя не разработали и не довели нормативный акт, хотя этот вопрос поднимается уже не первый год. Правильно говорят мои коллеги, мы три года назад об этом уже говорили, но работа не сделана», - заявил депутат Цыденжап Батуев.

Кроме этого парламентарии подняли вопрос и о материально-техническом обеспечении сферы допобразования. На сегодняшний день многие кружки и секции ютятся в подвальных помещениях, не приспособленных для занятий с детьми. Также постоянно возникают проблемы с подвозом детей из районов в город и из республики в другие регионы для участия в различных конкурсах и фестивалях российского уровня.

Спорт и физическая культура

Основным «фундаментом», осуществляющим охват детей для занятий спортом являются детские спортивные школы и специализированные спортивные школы олимпийского резерва. В этом году должна быть завершена реформа в сфере дополнительного образования, согласно которой все спортивные школы будут переданы из министерства образования в министерство спорта и молодёжной политики.

И здесь также возникает ряд вопросов, которые пока до сих пор не решены. Прежде всего это касается тренерского состава. Если до сих пор тренеры - преподаватели имели все социальные льготы, так как работали в системе образования, то теперь они могут этого лишиться. Но, как заверил участников «круглого стола» директор Центра спортивной подготовки Иван Козырев, сегодня ведётся активная работа, чтобы за тренерами сохранились все льготы, заработная плата и возраст выхода на пенсию:

«В целях недопущения потерь всех имеющихся льгот министерством спорта и молодёжной политики РБ подготовлены изменения в методику распределения субсидий, куда включены работники муниципальных организаций физической культуры и спорта».

Депутатов волновало, что будет с помещениями, где занимаются спортом дети, после проведения реформы, а также сохранится ли та материальная база, которая существует на сегодняшний день и будет ли она развиваться. Как сообщил Иван Козырев, существуют федеральные программы, которые предусматривают закупку нового оборудования и спортинвентаря для детских спортивных школ.

«Сегодня закреплён ряд субсидий для спортсменов, показывающих хорошие результаты. На этот год, по базовым видам спорта субсидии составят порядка 17 млн рублей с учётом софинансирования. Кроме этого существует субсидия для приобретения оборудования и инвентаря для школ олимпийского резерва. В 2016 году мы получили более 31 млн рублей, что позволило кардинальным образом улучшить ситуацию в части переоснащения. В этом году эта субсидия также запланирована в размере 22 млн рублей. Все эти вопросы мы постепенно будем решать», - отметил Иван Козырев.

Комментируя выступление директора Центра спортивной подготовки, Александр Стопичев подчеркнул, что в ходе встреч с представителями министерства спорта и молодёжной политики РБ у него сложилось впечатление, что у самих чиновников ещё нет чёткого понимания реформы дополнительного образования в сфере спорта и физической культуры.

Культура и искусство в допобразовании

В Бурятии на сегодняшний день действует 48 детских школ искусств и 34 филиала, в которых обучается девять с половиной тысяч детей.

По словам заместителя министра культуры РБ Николая Емонакова, главные проблемы, с которыми сталкиваются наши школы искусств, - это нехватка помещений и старые, изношенные музыкальные инструменты, - около 80%.

Как подчеркнул замминистра, это может привести к тому, что в будущем у нас будет просто ощущаться нехватка профессиональных музыкантов и преподавателей. Тем более не нужно забывать, что в сфере искусства есть ярко выраженная специфика преподавания и обучения.

«Могу привести только один пример: чтобы иметь один симфонический оркестр, надо, чтобы десять тысяч детей пошли в детские школы искусств. Подготовка кадров - одна из самых длительных по времени. И без дополнительного образования у нас просто не будет культуры и искусства, не будет развития».

Чтобы решить все эти проблемы, необходимо дополнительное финансирование. И хотя есть федеральные программы, в которых министерство культуры постоянно участвует, по словам Николая Емонакова, суммы, которые выделяются, незначительные, что сказывается на уровне обучения. Если в 2016 году выделяемая сумма составляла чуть более одного миллиона рублей, то в этом году всего 131 тысяча рублей.

Замминистра обратил особое внимание на отсутствие республиканских программ развития допобразования в сфере культуры и искусств.

«До 2015 года в Бурятии существовала наша региональная программа, которая показала свою эффективность, и хоть суммы там также были не большие, около 2 млн рублей ежегодно, но это было неплохим подспорьем для школ искусств. Сейчас же такой программы нет, и мы не можем полноценно участвовать в системе софинансирования с федеральным центром».

В настоящее время поступают предложения, и уже активно ведётся работа, чтобы передать дополнительное образование в сфере культуры с муниципального на региональный уровень, что, по мнению экспертов, может благоприятно отразиться на финансировании данной отрасли.

Итоги и рекомендации

По итогам «круглого стола» депутатами был выработан ряд рекомендаций, которые, по их мнению, должны улучшить состояние дополнительного образования в нашей республике по всем направлениям. Прежде всего - разработать и принять программу развития системы дополнительного образования на период 2019 - 2023 годов.

Кроме этого, необходимо изменить методику предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета в муниципальные бюджеты на дополнительное образование, а также обеспечить материально-техническую базу организаций дополнительного образования в соответствии с требованиями федерального закона и законов Республики Бурятия.

Ещё два десятилетия назад многие дети одновременно посещали несколько кружков и секций, при этом оставалось время и на обычную школу, и на отдых. Сегодня же хорошо, если ребёнок посещает один кружок или секцию, а дети ютятся в небольших помещениях и занимаются на оборудовании, которому уже несколько лет. А ведь в сегодняшнем стремительно изменяющемся мире нужно идти в ногу со временем, иначе все полученные знания останутся невостребованными, а вложенные в дополнительное образование деньги просто будут «выброшены на ветер».

СПРАВКА:

На сегодняшний день в Бурятии работают более 150 учреждений допобразования, которые посещают 66% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Работают 4100 кружков, секций и творческих объединений по 10 направлениям. В системе допобразования РБ задействовано почти 2600 педработников. Эксперты отмечают, что в Бурятии востребованными становятся программы допобразования для детей дошкольного возраста.

Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН

Читайте также